Рабочая программа по внеурочной деятельности социальное направление Юные инспекторы дорожного движения 5 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 классов «Юные инспекторы дорожного движения» разработана на основе комплексной программы Начальное и основное образование / В.А. горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111с. – (Стандарты второго поколения).
Цель программы вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Задачи:
обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах; познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма; научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП;
развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении детей.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения»
Программа курса «Юные инспектора дорожного движения» разработана для учащихся 5 классов на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора движения» под редакцией В.А.Горского, Москва, «Просвещение», 2011год
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Место курса внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» разработана на основе комплексной программы Начальное и основное образование / В.А. горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111с. – (Стандарты второго поколения) и рассчитана на 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности
«Юные инспекторы дорожного движения»
Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Основными направлениями работы юных инспекторов движения следует считать воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям, углублённое изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения.пропаганда Правил дорожного движения в школе с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий .На занятиях по программе «Юные инспекторы дорожного движения» используются нетрадиционные формы: КВН, игры-путешествия и другие, особенно эффективны видео-уроки по соблюдению правил дорожного движения, проходят конкурсы рисунков, плакатов «Мы по городу идем», «Ты и дорога».
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения».
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметныенавыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Преобладающей формой текущего контроля зачеты и устный опрос (собеседование).
Методы контроля: устный, дидактические тесты, наблюдение, пользование книгой, проблемные ситуации.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, вклчащий:
«Юные инспекторы дорожного движения»разработана на основе комплексной программы Начальное и основное образование / В.А. горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111с. – (Стандарты второго поколения) и рассчитана на 34 часа.
Ромашкин Н.Б. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие. Книга 1. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2010. – 544 с.
Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие/Р.И. Айзман, Н.С. Шуленина, В.М. Ширшова. – 2-е изд, стер. – Новосибирск, 2010. – 247 сСодержание рабочей программы
Понятие об участниках дорожного движения
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения (1час)
Практическая работа. Изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам (1 час)
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств (1 час)
Виды перекрестков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил (1 час)
Практическая работа. Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях (2 часа)
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрестках (1час)
Правила движения велосипедистов. Порядок движения группы. Разбор дорожной обстановки на маршруте (1 час)
Практическая работа. Подготовка велосипеда к походу (2 часа)
Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда
Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда (1час)
Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приемов безопасного падения (1 час)
Практическая работа. Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда (2 часа)
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
Изучение правил дорожного движения (1 час)
Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения ( 1 час)
Практическая работа. Работа на тренажерах; освоение правил работы с электронными экзаменаторами (3часа)
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в ДТП (1час)
Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств, наложение повязок. Правила транспортировки пострадавших (1час)
Практическая работа. Отработка различных приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим (2часа)
Профилактика ДДТ
Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка, назначение его основных элементов и особенности технического оборудования (1час)
Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в авторогодке (1час)
Практическая работа. Тренинг по безопасному вождению велосипеда в автогородке (2часа)
Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения
Организация смотров и викторин по ПБДД (1час)
Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств (1час)
Практическая работа. Проведение смотров, викторин и конкурса (2часа)
Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»
Подготовка соревнований « Безопасное колесо» (1час)
Практическая работа. Проведение соревнований (2 часа)
Тема Количество часов практические работы Характеристика деятельности учащихся УУД
Понятие об участниках дорожного движения 2 1 пересказывать и пониматьтексты и графические изображения о правилах дорожного движения;иображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений; описывать увиденные дорожные ситуации;характеризовать поведение участников дорожного движения;исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП;проводить групповые наблюдения во время практических занятий;различать дорожные знаки и дорожную разметку;группировать дорожные знаки по назначению;анализировать дорожную обстановку;обсуждать в группах и объяснятьправила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте);оценивать конкретные примеры поведения на дороге;приводить примеры различных дорожных ситуаций;определять виды перекрёстков;сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств; характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог;составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга);проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс;моделировать и оцениватьразличные ситуации поведения на дороге ив транспорте;различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте;выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми;выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения; Личностные
·  принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
·  самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
·  уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
·  осознание ответственности человека за общее благополучие;
·  этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
·  положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
·  способность к самооценке;
·  начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные·  навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
·  умение ставить и формулировать проблемы;
·  навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
·  установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
·  использование речи для регуляции своего действия;
·  адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
·  умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
·  умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
·  работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
·  ставить вопросы;
·  обращаться за помощью;
·  формулировать свои затруднения;
·  предлагать помощь и сотрудничество;
·  слушать собеседника;
·  договариваться и приходить к общему решению;
·  формулировать собственное мнение и позицию;
·  осуществлять взаимный контроль;
·  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах 4 1 Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста 4 1 Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда 4 1 Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта 5 1 Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП 4 1 Профилактика ДДТ 4 1 Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения 4 1 Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» 3 1 ИТОГО 34 9Календарно-тематическое планирование
№ Дата Раздел, тема урока Кол-во часов Вид занятия
(Л/р, п/р, к/р) Элементы содержания Вид, формы контроля
Понятие об участниках дорожного движения 2 1/1 Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения 1 Инструктаж по ТБ Знакомство с новыми дорожными знаками, с разметкой дорог, её разновидностями и назначение. Понимание и осмысливание символов, изображённых на дорожных знаках. Формировать представление уч-ся о безопасности перехода дорог при регулировании дорожного движения регулировщиком. Знакомство с жестами регулировщика.Работа с иллюстрированным материалом.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам 2/2 Изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам 1 Практическаяработа№1
«Изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам» Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
4 Формирование понятия о видах транспортных средств и некоторых обобщённых понятиях, относящихся к ним; учащиеся знакомятся с новыми словами: водитель, пассажир, пешеход. Практическая работа: на бумаге изобразить какой-либо транспорт и рассказать, кто, что о нём знает. Игра «Как правильно переходить дорогу?»
