Специальная психология. Современная концепция специальной психологической помощи

Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования




Контрольная работа
Педагогическое образование
по дисциплине: «Специальная психология. Современная концепция специальной психологической помощи».










Выполнила:
Слушатель факультета ДПО
Овсиенко Л.Н.







г. Москва, 2016 г.
Оглавление

Введение.

3

Теоретико-методологические основы современной концепции специальной психологической помощи.

6

Цели и задачи службы специальной психологической помощи
11

Современные концепции психологической службы в образовании
13

Заключение
16

Литература
18







Введение.
На сегодняшний день в школу приходят дети уже с рядом заболеваний, т.е с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности социально-психологической адаптации и обучения вследствие психических и соматических заболеваний. В наших школах около 30% детей имеют временные задержки психического развития, низкий уровень школьной зрелости. Более половины первоклассников испытывают трудности адаптации на фоне выраженных школьных трудностей. Около 8% школьников не усваивают материал начальной школы, а 30% переходят в среднее звено с существенным дефицитом знаний. Среди учащихся средних классов 20-30% детей нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи, а свыше 60% - относятся к так называемой группе риска. С каждым годом увеличивается число подростков с нервно-психическими расстройствами. И таким детям нужна помощь.
Тема моей работы: Современная концепция специальной психологической помощи. Цель исследования - изучить современную концепцию специальной психологической помощи. Методом исследования является теоретический анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.





