Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста Круг,квадрат


Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста
«Круг, квадрат»
Цель: Формирование представлений о геометрических фигурах.
Задачи:
Расширение представлений детей о свойствах круга и квадрата.
Развивать умение выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку.
Формировать способность составлять целое из частей.
Развивать мелкую моторику рук через выкладывание геометрических фигур на плоскости.
Совершенствовать умение сравнивать предметы по длине.
Развивать внимание, воспитывать самостоятельность.
Методы и приемы:
Практические:
дидактическая игра «Встаньте, дети, встаньте в круг»
подвижная игра «Найди свое место»
дыхательная гимнастика «Шарик»
Наглядно-практические:
рассматривание
показ
демонстрация
выкладывание на плоскости
Словесные:
постановка проблемы
беседа
пение песен
загадывание загадок
вопросы
объяснения
Материалы и оборудование:
Плоскостные изображения двух елок, разных по величине; три больших и три маленьких фонарика, разного цвета; «билет» - карточка с изображением геометрических фигур (круг и квадрат); квадрат из бумаги, разрезанный на две-четыре части; шоколадные медали; две ленты разного цвета; сказочный домик; маска круга и квадрата.
Ход занятия
Воспитатель:Ребята, хотите сегодня мы с вами пойдемв гости к нашим друзьям - геометрическимфигурам? А идти намнадо по длинной дорожке.
(На полу рядом лежат две ленты: красная — длинная, зеленая - короткая; конец красной ленты лежит у ширмы с изображением дома Круга)
Воспитатель:Давайте мы с вами посмотрим, какого цвета дорожка?
Дети отвечают.
Воспитатель:Правильно,молодцы.Теперь отправляемся в путь.
А чтобы нам было веселее, мы споем песню.
(Дети идут за воспитателем вдоль ленты и поют песню «Чудесная страна»)
Дети:Направо и налево везде лежит она
Игралочка, Игралочка - Чудесная страна
Здесь всем ребятам рады не бойся, заходи!
И за руку друзей своих сюда ты приводи!
Воспитатель:Шли мы, шли и пришли к сказочному домику. Как вы думаете,
кто в нем живет?Сейчас мы проверим, правильно ли вы отгадали.
(Стучит в дверьдома, из-за ширмы выходит Круг (взрослый в маске круга)Круг:Здравствуйте, дети!
Нет углов у меня
И похож на блюдце я
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо Кто же я такой, друзья?
Дети отвечают.
Круг:Правильно, узнали вы меня. Ребята, а какое сейчас время года?
Дети отвечают.
Круг:После осени, какое время года придет?
Дети:Зима.
Круг:Какой зимний праздник вызнаете?
Дети:Новый год.
Круг:Что делают на Новый год?
Дети:Наряжают елки.
Круг:Помогите мне украсить елки.
(Дети садятся за столы. У каждого на столе раздаточный материал (2 елки: большая и маленькая, 3 больших фонарика и 3 маленьких фонарика)
Воспитатель:Ребята, у круга много елок. Скажите, чем отличаются друг от друга?
Дети отвечают.
Воспитатель:Давайте украсим их фонариками. Какой формы фонарик?
Дети.
Воспитатель:Чем они отличаются?
(Дети называют различия в размере и цвете)
Воспитатель:Покажитефонарики большого размера. Какого он цвета?
Дети отвечают.
Воспитатель:Как проверить, что этот круг больше?
Дети отвечают.
Воспитатель:Правильно. А теперь украсьте большую елку, большими фонариками, а маленькую - маленькими.
(Дети нанизывают изображение фонариков на изображение елок. Воспитатель руководит деятельностью детей, оказывая индивидуальную помощь. После выполнения воспитатель проверяет правильность выполнения).Воспитатель:Молодцы,помоглиКругу.
(Предлагает детям встать в круг, взявшись за руки. Ведут хоровод!)Физкультминутка «Встаньте дети, встаньте в круг Встаньте в круг, встаньте в круг.
Жил на свете старый жук
Старый добрый жук»
Воспитатель:Какой большой круг у вас получился. А как сделать
маленький кружок?
Дети выполняют.
Круг:Спасибо, ребята, вы мне помогли. Я тоже хочу вам помочь.
Чтобы вы быстрее попали в гости к моему другу Квадрату, я довезу вас на автобусе. Вот вам билеты.
(Раздает карточки)
Воспитатель:Билеты необычные, на них изображены геометрические
фигуры. На сиденьях автобуса тоже изображены геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат). Вы должны занять место, к которому принадлежит такая же фигура, что и на вашем билете.
(Дети находят свои места в автобусе и звучит музыка, дети поют песню)
Дети:Мы едем, едем, едем
В далекие края, хорошие соседи
Веселые друзья.
Нам весело живется, мы песенку поем
А в песенке поется про то, как мы живем
Круг: Остановка! Ребята, чтобы добраться до Квадрата мы должны с вами выполнить одно задание.
(Круг предлагает сыграть в игру «Найди свое место»)
(Дети бегают по кругу, по сигналу бегут в другую сторону, по команде «Стоп!», возвращаются в автобус. За это время Круг незаметно меняет местами геометрические фигуры, прикрепленные к сиденьям. Воспитатель проверяет все ли дети нашли свои места)Круг: Молодцы, ребята, справились, едем дальше.
Дыхательная гимнастика «Шарик»
(Дети кладут руки на живот, делают вдох через нос. После небольшой задержки дыхания, выдыхают с произнесением звука «ш»)Круг: Остановка! Вот мы и приехали!
(Воспитатель благодарит Круга, дети прощаются с ним. Подходит к ширме с изображением дома Квадрата)Воспитатель: Как вы думаете, кто живет в этом домике?
Воспитатель:Сейчас проверим.
(Воспитатель стучит в дверь дома. Из-за ширмы выходит Квадрат (взрослый)
Квадрат:Здравствуйте, дети!
Дети здороваются.
Квадрат:Каждый угол мой прямой
Все четыре стороны одинаковой длины
Вам себя представить рад! А зовут меня?
Дети отвечают.
Квадрат:Спасибо, что вы приехали. Может быть, вы сможете мне помочь. Мы с друзьями - квадратами так много играли, бегали и прыгали, что некоторые из них рассыпались на части. Помогите их собрать.
(Дети собирают квадраты, разрезанные на 2-4 части, разного цвета, разбросанные на полу. По окончании работы Квадрат благодарит детей и дарит им шоколадные медальки. Дети и воспитатель прощаются с Квадратом, садятся в автобус и под веселую музыку возвращаются в детский сад). Воспитатель:Ребята, мы вернулись в детский сад. А у кого в гостях
мы были?
Дети:Мы гостили у круга и квадрата. Мы играли с фигурами.
Воспитатель:Вам понравилось ходить в гости?
Дети:Да!
Воспитатель:Наследующем занятии-мы опять отправимся в путешествие.
А сейчас пойдем играть.