Пояснительная записка 5кл по фгос новый вариант


Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) разработана на основе федерального Государственного образовательного стандарта и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., и на основе примерной программой по «Основам безопасности жизнедеятельности», с учетом авторской программы А.Т.Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Цели учебного предмета «ОБЖ»
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов, и ответственности власти.
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влиянием, представляющим угрозу для жизни человека;
отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Задачи учебного предмета «ОБЖ»
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
Выработка у учащихся антиэктремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на улучшение собственного физического и психического здоровья; отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «ОБЖ» предназначен для:
эффективно организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпред-метные связи при изучении тематики ОБЖ;
структурирования содержания рабочей программы при изучении предмета в 5 — 9 классах.
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека.
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих.
приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей.
формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения. Отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «ОБЖ».
Учебные модули
Модуль-1 Модуль-2
Основы безопасности личности, общества и государства. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Разделы
1 Основы комплексной безопасности 4 Основы здорового образа жизни
3 Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ
5 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях Федеральных законов РФ и других нормативно-правовых актов.
Промежуточная аттестация по ОБЖ осуществляется согласно Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся:
5 класс
– за каждую четверть путём выведения среднеарифметического всех текущих отметок с округлением до целого числа в пользу учащегося;
– за учебный год путём выведения среднеарифметического всех четвертных отметок с округлением до целого числа в сторону результата промежуточной аттестации за последнюю четверть.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета ” ОБЖ” в 5 классе, в учебном плане МБОУ СШ № 31 отводится 35 часов в год (35 учебных недель, по 1 часу в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждений в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни , исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций ;умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления , а также на основе информации , получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Учебно-тематический  план.
 
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов
По авторской программа По рабочей программе
  Раздел 1.Основы комплексной безопасности 15    
1 Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека. 5 5 5
2 Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера 6 6 6
3 Тема 3. Опасные ситуации природного характера 2 2 2
4 Тема 4.  Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 2 2 2
Раздел 3.Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации 7 5 Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение 3 3 3
 6 Тема 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства 4  4  4
Раздел 4. Основы здорового образа жизни 5 7 Тема 7.Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 3 3  3
8 Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье 2 2  2
  Раздел 5. Основы медицинских знаний. Оказание первой медицинской помощи 8    
8 Тема 8. Первая медицинская помощь и правила ее оказания. 8 8 8
  Итого: 35 35 35
 