Концепция  (от лат. conceptio – понимание, система) – определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения. На основе концепций возникают научные теории. Теория (греч. theorнa, от theorйo рассматриваю, исследую), в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности объекта данной теории. В основе теории находится идеализированный объект теоретическая модель существующих связей реальности, представленных с помощью определённых гипотетических допущений и идеализаций. Ценность теории, прежде всего в том, что, объясняя явления, она дает возможность предсказывать развитие событий в данной области и предоставляет инструменты для творческого управления действительностью. Для психологии это значит описание направлений и способов решения психологических проблем отдельных людей и общества в целом. Здоровье детей ухудшилось по ряду причин, назову лишь некоторые, это: состояние окружающей среды, экономический потенциал общества, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье. Проблема здоровья особенно актуальна в настоящее время, потому, что образование повернулось к индивидуальной личности. И ребенок должен, не зависимо от уровня здоровья, соответствовать, предъявляемым требованием. Врачи утверждают, что увеличивается количество детей с нарушениями, которые нельзя отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза. При этом такие дети попадают в число инвалидов детства и испытывают выраженные трудности в адекватной самореализации, интеграции в образовательную и социокультурную среду. К такой категории можно отнести, в частности, детей, пострадавших в социальных и экологических катастрофах и имеющих стойкие нарушения в физическом и психическом здоровье, а также детей с делинквентным поведением. То же самое можно сказать и о детях с тяжелыми соматическими заболеваниями, которые, по имеющимся данным, выступают в качестве второй по распространенности группы (после повреждений ЦНС), у которых наблюдается замедленная динамика психосоциального развития. Аналогичная тенденция к расширению контингента детей, нуждающихся в специальном психологическом сопровождении, отмечается и в мировой практике. Появились и используются термины « дети с особыми потребностями», «дети группы риска», «дети, пострадавшие от насилия» и др.  Существующая система психолого-педагогической и медико-социальной помощи этой категории детей, особенно в раннем возрасте, когда такая поддержка является чрезвычайно важной и перспективной с точки зрения преодоления имеющегося отклонения, обусловливает создание службы специальной психологической помощи, которая в отличие от службы практической психологии будет ориентирована на решение проблем детей, имеющих отклонения в развитии. Учитывая имеющиеся отдельные компоненты психологических служб системы образования, службу специальной психологической помощи целесообразно рассматривать в качестве ее органической составляющей, находящейся на стыке практической психологии образования, здравоохранения и социальной защиты. Необходимость совершенствования службы специальной психологической помощи определяется противоречием между ростом потребности в специальной психологической помощи, с одной стороны, и недостаточным количеством квалифицированных специалистов в этой области, способных оказывать необходимую психологическую помощь, с другой стороны. Отсутствие государственной системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, отсутствие правовых и финансовых основ деятельности таких специалистов в рамках психологической службы России и единой политики государства в данной области, а также недостаточное развитие системы подготовки и повышения квалификации указанных специалистов для работы в таких службах значительно снижают эффективность оказания специальной психологической помощи лицам с отклонениями в развитии и не позволяет разрешать многочисленные трудности этой категории лиц. В этом контексте разработка современного концептуального подхода по оказанию специальной психологической помощи обретает приоритетное значение. Под концепцией специальной психологической помощи понимается системный подход, позволяющий оказать этим лицам комплексную всестороннюю психокоррекционную помощь, включающую их психологическое изучение, консультирование и психокоррекцию.
Теоретико-методологические основы современной концепции специальной психологической помощи.
Основателями современной Концепции специальной психологической помощи являются известные положения отечественной дефектологической науки: культурно-историческая теория Л.С.Выготского; теории деятельности А.Н. Леонтьева, C.Л. Рубинштейна; теория отношений Б.Г. Ананьева и др. Социальная среда выступает не просто как внешнее условие, а как источник развития ребенка. В процессе взаимодействия ребенка с взрослыми возникают, развиваются и интериоризируются различные формы психической деятельности, зарождаются и формируются личностные качества. Важное значение в построении современной концепции специальной психологической помощи имеют базовые положения ряда теорий: психолого-педагогические закономерности развития ребенка с психофизическими нарушениями есть результат сложного процесса его социализации); развитие в условиях дизонтогенеза требует создания специальной коррекционно-развивающей среды. Особое внимание в современной концепции специальной психологической помощи отводится созданию специальной коррекционно-развивающей средой в семье. Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимаются внутрисемейные условия, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками. Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Семья - микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. Современными авторами выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем более выражено семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка. Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития. Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома. Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительные нравственные качества, доброе отношение к миру. Реализация комплексного подхода к оказанию специальной психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии, позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, детско-родительских отношений решать проблемы дифференциальной и адресной помощи. Разнообразные формы обучения, как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, работа с детьми, имеющими выраженные психофизические недостатки, включают такую семью в поле коррекционного воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка. Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, приобретает положение о психологической травмированности родителей этих детей. Оно строится на положении Л.С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта», на концепции С.Л. Рубинштейна о том, что формирование психики и ее изменения происходят на биологической основе под влиянием социального опыта человека, преломляясь через его индивидуально очерченные внутренние условия. Регуляция деятельности эмоциональной системы обеспечивает функционирование человеческого организма в целом. В случае нарушения деятельности регуляторных механизмов эмоциональной системы страдает личность человека. С другой стороны, сензитивность аффективной сферы индивида и ее гибкость позволяют в случае создания адекватных условий развития, мироощущения и жизнедеятельности оптимизировать его характерологические черты, самосознание и познавательные процессы. Отечественная психология рассматривает структуру личности через систему отношений. Личность с этих позиций является целостной, организованной системой связей с реальной действительностью. Целостность системы отношений личности зависит от многих факторов, и в первую очередь от отношения человека к самому себе.  Отношение к самому себе преломляется через самосознание личности. Самосознание включает целостную оценку человеком себя и своего места в жизни. Самосознание является наиболее поздним психическим образованием в развитии личности, что и обусловливает в отдельных случаях (при глубоких эмоциональных переживаниях и стрессах) его неустойчивость. Самосознание в процессе развития личности структурируется и целеполагается. Низкодифференцированная структура самосознания предполагает особую ранимость, хрупкость и зависимость от чужих оценок. Высокая дифференциация самосознания свидетельствует о большой осознанности и подконтрольности аффективных переживаний. Самосознание позволяет человеку найти пути соединения с миром, удовлетворяя потребности в общении, самоидентичности, в системе ориентаций. С позиций теории отношений психогенное или конфликтогенное нервно-психическое расстройство возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека. В основе нарушения целостности системы отношений личности лежит искажение когнитивного и преобладание эмоционального компонента отношений, что влечет за собой у одной части лиц нарушения адекватной регуляции поведения, у другой - невротические проявления, у третьей - психосоматические. Нервно-психические расстройства обусловливаются не столько широтой и глубиной нарушений с точки зрения объективного наблюдения, сколько их значимостью в субъективно-оценочной системе индивида. Учитывается, что личность родителей, испытывающая воздействие сильного длительного психогенного фактора, оказывается на грани проявления своих возможностей и реализации жизненных целей. Интерпретация особенностей личности родителей детей с отклонениями в развитии осуществляется с позиций целостного подхода, в рамках которого личность понимается как единство биологических и социальных факторов. Комплексное изучение личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии и разработка конкретных форм психолого-педагогической и психокоррекционной помощи этим лицам позволяют оказать им существенное содействие в преодолении сложностей социальной адаптации и обретения социальной ниши как для себя, так и для своих детей. Нарушения личностного развития детей с психофизическими недостатками возникают как следствие взаимодействия двух факторов: преморбидных особенностей личности ребенка, преломленных через его дефект (биологическая составляющая); неблагоприятных условий воспитания, создаваемых травмированными родителями (социальная составляющая). Это подтверждает положение о закономерностях нарушения личностного развития у всех детей с психофизическими недостатками, установленное Л.С. Выготским. Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность. К факторам, определяющим характер внутрисемейной атмосферы, в первую очередь относят особенности межличностных контактов и взаимоотношений с детьми, которые, в свою очередь, обусловлены преморбидными чертами личности родителей, характером и условиями их собственного воспитания, выбором поведенческих стратегий и тактик. Все это в совокупности обусловливает острую необходимость в оказании семьям помощи.


