Игровые приемы обучения дошкольников


Игровые приемы обучения творческому рассказыванию на примере картины "Собака со щенками"
Определение состава картины
Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование.
Игра с "подзорной трубой"
Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.
Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы. Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в "подзорную трубу" и называет только один объект. Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава... Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.
Игра "Кто в кружочке живет?"
Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами.
Материалы: картина, чистый лист бумаги (50 х 30 см), фломастер одного цвета (например, синий).
Ход игры: каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины 'живет' в указанном педагогом кружочке, и схематично нарисовать названное существо или предмет.
Игровое правило: в кружке должен находиться только один объект, например: собака - щенок 1 - щенок 2 - щенок 3 - дом - будка - миска - ель Игра "Ищу родственников"
Цель: учить детей классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.
Игровое действие: нахождение однородных объектов по заданному классификационному принципу:
природный мир - рукотворный мир;
живая - неживая природа;
целое - частное;
по месту нахождения;
по выполняемой функции.
Например:
Собака, щенки, трава, земля, небо, деревья, молоко - природный мир. Будка, миска, дом, веревка - рукотворный мир.
Собака, щенки, трава - живая природа. Небо, земля - неживая природа.
Крыша, труба, окна, стены - дом. Голова, туловище, ноги, хвост - собака.
Береза, ель, кусты, трава - опушка леса. Собака, щенята, будка, пища - лужайка перед домом.
Дом, будка - здание, сооружение. Миски глубокая и мелкая - посуда.
Установление взаимосвязей между объектами
Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разнообразным параметрам.
Игра "Ищу друзей (недругов)"
Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами на уровне "хорошо - плохо"; развитие связной речи; упражнение в использовании предложений со сложноподчинительной связью.
Игровое действие: поиск "друзей (недругов)" применительно к конкретному объекту. Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.
Примеры:
Собака - дом.
"Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят вовремя пищу и даже построили будку".
Веревка - собака.
"Собаке неприятно, что веревка не пускает ее гулять туда, куда она хочет. Но это и хорошо, потому что веревка удерживает ее у дома, который должна сторожить собака".
Игра "Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит"
Цели:
учить детей объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей;
подвести их к выводу, что все на картине взаимосвязано;
упражнять в умении строить рассуждение, соблюдая его структуру.
Материалы: картина, лист со схематически обозначенными объектами (из игры "Кто' в кружочке"), фломастеры контрастных цветов.
Игровое действие: нахождение физических связей между объектами. Нужно соединить кружочки с выбранными объектами линией и обосновать их связь, не повторяя друг друга.
При установлении взаимосвязей педагог должен обращать внимание детей на то, что один объект при взаимодействии с другим всегда что-то приобретает и что-то отдает.
Например: Щенок - ель.
"Щенок и ель находятся на земле. Ель берет соки у земли, для того чтобы расти, а земля с помощью ели укрывается от солнца. Щенок стоит четырьмя лапами на земле, и его тень тоже укрывает землю".
Другие примеры: Собака - дом; щенок 1 - будка; щенок 2 - миска; щенок 3 - ель.
Игра "Живые картинки"
Цели: учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
Ход игры: каждый ребенок "превращается" в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).
Каждая "живая картинка" предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерномпространстве и наблюдается воспитателем 5-7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре.
Пример игры
Распределение ролей:
дом - Оля, будка - Лена, собака - Вася, ель - Оксана, веревка - Федя.
Дом-Оля: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на будку и собаку со щенятами, сзади меня, наверное, есть огород. Поэтому на ковре я должна встать подальше от края.
Будка - Лена: Позади меня дом, а впереди - собака со щенятами. На ковре я встану между собакой и домом. Ель - Оксана: На картине я нахожусь далеко, дальше дома - в лесу. На ковре я встану позади дома.
Собака - Вася: Я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в центре перед будкой. Веревка - Федя: Я - веревка и соединяю будку и собаку. На ковре я нахожусь между будкой и собакой.
Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств
Цель: научить детей 'входить' в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Игра "К нам пришел волшебник: я могу только слышать"
Цели:
учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;
побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.
Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему "Я слышу только звуки на этой картине". Составить рассказ "О чем говорят объекты". Составить диалоги "от имени" объектов.
Примерные варианты рассказов:
"Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки".
"Я слышу, как собака-мама разговаривает со щенками: "Грызи кость получше, точи свои зубки. Молодец! Не то что твои братцы, которые только и знают, что играть".
Игра "К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей"
Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.
Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ Я ощущаю руками и лицом'.
