Творческий проект: Ландшафтное проектирование и озеленение образовательного учреждения -«Школьный уголок отдыха»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов Ровеньского района Белгородской области»
Творческий проект:
«Ландшафтное проектирование и озеленение образовательного учреждения»
«Школьный уголок отдыха»

п. Ровеньки
2016
1. Актуальность проекта.
В настоящее время вокруг нас преобладает агрессивно-визуальная среда. Такая среда способна вызвать у человека различные болезни, расстройства, иные негативные последствия. Что можно сделать для изменения этой ситуации, имея минимум материальных средств, находясь вдали от лесных массивов и парковых зон, но обладая знаниями и желанием изменить окружающий мир к лучшему? Атмосферный воздух загрязняется целым комплексом различных химических веществ. Зеленые насаждения пришкольного участка способны поглощать многие вещества, тем самым играя роль живых фильтров. Оздоровительная роль растений на пришкольном участке проявляется, прежде всего, в том, что они выделяют специфические вещества фитонциды. Эти вещества могут подавлять развитие вредных бактерий, микроорганизмов. Зеленые насаждения школьного участка регулируют влажность воздуха. Это особенно важно для микроклимата школьного двора, т. к. влажность воздуха в летние дни, а так же в конце весны и в начале осени бывает очень незначительной. Даже небольшие участки зелени внутри школьного двора создают более благоприятные микроклиматические условия. [6]
Важен и противошумовой эффект зеленых насаждений на пришкольном участке. В нашем школьном дворе организованы места для отдыха и занятий. Здесь можно почитать, провести наблюдения за биологическими объектами, расположенными поблизости, организовать занятия натуралистического кружка, наконец, просто отдохнуть. Экоцветники могут служить живым учебным пособием при изучении различных тем курсов ботаники и экологии. Простота стиля позволяет самим создавать композиции, использовать их во внеклассной и учебной работе, видеть красоту родной природы. [2]
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна в настоящее время для всех нас. Охрана и защита природы позволяет каждому ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.
Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме этого она должна быть и местом проведения свободного времени. [3]
Наша школа работает в одну смену и все дети на переменах и после уроков гуляют в школьном дворе. Ожидание начала занятий в уютном уголке зоны отдыха может стать полезным времяпрепровождением с точки зрения  эстетики, экологии и здоровьесбережения. Проект планируется разместить на территории, примыкающей к тыльной стороне здания школы.
Увлекаясь в свободное время программами по проектированию и Web-дизайну в рамках творческого проекта «Ландшафтное проектирование и озеленение образовательного учреждения» я решил создать проект зоны отдыха школьного двора «Школьный уголок отдыха» в деревенском стиле с этнической направленностью с учетом экологической составляющей.
Сведения об основных исполнителях:
Название проекта Ландшафтное проектирование и озеленение образовательного учреждения «Школьный уголок отдыха»
Адрес организации:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов Ровеньского района Белгородской области»
309740, Белгородская область, Ровеньский район, п. Ровеньки, ул. Ленина, д.147 8(47-238) 5-51-51
ФИО автора проекта, класс Зубков Данил Александрович, 7а класс
ФИО руководителя проекта,
должность Зубкова Елена Владимировна, учитель химии и биологии
ФИО директора образовательной организации: Макарова Елена Васильевна
Исполнители: Персонал, педагоги и учащиеся МБОУ «Ровеньская СОШ с УИОП», родители.
2. Цель и задачи проекта.
Цель:
Создание на территории школьного двора участка, соответствующего эстетическим и функциональным нормам и условиям отдыха детей.
Задачи:
изучить материалы книг и журналов о ландшафтном дизайне
выбрать участок на территории школы
разработать модель зоны отдыха
выбрать элементы цветочно-декоративных композиций
разработать план работ по реализации проекта
подобрать растительный материал
составить смету реализации проекта
распланировать участок
посадить деревья и кустарники, многолетние цветы
3. Механизм достижения поставленной цели.
В осуществлении проекта можно выделить несколько уровней:
общешкольный уровень;
административный уровень;
педагогический уровень;
родительский уровень.
Общешкольный уровень – осуществляется через работу творческой группы, в состав которой входят: учителя, обучающиеся.
Административный уровень – представляют директор, заместители директора, председатель Управляющего совета школы.
Педагогический уровень – классные руководители 1-11 классов.
Родительский уровень — родительский комитет школы.
На общешкольном уровне создаётся творческая группа, в задачу которой входит план работы с достижением конкретной общей цели.
На первом этапе проводится заседание для определения наиболее важных проблем. Затем осуществляется работа по созданию зоны отдыха.
        Первым этапом работ было визуальное обследование участка. При осмотре была определена площадь участка, видовой и количественный состав существующих растений. Путем наблюдений выяснена освещённость участка, почвенные характеристики. В процессе обследования было установлено  следующее.  Участок – прямоугольной формы, без перепада высот, освещен весь день.
На месте отдыха определено расположение беседки, лавочек, столика, цветочных рабаток и клумб.
Основные этапы реализации проекта:
Проектирование зоны отдыха.
Создание объемного макета с использованием элементов ландшафтного дизайна.
Оформление зоны отдыха: центральным объектом уголка отдыха является беседка, вокруг которой располагаются 2 сухих ручья, декоративные мостики, скамейки, вазоны с цветами, деревья рябины, кустарники жасмина.
Использование декоративных предметов ландшафтного интерьера зоны отдыха.
Срок реализации проекта: с января 2016 г. по сентябрь 2016г.
Практическая часть реализация проекта должна осуществляться с марта 2016 года по сентябрь 2016 года. В октябре 2016 года будут подведены итоги.
4. Этапы реализации проекта «Школьный уголок отдыха»
№п/пНазвание этапа Цель Срок выполнения
1 Подготовительный Мотивация проекта январь 2016г.
2 Проектировочный Схема построения февраль 2016г.
Аналитико-коррекционный Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений февраль - март 2016г.
3 Практический Реализация проекта март 2016г. -сентябрь 2016г.
5 Заключительный Результаты работы. Переход на следующий уровень развития сентябрь 2016г.