Цели и задачи службы специальной психологической помощи
В центре внимания службы специальной психологической помощи - дети и подростки с отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностном и социальном развитии и лица с особыми образовательными потребностями, обусловленными нарушениями здоровья. Основной целью службы специальной психологической помощи является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся и воспитанников. Основная цель службы реализуется через решение диагностических, коррекционных, профилактических и организационно-просветительских задач. У данной службы следующие задачи: дифференциальная психологическая диагностика, направленная на выявление психологической структуры нарушения, определение сохранных зон развития для подбора адекватного образовательного учреждения; разработка индивидуальной психокоррекционной программы, согласованной с учебным процессом, психологической структурой развития ребенка; оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий; формирование и реализация индивидуальной коррекционной программы, встроенной в целостный процесс психолого-медико-педагогической коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями; совместная с педагогом работа по развитию когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы, коррекция поведенческих проблем. Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для ребенка с особыми образовательными потребностями, рекомендации в отношении учебной нагрузки, параметров и формы оценки результатов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка, предложения по подбору и распределению детей в классе. Консультирование педагогов в организации и развитии взаимодействия между учениками в учебном процессе и за его пределами, психологической поддержки родителей и лиц, их заменяющих; психологическое консультирование семей, направленное на формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с проблемами в обучении, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса. Формирование психологической культуры субъектов образовательного пространства с целью подготовки процессов интеграции детей с отклонениями в развитии в социокультурную среду образовательного учреждения и формирование у педагогов, воспитателей, администрации образовательных учреждений, преподавателей, родителей (лиц, их заменяющих), а также детей и подростков потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавая условия для полноценного личностного развития. Научно-методической основой деятельности являются достижения различных отраслей отечественной и зарубежной психологии в области изучения общего и специфического в психическом развитии разных категорий детей с отклонениями в развитии, в разработке психологических методов выявления, устранения и предупреждения отклонений в развитии Новые технологии службы специальной психологической помощи разрабатываются на основе изучения специальной психологии, клинической психологии и смежных с ними областей психологических знаний, на основе анализа существующего опыта деятельности практических психологов.