Содержание учебного курса
За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч)
Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч)
Город как среда обитания. Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.
Особенности природных условий в городе. Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила 14
безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.
Безопасность в повседневной жизни. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Опасные ситуации техногенного характера (6 ч)
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
Пешеход. Безопасность пешехода. Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.
Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.
Пожарная безопасность .Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.
Безопасное поведение в бытовых ситуациях .Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером.
Опасные ситуации природного характера (2 ч)
Погодные условия и безопасность человека. Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.
Безопасность на водоемах. Состояние водоемов в различное время года. Правила безопасного поведения на водоемах в различное время года. Само- и взаимопомощь терпящим бедствие на воде.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч)
Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их 15
последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационноопасных объектах; аварии на пожаро-взрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)
Антиобщественное поведение и его опасность. Основные виды антиобщественного поведения и их последствия. Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.
Обеспечение личной безопасности дома. Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.
Обеспечение личной безопасности на улице. Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение полиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе.
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч)
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Общие понятия об экстремизме и терроризме, причин их возникновения. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.
Виды экстремистской и террористической деятельности, их цели и способы осуществления. Виды террористической и экстремистской деятельности, их характерные особенности.
Виды террористических актов и их последствия. Из истории терактов. Рекомендации по снижению факторов риска для жизни и здоровья в случае теракта.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности. Особенности уголовной ответственности и наказание несовершеннолетних согласно Уголовному кодексу Российской Федерации. Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, определяющие наказание за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч)
О здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное составляющее здорового образа жизни.
Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья. Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья.
Рациональное питание. Гигиена питания. Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.
Факторы, разрушающие здоровье человека (2 ч)
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье. Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения. Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств. Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 ч)
Первая помощь и правила ее оказания (8 ч)
Первая помощь при различных видах повреждений. Первая помощь, общее положение по оказанию первой помощи.
Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). Отрабатываются навыки в оказании первой помощи при ссадинах и ушибах.
Первая помощь при отравлениях (практические занятия).Отрабатываются навыки в оказании первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел Количество
часов Основные виды учебной деятельности
Человек, среда его обитания, безопасность человека 5 Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные аварийные ситуации.
Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов.
Различают предметы бытовой химии.
Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.
Опасные ситуации техногенного характера 6 Характеризуют причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения.
Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.
Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.
Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.
Запоминают правила безопасного поведения при пожаре.
Опасные ситуации природного характера 2 Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия.
Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений.
Различают состояние водоемов в различное время года.
Объясняют правила поведения на водоемах.
Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 2 Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения.
Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации.
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение 3 Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия.
Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения.
Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице.
Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях.
Экстремизм и
терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства
4 Объясняют общие понятия об экстремизме и о
терроризме и причины их возникновения.
Характеризуют основные виды террористической деятельности.
Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, записывают их в дневник безопасности.
Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности.
Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 3 Объясняют основные положения о здоровом образе жизни.
Распознают виды двигательной активности и закаливания.
Характеризуют сущность рационального питания.
Факторы, разрушающие здоровье человека 2 Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье обучающегося, его умственные и физические способности.
Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению наркотиков.
Первая помощь и правила ее оказания 8 Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи.
Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах.
Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплект
Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 6-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012 – 240 с..
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т, Смирнова 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. 2-е изд. –М.: Просвещение, 2012-47с.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Материально-техническое обеспечение:
- Макеты, муляжи, модели- Муляжи тела человека
Тренажеры - Робот-тренажер "Гоша" - Куклы-тренажеры для искусственного дыхания 
Учебные и учебно-наглядные пособия. Стенды, плакаты Стенды o Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) o Безопасность на улицах и дорогах o Криминогенные ситуации o Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи o Правила поведения при землетрясениях o Пожары, взрывы o Наводнения и затопления o Правила оказания первой помощи o Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации o Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта o Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации 
Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями) o Дорожные знаки o Пожарная безопасность o Безопасность в быту o Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях o Активный отдых на природе o Опасные ситуации в природных условиях o Безопасность на воде o Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения o Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий o Правила безопасного поведения при землетрясении o Правила безопасного поведения при наводнении o Правила безопасного поведения при аварии на радиа-ционно опасном объекте o Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте o Безопасность дорожного движения o Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций o Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи o Первая помощь при массовых поражениях o Правила транспортировки пострадавших
- Средства индивидуальной защиты и медицинское имущество Средства защиты дыхания o Ватно-марлевые повязки o Противопылевые тканевые маски o Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.) o Противогазы (типа ГП-5) 
-Медицинское имущество o Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.) o Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.) o Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.) o Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи o Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см o Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см o Вата медицинская компрессная o Косынка медицинская (перевязочная) o Повязка медицинская большая стерильная o Повязка медицинская малая стерильная o Булавка безопасная o Шина проволочная (лестничная) для ног o Шина проволочная (лестничная) для рук o Шина фанерная длиной 1 м o Жгут кровоостанавливающий эластичный o Шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная) o Носилки санитарные o Лямка медицинская носилочная ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение учебного предмета направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Обучающийся 5 класса научится:
узнавать потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
оказывать первую медицинскую помощь;
основным правила безопасного поведения на дороге;
правилам поведения при угрозе террористического акта;
вести здоровый образ жизни.
Обучающийся в 5 классе получит возможность научиться: 45
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся научится использовать полученные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
распознания экстремизм и терроризм, как опасности для общества и государства;
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.