Итоговая контрольная работа за курс начальной школы

Итоговая контрольная работа за курс начальной школы
по литературному чтению за 2010 – 2011 учебный год.

Ученик самостоятельно читает текст и выполняет задания к нему. Каждый вариант состоит из 15 заданий, дифференцированных по трем уровням сложности. При выполнении заданий 1 - 10 (часть 1) учащиеся должны выбрать один правильный ответ из четырех предложенных. Задания 11 - 14 (часть 2) требуют самостоятельного ответа. Это могут быть вопросы по тексту или вопросы, проверяющие уровень начитанности учащихся.
Задание 15 (часть 3) повышенной сложности. Оно носит творческий характер. Учащиеся должны ответить на вопрос 5 - 6 предложениями.

Требования к уровню подготовки учащихся,
оканчивающих начальную школу

Учащиеся должны знать/понимать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные;
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Рекомендации по оцениванию результатов

Каждое верно выполненное задание части 1 оценивается в 1 балл, части 2 – в 2 балла.
18 баллов - оценка «5»;
17 – 13 баллов - оценка «4»;
13 – 9 баллов - оценка «3»;
менее 9 баллов - оценка «2».
Задание 15 оценивается отдельно.


Итоговая контрольная работа за курс начальной школы
по литературному чтению за 2010 – 2011 учебный год.
Вариант 1

Прочитай текст.
Аист и соловей.

Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья проверить, так ли это.
Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.
Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:
- Эй, старикан! Ну-ка научи меня музыке!
Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал:
- Надо сделать вот так.
- Всё ясно, - обрадовался аист. - Это и есть музыка? - и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.
Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.
Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.
С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом.
А чудак аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц:
- Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.

(195 слов) С. Берестов

Часть 1

В заданиях 1 - 10 отметь правильный ответ.

1. Определи жанр произведения.
1) рассказ 2) сказка 3) басня 4) стихотворение

2. Где происходят события?
1) в соседней стране 2) в одной далёкой стране
3) в маленьком городке 4) в сказочной стране

3. Каких птиц отправили учиться музыке?
1) аиста и воробья 2) аиста и соловья
3) журавля и соловья 4) журавля и воробья

4. Почему аист торопился?
1) он всегда торопился 2) он быстро летал
3) ему не терпелось стать первым в мире музыкантом
4) ему хотелось встретиться с мудрым человеком

5. Почему соловей прилетел позже?
1) он не торопился 2) он так хотел
3) у него были маленькие крылья 4) ему не хотелось лететь с аистом

6. Какая черта народной сказки присутствует в этом фрагменте?
1) птицы разговаривают 2) волшебные превращения
3) магические числа 4) троекратный повтор

7. Чему в итоге научился аист?
1) музыке 2) скромности 3) вежливости 4) стучать клювом

8. Какую черту характера соловья выделяет автор?
1) доброту 2) хитрость 3) скромность 4) невежество

9. Как автор называет аиста?
1) торопыга 2) хвастун 3) чудак 4) музыкант

10. Почему аист быстро улетел обратно?
1) чтобы поскорее удивить мир своим искусством
2) ему было очень стыдно
3) не хотел встречаться с соловьем
4) очень хотел вернуться домой

Часть 2

В заданиях 11 - 14 запиши ответ.

11. Выпиши предложение, в котором объясняется, почему мудрец обучил соловья музыке.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
12. Выпиши слова и выражения, описывающие противоположные действия птиц, когда они прилетели к мудрецу.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·3. Подбери по одной пословице, которыми можно охарактеризовать соловья и аиста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Каким словом можно дополнить предложение?
А. А. Фет, С. А. Есенин, И. С. Никитин - это... __________________________________


Часть 3

Ответь на вопрос. Напиши 5 - 6 предложений.
15. Какое впечатление произвело на тебя это произведение?
________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Итоговая контрольная работа за курс начальной школы
по литературному чтению за 2010 – 2011 учебный год.
Вариант 2

Прочитай текст.