Современные концепции психологической службы в образовании
В 90-х гг. XX в. были совершены серьезные научные шаги по созданию школьной психологической службы. Основоположник внедрения и развития психологической службы в образовательный процесс И.В. Дубровина и ее коллеги М.К. Акимова и Е.М. Борисова понимают школьную психологическую службу как интегральное образование и рассматривают ее в научном, прикладном и практическом аспектах. В концепции И.В. Дубровиной «Психологическое и психическое здоровье» выделяются цели, задачи, структура психологической службы и основные виды деятельности психолога: психологическая диагностика и коррекция, психологическое консультирование, просвещение и психологическая профилактика .Согласно этой концепции, психологическая служба образования рассматривается как компонент целостной системы образования, целью ее деятельности является психологическое здоровье детей школьного и дошкольного возрастов. Основными задачами психологической службы образования выступают следующие:
реализация в работе с детьми возможностей и резервов развития каждого возраста;
развитие индивидуальных особенностей детей;
создание благоприятного для развития ребенка психологического климата;
оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, родителям и педагогам.
В качестве основных видов деятельности практического психолога выступают психологическое просвещение как приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям; психопрофилактика, направленная на сохранение психологического здоровья детей; психологическое консультирование всех участников образовательного процесса; психодиагностика развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, личностных и межличностных особенностей с целью определения психологических причин, проблем и трудностей в обучении и воспитании с последующей их коррекцией. Разделяя главную идею И.В. Дубровиной о сохранении психологического здоровья как цели психологической службы, оригинальную модель в сфере дополнительного образования детей разработал московский психолог А.В. Шувалов. Он предлагает создать на базе образовательных учреждений кабинеты психологической помощи, так называемые камерные психологические поликлиники. Оказание психологической помощи происходит в два этапа: психологическое консультирование сменяется психотерапевтической работой. Если в концепции И.В. Дубровиной психологическая профилактика рассматривается как один из видов работы психолога, то В.Э. Пахальян отводит ей основную роль [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Он рассматривает педагога-психолога как «специалиста по первичной профилактике в системе службы практической психологии образования, а учреждения образования как среду, в которой существуют оптимальные условия для профилактики нарушений психологического здоровья». В этой связи перед психологом образования ставится задача обеспечения психопрофилактической работы не только с детьми «группы риска», но и на уровне образовательной среды в целом. По мнению В.Э. Пахальяна, психопрофилактика системообразующий вид деятельности практического психолога образования, не исключающий диагностико-коррекционной работы, консультирования и просвещения, которые выступают как средства психопрофилактики, что меняет их направленность. Иную концепцию школьной психологической службы предлагает Л.М. Фридман, по мнению которого, ее цели должны соответствовать главной цели школы на современном этапе. С точки зрения Л. М. Фридмана, цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе, которую можно сформулировать в следующем виде: главной целью школы является воспитание каждого ученика образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителей и учащихся, а также учащихся между собой, направленный на овладение последними определенной системой знаний, умений и навыков, есть составная часть воспитания и главный метод и средство воспитания. Поэтому каждый учитель, независимо от того, какой учебный предмет он преподает, должен быть воспитателем личности своих учеников, чутким и отзывчивым руководителем учебной деятельности и всей их жизни в школе. При этом он должен это делать не только потому, что такова основная цель школы, но и потому, что успех процесса обучения любому предмету связан с формированием потребностно мотивационной сферы учащихся, развитием их познавательных способностей с опорой на их реальные силы и возможности.
Только в процессе воспитания личности учащихся можно успешно осуществить цели и задачи обучения. Ведь эффект обучения определяется главным образом творческой, внутренне мотивированной деятельностью учащихся, что и составляет суть воспитания. Данное воспитание возможно при создании таких условий, такой организации учебного процесса, формированием таких межличностных взаимоотношений учителя с учащимися и учащихся между собой, которые обеспечат интенсивную деятельность каждого ученика, направленную на максимально возможное (в соответствии с его индивидуальными способностями и возможностями) самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Такое воспитание осуществляется лишь с учетом психологических закономерностей формирования и развития личности учащихся на разных возрастных этапах. Большинство учителей, к сожалению, зачастую проводят свою работу вопреки этим закономерностям. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе, т.е. организация, построение и проведение этого процесса на основе современных психологопедагогических теорий воспитания и развития личности учащихся Школьный психолог является членом педколлектива и напрямую участвует в реализации воспитательных целей школы через учителей, классных руководителей, администрацию школы, а также через ученическое самоуправление. Концепция Л. М. Фридмана предполагает следующие виды работы школьного психолога: организацию приема детей в школу и комплектование ученических классов; налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей; изучение процесса личностного развития учащихся; оценку воспитанности учащихся.
Заключение
Таким образом, существует несколько концепций деятельности школьной психологической службы. В концепции И.В. Дубровиной «Психологическое и психическое здоровье» выделяются цели, задачи, структура психологической службы и основные виды деятельности психолога: психологическая диагностика и коррекция, психологическое консультирование, просвещение и психологическая профилактика.
Менее известна концепция Л.М. Фридмана, где во главу угла ставится научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе. Автором предполагаются следующие виды работы школьного психолога: организация приема детей в школу и комплектование ученических классов, налаживание партнерских взаимоотношений между учителями и родителями, изучение процесса личностного развития учащихся, оценка воспитанности учащихся, работа школьного психолога с администрацией и педагогами. Следует отметить, что к настоящему времени в отечественной науке накоплен достаточно высокий профессиональный потенциал, который необходим для успешной реализации психологической деятельности в образовательных учреждениях. Это работы О.Л. Карабановой, С.В. Кривцовой, Г.В. Овчаровой, A.M. Прихожан, О.Н. Усановой, представляющие реальные авторские модели психологической службы.
Итак, единая концепция деятельности школьной психологической службы пока не сложилась. Но сформировалась новая профессиональная генерация - практические психологи образования, которые должны быть вооружены знанием «что делать?» (специфика профессиональных задач), «каким образом?» (масштаб методологической рефлексии и уровень технологической оснащенности специалиста, формы организации работы), «на каких основаниях?» (система базовых представлений) и «ради чего?» (система исходных профессиональных ценностей и целей).










Литература:
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
Дубровина И.В., Прихожан А.М. Положение о школьной психологической службе // Вопросы психологии.- 1985.- № 2.
Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. - М., 1995.
Кала У.В., Раудик В.В. Психологическая служба в школе.-М.: Знание, 1986.
Пахальян В.Э. Психологическое консультирование.- Спб.: Лидер, 2006.
Практическая психология образования. / Под ред. И. В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: просвещение, 1991.
Фридман Л.М. С кем работать школьному психологу? // Народное образование.- 1992. Сентябрь- октябрь.
Шувалов А.В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительногообразования детей // Вопросы психологии.- 2001.- №6.









13PAGE 15


13PAGE 14215