Знакомство с новыми терминами: улица, дорога, перекрёсток, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, кювет, газон. С помощью практических заданий научатся правилам дисциплинированного поведения на улице, предвидению опасности при пересечении проезжей части. Игра «Кто самый внимательный» 3 Правила для пешеходов и водителей транспортных средств 1 4 Виды перекрестков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил 1 5-6 Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях 2 Практическаяработа №2
«Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях» Учащиеся узнают о безопасности дорожного движения; научатся выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы. Практическая работа: нарисовать по памяти маршрут движения от дома до школы, указать наиболее опасные места на пути следования. Игра «Шагомер» Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста 4 7 Организация движения транспорта и пешеходов по дорогам. Перекрёстки дорог 1 Знакомство с новыми понятиями двустороннего и одностороннего движения, сложные перекрёстки дорог. Практическая работа: изображение регулируемых и нерегулируемых перекрёстков, групповая работа. Игра «Водители и пешеходы» 8 Правила движения на велосипеде 1 Формирование знаний и представления уч-ся о безопасном движении на велосипеде – беседа. Дети научатся, как правильно обращаться с велосипедом для обеспечения безопасности окружающих. Практическая работа: «Движение на велосипедах запрещено», «Велосипедная дорожка» - подготовка велосипеда к походу. 9-10 Порядок движения группы велосипедистов. Опасные для движения места 2 Практическаяработа №3
Порядок движения группы велосипедистов. Опасные для движения места Встреча с сотрудниками полиции. Тренинг. Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда
4 11 Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда 1 Видео- занятие.http://viki.rdf.ru/ 12 Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приемов безопасного падения 1 13-14 Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда 2 Практическая работа № 4
«Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда» Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта 5 15 Изучение правил дорожного движения 1 Встреча с сотрудниками полиции. Конкурс рисунков «Пластилиновая дорога» 16 Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения 1 Сформировать у школьников представление о причинах дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают дети.викторина «О правилах поведения на дорогах». 17-19 Работа на тренажерах; освоение правил работы с электронными экзаменаторами 3 Практическаяработа №5
«Работа на тренажерах; освоение правил работы с электронными экзаменаторами» Беседа об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей. Показ презентации «Опасность на железной дороге и мерах предосторожности при переходе железнодорожных дорог»
Работа на тренажерах; освоение правил работы с электронными экзаменаторами Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП 4 20 Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в ДТП 1 Видео-занятие. http://www.4auto.md/ 21 Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств, наложение повязок. Правила транспортировки пострадавших 1 Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств, наложение повязок. Правила транспортировки пострадавших 22-23 Отработка различных приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим
2 Практическаяработа № 6
«Отработка различных приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим» Отработка различных приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшимПрофилактика ДДТ 4 24 Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка, назначение егоосновных элементов и особенности техническо
гооборудования1 Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка, назначение егоосновных элементов и особенности техническо
гооборудования25 Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в авторогодке1 Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в авторогодке26-27 Тренинг по безопасному вождению велосипеда в автогородке2 Практическая работа №7
«Тренинг по безопасному вождению велосипеда в автогородке» Тренинг по безопасному вождению велосипеда в автогородкеПодготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения
4 28 Организация смотров и викторин по ПБДД 1 Знакомство с историей появления и развития транспортных средств и Правил дорожного движения через Интернет-ресурсы. Подготовка к конкурсу эрудитов 29 Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств 1 Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств 30-31 Проведение смотров, викторин и конкурса 2 Практическая работа№8
«Проведение смотров, викторин и конкурса» Проведение смотров, викторин и конкурса Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»
3 32 Подготовка соревнований
« Безопасное колесо» 1 Подготовка соревнований
« Безопасное колесо» 33-34 Проведение соревнований 2 Практическая работа №9 «Безопасное колесо» Проведение соревнований Прогнозируемые результаты освоения программы:
К концу прохождения программы, обучающиеся должны знать:
Правила дорожного движения, безопасный путь в школу, перекрёстки и их виды, правила пешехода на загородной дороге, дорогу и её составляющие части (проезжую часть, обочину, кювет, пешеходную и велосипедную дорожку), дорожную разметку и дорожные знаки, сигналы регулировщика и светофора, обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств, правила пассажиров при высадке из общественного транспорта, правила поведения пешехода на нерегулированном перекрёстке, оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами, что такое железнодорожный переезд, правила перехода и переезда.
Должны уметь:двигаться группами и в колонне, применять правила дорожного движения для велосипедистов, выполнить практическое задание на специально оборудованной площадке, оказать первую медицинскую помощь, экономно выполнять разметку заготовок, работать по трафарету, подбирать детали для работы, собирать макет из деталей по образцу, эстетично оформлять изделие, проявлять элементытворчества.
В результате прохождения программы «Юный инспектор дорожного движения» у второклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
- установка на здоровый образ жизни;
-способность к самооценке;
Регулятивные универсальные учебные действия.
Научатся:
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
-овладеет способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательные универсальные учебные действия:
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Научатся:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций всотрудничестве;
-контролировать действия партнера.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственразвитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.