4.1. План мероприятий проектировочного этапа
№ п/пМероприятие Ответственный
1 Разработка проекта зоны отдыха для детей
создание план – сетки;
составление плана озеленения и благоустройства зоны отдыха творческая группа
2 Информирование участников проекта Школьная газета «ШЕГ+»

4.2. План мероприятий практического этапа
№п/пМероприятие Ответственный
1 Приобретение деревьев, кустарников, семян цветов для рассады. Творческая группа
2 Трудовой десант «Уголок отдыха» (разбивка клумб, посадка деревьев и кустарников), подготовка места для постройки, сухих ручьев. Обработка почвы и посадка газонной травы и цветов. Классные руководители, старшая вожатая, учителя технологии
3 Приобретение монтажных конструкций, скамеек.
Установка беседки-домика, скамеек, декоративных вазонов. Учителя технологии,
творческая группа, родители
4 Уход за посаженными растениями. Коллективы 6 – 8 классов
7 Оформление зоны отдыха декоративными предметами ландшафтного интерьера. Учителя технологии,
творческая группа, родители

4.3. Механизм реализации проекта
№п/пНазвание мероприятия Сроки Участники
21 Создание штаба по реализации проекта Январь 2016 г. Администрация, педагоги, родительский комитет, учащиеся школы
32 Разработка плана мероприятий по реализации проекта «Школьный уголок отдыха» Февраль 2016 г. Творческая группа

5. Смета расходов по реализации проекта

п /пНаименование материалов Количество Цена Сумма
Беседка 1 штука 5000 5.000
Скамейка 3 штуки 1500 4.500
Деревянный брус 30х30х3000 80 шт50 4000
Вазоны для цветов 2 1000 2000
Мелкопесочный гравий 1,5т. 2000 3000
Щебень 0,5 т. 1500 850
Колер 10 кг 200 2000
Деревья Рябины 10 штук 200 2000
Кустарник жасмина 16 штук 200 3.200
Кусты роз 10 шт150 1500
Рассада: бархатцы,
петуния,
циния200 шт100 шт100 шт20
25
60 4000
2500
600
Газонная трава 30 кг 100 3.000
Итог: 38150
6. Ожидаемые результаты
  Формирование у участников проекта навыков практической природоохранной   работы и  исследовательской деятельности.
Улучшение экологического состояния  и эстетического вида пришкольной территории, создание школьного уголка как образца эстетического вкуса, зоны активного отдыха.
Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости, трудолюбия.
Повышение мотивации и самооценки учащихся, формирование  умения  делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры.
7. Оценка эффективности проекта
Предлагаемый дизайн - проект преобразования школьного двора в комфортную и красивую экосистему вполне реалистичен, так как:
не требует изменений площади и рельефа;
структурные компоненты нового ландшафта могут быть преемственно привязаны к местам старого участка;
стиль проекта и асимметричность ландшафтных компонентов выгодно подчеркнет особенности участка;
сбалансированность и гармоничность новому участку могут придать дизайнерские находки, а также местные природные материалы.
Оценка  эффективности данного  проекта  будет проводиться по направлениям:  дети, родители, население.
Диагностика уровня сформированности  социальной  компетентности школьников.
Диагностика удовлетворенности населения результатами деятельности по проекту.
Диагностика удовлетворенности родителей образовательным учреждением
Наблюдение.
Отзывы участников.
Приложение 1. План проекта

Беседка-домик
Скамейка
Сухой ручей с мостиком
Вазоны
Дорожки
Жасмин
Цветники
Искусственный колодец
Декоративная повозка
Рябина
Цветочные рабатки
Приложение 2. Работа над проектом

Создание объемного 3D макета

Объемный 3D макет

Ландшафтное проектирование в 2D формате

Создание макета и проекта зоны отдыха
Приложение 3. Использование декоративных предметов ландшафтного интерьера зоны отдыха
Декоративный цветник


Декоративный цветник


Сухой ручей


Варианты оформления скамейки



Декоративные фигуры зоны отдыха



Список использованной литературы: 
 
 Гарнизиненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера Р. н/Д: Феникс, 2005.
  Пугал Н.А. Экология и эстетика пришкольного участка, М.: Школьные технологии, №3 1998
Рыбина О.В. «Проектная деятельность учащихся в современной школе», М.: «Образование в современной школе», 2003, № 9, с. 20–22
Фирсова Г.В., Кувшинов Н.В. «Справочник озеленителя», М.: Агропромиздат, 1995
Источники интернет
http://mega.poleznoeinfo.ruhttp://infourok.ruhttp://ped-kopilka.ruhttp://www.d-pils.lvhttp://www.flowershouse.ruhttp://samdizajner.ru/6-originalnyx-idej-dlya-ukrasheniya-vashego-sada.htmlhttp://designbyhand.ru/183-dekorativnyy-sad-svoimi-rukami-foto.htmlhttp://www.delatsami.com/dlasada/podelkidlasadasvoimirukami9figuroksmaster-klassom