Три поездки Ильи Муромца
По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч камень лежит, а на камне надпись: «Если прямо ехать - убитому быть, направо ехать - женатому быть, а налево ехать - богатому стать». Прочитал Илья надпись и призадумался:
- Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убитому быть.
Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу три сотни воров-разбойников. Горланят, оружием размахивают:
- Убьём старика да ограбим!
- Глупые люди, - говорит Илья Муромец, - не убив медведя, шкуру делите!
И напустил на них своего коня верного. Сам копьём колол и мечом разил, и не осталось в живых ни единого душегуба-разбойника.
Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать - убитому быть».
Постоял возле камня и повернул коня направо: «Незачем мне, старому, женатому быть, а поеду, погляжу, как люди женятся».
Ехал час или два и наехал на палаты белокаменные.
Выбегала навстречу красна девица-душа. Брала Илью Муромца за руки, провела в столовую горницу. Кормила-поила богатыря, повела в покой и спать укладывала.
А Илья он смекалист, заприметил неладное. Кинул девицу-красу на перину, а кровать опрокинулась, и провалилась хозяйка в подземелье глубокое.
Выбежал Илья Муромец из палат во двор, разыскал подземелье глубокое, двери выломал и выпустил на белый свет сорок пленников, а хозяйку - красну девицу в тюрьму запер.
После приехал на развилку и другую надпись стёр. Новую надпись написал на камне: «Две дорожки очищены старым казаком Ильёй Муромцем».
- В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется.
Повернул старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь великую да за русский народ!
(278 слов)





Часть 1.

В заданиях 1 - 10 отметь правильный ответ.

1. Определи жанр произведения.
1) рассказ 2) сказка 3) басня 4) былинный сказ

2. Что такое былина?
1) сказка о богатырях 2) русская народная эпическая песня - сказание о богатырях
3) летопись о богатырях 4) быль

3. Что ожидало того, кто решится направо ехать?
1) убитому быть 3) счастливому быть
2) женатому быть 4) богатому стать

4. По какой дороге поехал Илья Муромец в первый раз?
1) где убитому быть 3) где богатому стать
2) где женатому быть 4) где счастливому быть

5. Сколько пленников освободил Илья Муромец?
1) сто 2) сорок 3) пятьдесят 4) тридцать

6. Какой сказочной черты нет в этом произведении?
1) зачина 3) дороги в чужой мир
2) троекратного повтора 4) волшебных предметов

7. По какой дороге Илья Муромец не ездил?
1) где богатому стать 3) где убитому быть
2) где женатому быть 4) он ездил по всем дорогам

8. Объясни выражение «не убив медведя, шкуру делите».
1) сначала надо медведя убить, а потом снять с него шкуру
2) не получив ничего, мечтать, как потратить
3) так говорят про тех, кто медведя никогда не видел
4) надо чаще ходить на работу

9. Как ты понимаешь выражение «стоять за Русь великую»?
1) защищать землю Русскую 2) уехать в другую страну
3) служить людям 4) отлично выполнять свою работу

10. В какой город поехал Илья Муромец нести службу ратную?
1) в Москву 2) в Киев 3) в Новгород 4) в Муром

Часть 2

В заданиях 11 - 14 запиши ответ.

11. Каких ещё былинных героев ты знаешь?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Назови основные черты русского народа, которые воплотились в богатыре.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Назови 2 - 3 авторов, которые писали басни.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Каким словом можно дополнить предложение?
Ш. Перро, Г.Х. Андерсен, братья Гримм - это... _________________________________


Часть 3

Ответь на вопрос. Напиши 5 - 6 предложений.

15. Какое впечатление произвело на тебя это произведение?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Ответы
итоговой контрольной работы за курс начальной школы
по литературному чтению за 2010 – 2011 учебный год.

Вариант 1

Вопрос
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10


2
2
2
3
3
1
4
3
3
1



11. Мудрецу понравилась приветливая птица.
12. Вбежал, не постучавшись - робко постучался в дверь;
не поздоровался - поздоровался;
изо всех сил крикнул прямо в ухо - попросил прощения за беспокойство.
13. Поспешишь - людей насмешишь (аист).
Учение и труд всё перетрут (соловей).
14. Поэты.

Вариант 2

Вопрос
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10


4
2
2
1
2
4
1
2
1
2


11. Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка.
12. Смелость, честность, справедливость, смекалка.
14. Сказочники.



15