Пример рассказа:
"Я глажу руками щенят и собаку. Шерстка у щенят мягкая и пушистая, а у собаки - жесткая и гладкая. Язычок у собаки мокрый и теплый, а нос холодный. Молоко в миске теплое, а в другой миске мясо холодное. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека, и в будке собаки. Если пройти босиком, то по травке идти приятно и мягко, а по земле - жестко и больно".
Игра "К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус"
Цели:
учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине;
уточнить представления о способах и продуктах питания;
побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики.
Игровые действия: объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит - не любит, вкусно - невкусно, сытый - голодный и т.п.), и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе "Что мне вкусно и невкусно" (с точки зрения выбранного на картине объекта).
Примеры рассказов:
- "Я - рыжий щенок и грызу косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых - жесткая, и я не могу ее разгрызть. Самое вкусное для меня - это мамино молочко, но я уже умею лакать из миски. Я все время голодный".
- "Я - ель. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не умею ни грызть кость, ни пить молоко. Мне это и невкусно".
- Составление образных характеристик объектов Игра "Подбери такое же по цвету"
Цель: упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.
Игровое действие: назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира.
Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты и имеют множество отгадок.
Например:
Белый цвет. Загадка: белый как снег, как простыня, халат доктора и т.п. (Под эту характеристику подходят: частичный окрас собаки, ее щенят, молока, занавесок в доме и косточки в зубах одного из щенков.)
Игра "Сравни по форме"
Цель: упражнять детей в сравнении предметов по форме и учить находить выделенную форму в предметах окружающего мира.
Игровое действие: назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира.
Составление открытых загадок.
Игра "Сравни по материалу"
Цель: упражнять детей в сравнении предметов по материалу и учить находить выделенный материал в предметах окружающего мира.
Игровое действие: назвать материал, из которого сделан объект, изображенный на картине, и найти предметы, сделанные из такого же материала, в окружающей среде.
Составление открытых загадок.
Далее воспитатель может самостоятельно провести серию игр по выделению специфических признаков объектов, их действий, назначений, размеру и т.д.
Итогом является составление описательных загадок через речевые связки: "Как..." или "Но не...". Например:
Загадка про веревку: "Длинная, но не река; извилистая, но не змея; крепкая, но не сталь; удерживает, но не замок".
Загадка про ель: "Зеленая, как зеленка; высокая, как башня; сама растет, как человек; дает тень, но не зонтик".Создание рассказов-фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени
Цель: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные
отрезки (до того, как...; после того, как...; утром...; потом...; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной...).Ход занятия:
Объекты на картине разделяются на три категории:
а)  рукотворный мир;
б)  живая природа;
в)  неживая природа.
Прием преобразования во времени целесообразно вводить в соответствии с этими категориям и в следующей последовательности:
Объекты животного мира, изображенные на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении описательного рассказа на тему "Я вспоминаю, что было с собакой ранним утром", или "Я представлю, что было с ней поздно вечером".
Объекты растительного мира можно рассматривать в рамках изменения времен года, например: что было с березой зимой или что с ней будет ранней осенью.
Неживая природа рассматривается в рамках крупных изменений окружающего ландшафта (это зависит от разумной или неразумной деятельности человека), например: как выглядело это место на картине, когда человека еще не было на земле; как будет выглядеть это место через сто лет.
Рукотворные объекты рассматриваются в рамках времени их создания и использования. Например: кто, когда и зачем сварил кашу для собак; кем, когда и зачем сделана будка для собаки, как за ней нужно ухаживать, чтобы она дольше прослужила.
Примерная последовательность вопросов к детям:
Какое время года изображено на картине? (Старшие дети должны различать три состояния каждого времени года, например: раннее лето, позднее лето и лето в зените.)
В какой части суток происходит действие на картине? (Старшие дети должны различать раннюю и позднюю часть суток, раннее и позднее утро.)
Изображенное на картинке отображает сегодняшний день жизни человека, далекое прошлое или будущее.
Пример рассказа "Миска с молоком"
"Хозяйка знает, что собачка Жучка и ее маленькие щенята очень любят молоко. Поэтому ранним утром, после того как хозяйка подоит корову, она никогда не забывает налить в мисочку свежего молока.
Миску она перед этим тщательно моет, чтобы молоко не скисло. Если молоко долго стоит под солнцем, то к нему могут прилететь мухи, поэтому за миской надо следить".
Составление рассказов от лица разных героев
Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.
Ход занятия:
Предложить детям "превратиться" в кого-нибудь или во что-нибудь (целый объект или его часть, например: береза или ее ветка).
Выбрать специфическую характеристику объекта, например: старая береза или больная ветка.
Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.
Пример рассказа.
"Мудрая береза"
"Я - береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить будку, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живет счастливо и благополучно".