Разработка визитной карточки проекта по теме «Распространенные и нераспространенные предложения»

Разработка визитной карточки проекта
по теме «Распространенные и нераспространенные предложения»
Раздел «Синтаксис»

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество
Безбокова Алёна Сергеевна

Город, область
п. Лонгъюган

Номер, название школы
МОУ «Лонгъюганская СОШ»

Описание проекта


Название темы вашего учебного проекта

Стоит ли «удлинять» предложения?

Краткое содержание проекта

Данный учебный проект направлен на формирование умения различать распространенные и нераспространенные предложения, осознанно и обоснованно распространять предложения.

Предмет(ы)

Русский язык

Класс(-ы)

5

Приблизительная продолжительность проекта

1-2 урока

Основа проекта

Образовательные стандарты

Личностные:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Предметные:
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
- формирование навыков проведения синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения.

Планируемые результаты обучения

– отработка навыков определения грамматической основы предложения;
– развитие представления о роли второстепенных членов предложения;
– развитие творческого начала и воображения при конструировании текстов.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Стоит ли удлинять предложения?

Проблемные вопросы учебной темы
Что называют предложением?
Какие бывают предложения?
Какое значение имеют второстепенные члены предложения?

Учебные вопросы
Чем предложение отличается от словосочетания?
Как различаются предложения по составу?
Из каких членов строится предложение?
Какую функцию выполняют главные члены предложения?
Какие члены предложения являются второстепенными?
Зачем нужны второстепенные члены предложения?

План оценивания


График оценивания

До работы над проектом
Ученики работают над проектом и выполняют задания
После завершения работы над проектом

-наблюдение поведения учеников
-неформальные опросники
-анкетирование
-методы контроля понимания
-письменные сообщения
-журнал рефлексии
-карта «Знаю – Интересуюсь – Учусь» (З–И–У)
-индивидуальный журнал участника проекта
-отчет по продвижению в проекте
-письменный дневник
-лист критериев
-интервью, которое дает ученик учителю
-ученическая конференция
-самооценки устного выступления

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Обучающиеся должны владеть такими понятиями как предложение, распространенные предложения, нераспространенные предложения, грамматическая основа предложения, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, а так же должны владеть иметь навыки работы с редактором текстов, редактором презентаций, в поисковых сервисах, электронных словарях.

Учебные мероприятия

1. Детям предлагается загадка, состоящая только из грамматической основы предложения (нераспространенное предложение). Затем дается загадка в обычном варианте.
Например: мужичок испляшет да ляжет (полный вариант: «Подпоясанный мужичок хату испляшет да под печку ляжет»). После выслушивания версий, учитель спрашивает, почему это задание невыполнимо. После прочтения загадки в обычном варианте учащиеся должны объяснить, что им помогло ее отгадать.
Можно вывести на экран тексты загадок, из которых они должны самостоятельно убрать второстепенные члены и убедиться, что текст теряет свою коммуникативную значимость.
2. Составление двух распространенных предложений по данной грамматической основе: СОБАКА ЛАЕТ. Эти предложения должны быть разными по эмоциональной окраске. Например: по основе МАМА НЕСЕТ можно составить следующие предложения: 1) Улыбающаяся мама осторожно несет вкусный торт на праздничный стол. 2) Разгневанная мама сердито несет разбитые сыном тарелки к мусорному баку.
3. Создание слайдов с каждым предложением. Грамматическую основу на обоих слайдах выдели одним цветом, второстепенные члены другим цветом. Подбери или создай к каждому слайду картинку/рисунок и убедись, что они получатся совершенно непохожими.
Сделай вывод о том, почему предложения с одинаковой грамматической основой оказались такими непохожими по эмоциональной окраске и содержанию.
Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что второстепенные члены помогают дополнить информацию, содержащуюся в предложении, настолько, чтобы сделать его информативным.
4. Детям предлагается рассмотреть демонстрационную таблицу и вспомнить, какие предложения называются распространенными.
5. На экран выводятся распространенные предложения, в которых разными цветами выделены главные и второстепенные члены. Дети должны прийти к выводу о количественном соотношении главных и второстепенных членов предложения: второстепенных членов предложения чаще всего бывает больше.
6. С целью выработки навыка разграничения главных и второстепенных членов предложения выполняются упражнения из учебника или рабочей тетради.
7. Для контроля усвоения материала предлагается интерактивный тест.
8. В качестве домашнего задания предлагается провести мини-исследование на основе конструирования разных по эмоциональной окраске и содержанию предложения по общей грамматической основе.
Примечание:
Учитель может подготовить несколько грамматических основ, чтобы дети работали над разным материалом и на следующем уроке проверка домашнего задания не была однообразной.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии оборудование

- создание текстов
- создание презентаций
- осуществление коммуникации и образовательного взаимодействия

Технологии программное обеспечение

-одно автоматизированное рабочее место (учителя)
-система работы с классом – нетбуки для каждого обучающегося
ресурсы синтезированного визуального ряда (иллюстрации к текстам, динамические модели, конструкторы, симуляции и пр.)
-тренажеры, упражнения, тестовые задания

Интернет-ресурсы
1) Демонстрационная таблица
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2) Тексты загадок с интерактивными отгадками
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3) Интерактивный тест по теме
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



15