Программа профессиональных проб для подростков по направлению «Слесарь по ремонту автомобилей»







Программа профессиональных проб для подростков по направлению
«Слесарь по ремонту автомобилей»
__________В МБУДО «Белоярский ЦДО»___________
Название образовательного учреждения


Барановой Елены Геннадьевны
Фамилия, имя, отчество
г.п. Белый Яр Сургутского района ХМАО-Юрга, методист, педагог дополнительного образования
Город, место работы, должность




























Содержание программы   I. Целевой раздел Пояснительная записка3 Ожидаемые результаты и методы их диагностики7 II. Содержательный раздел Содержание учебного курса9 III. Организационный раздел Учебно-тематический план.12 Ресурсное обеспечение... .......13 Список литературы .....14

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Программа разработана на основании законодательных и нормативно-правовых документов:   - Конвенции о правах ребенка; - Конституции Российской Федерации; - Концепции развития системы профессиональной ориентации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; - Концепция развития дополнительного образования и молодёжной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (Приказ Департамента образования и молодежи Югры от 06.03.2014 № 229) - Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Направленность программы Программа разработана для прохождения учащимися (13-16 лет) профессиональных проб в МБУДО «Белоярский ЦДО» и является программой дополнительного образования по специальности «Слесарь по ремонту автомобилей». Имеет техническую направленность. Новизна и актуальность Особое значение в современных условиях имеет подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с созидательной и преобразующей трудовой деятельностью подростка, профессиональным самоопределением. Сложность социально-экономических процессов в обществе, сязанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Увеличивается число неработающей и неработающей молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная невилировка значимости рабочих специальностей.
Педагогическая целесообразность. Программа разработана с учетом психологических особенностей старшего школьного возраста (13-16 лет). Включает в себя, различные формы работы, что способствует активному вовлечению обучающихся в учебно-профориентационный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта через предлагаемые формы работы. Цель программы: Формировать у учащихся собственного обоснованного взгляда на работу по консервации автомобилей. Задачи программы:
· воспитание уважения к труду слесарей по ремонту автомобилей;
· углубление знаний об особенностях транспорта;
· развитие у учащихся самостоятельности и умения делать обоснованный выбор в ситуации, требующей принятия ответственного решения;
· осознание учащимися общественной значимости и актуальности получения профессии;
· привитие навыков самостоятельной работы;
· развитие интереса к проведению исследований. Формы и методы работы : наглядные, словесные, практические. Форма проведения занятий: беседа, индивидуальная работа, работа в группе, игровые методы, конкурсы, метод групповой дискуссии Режим занятий составляется в соответствии с Сан ПИНом. Формы подведения итогов Зачеты, контрольные работы, тесты, создание авторской работы (презентации);
Основные направления работы
Провести очередное техническое обслуживание. Вымыть автомобиль и вытереть его насухо. Залить для предохранения цилиндров двигателя от коррозии в каждый цилиндр двигателя по 30-50 г. горячего обезвоженного моторного масла, применяемого для двигателя. Для равномерного распределения масла по всей поверхности цилиндров провернуть коленчатый вал двигателя на 15 оборотов.
Очистить всю электропроводку и тщательно протереть насухо. Очистить и смазать пластичной смазкой или техническим вазелином все неокрашенные наружные металлические поверхности автомобиля и неокрашенные части шарнирных соединений (петли и замки дверей, троса приводов стояночного тормоза, педалей акселератора и сцепления, буксирных устройств и других узлов). Удалить коррозию и подкрасить места, в которых повреждена краска.
Проверить, очистить инструмент, принадлежности и возимый комплект запасных частей и обернуть промасленной бумагой. Оклеить стекла кузова с наружной стороны светонепроницаемой бумагой (тканью). Снять колеса с автомобиля, очистить диски и шины колес от грязи, вымыть и насухо протереть. Диски колес очистить от коррозии, а при необходимости выправить и окрасить.
Промыть, если необходимо, топливный бак и полностью залить топливом. Подготовить аккумуляторную батарею к хранению согласно «Единых правил ухода и эксплуатации автомобильных аккумуляторных свинцовых стартерных батарей». Ослабить натяжение ремня механизма газораспределения.
Слить жидкость из двигателя и радиатора системы охлаждения, бачка смывателя ветрового стекла. Загерметизировать картеры коробки передач и двигателя изоляционной лентой. Заклеить щели воздушного фильтра, выпускной трубы глушителя и между щитками и барабанами тормозных механизмов.
Подставить под каркас автомобиля металлические или деревянные подставки так, чтобы колеса автомобиля были приподняты над полом или землей.
 
Система условий реализации профессиональных проб
1. Выполнение профессиональных проб осуществляется в соответствии с профессиональными склонностям подростков; 2. Соответствующая технологическая готовность площадки для проведения профессиональных проб; 3. Соблюдение требований законодательства РФ по труду несовершеннолетних, соблюдение ограничений по состоянию здоровья и физическому развитию детей 4. Выполнение законченного действия в процессе осуществления проб 5. Соответствие профессиональным склонностям, как самоопределения личности.
Принципы
Коммуникативный принцип - позволяет строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности - предполагает, что творчество учащихся должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, профессионального самоопределения.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы проф.проб
Результат: Правильное выполнение действий ( работы) по консервации автомобилей. Под консервацией автотранспортных средств понимается содержание технически исправного автомобиля в состоянии, обеспечиваемом его длительное хранение. Различают кратковременное хранение после окончания работы на линии и длительное хранение неработающего автомобиля. Наибольшее распространение получили два способа хранения автотранспорта: в отапливаемых помещениях (боксах, гаражах) и на открытых площадках (стоянках). Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы: развитие творческого мышления, наблюдательности; навыки коллективной деятельности, в процессе совместной работы, в команде под руководством педагога; умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу товарищей с позиций практических задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: умение сравнивать, анализировать, выделять главное; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных практических задач; умение рационально строить самостоятельную деятельность; стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в профессиональной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы профессиональных проб «Слесарь по ремонту автомобилей» техника безопасности и охрана труда; мойка автомобиля; консервация автомобиля.
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:
мотивационная основа профессиональной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к проектированию способов деятельности для организации практической работы;
устойчивый познавательный интерес к новым способам и методам исследования технологий и материалов.
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/не успешности профессиональной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
планировать свои действия;
адекватно воспринимать оценку педагога;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия на практике.
Диагностика осуществляется через мониторинг результатов проведения зачетов, тестов, практическую контрольную работу и создание авторской работы (презентации);

Содержание учебного курса

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Техническое обслуживание. Мойка автомобиля. Консервация двигателя (3 часа)
Техническое обслуживание автомобилей
Технического обслуживания автомобиля - это поддержание его в надлежащем внешнем виде и технически исправном состоянии. Оно является профилактическим мероприятием. Техническое обслуживание включает в себя следующие виды работ: смазочные, регулировочные, контрольно-диагностические, крепежные, заправочные и электротехнические.
Помимо перечисленных, при проведении технического обслуживания современного автомобиля могут выполняться и иные виды работ в зависимости от марки машины, ее состояния, и иных специфических факторов.
Каждый раз перед поездкой водитель должен проверить: комплектность автомобиля, состояние его кузова, наличие и регулировку зеркал заднего вида, наличие и читаемость государственных регистрационных номерных знаков, исправность дверных замков, а также замков капота и багажника, исправность электрооборудования («дворники», приборы освещения и сигнализации),герметичность систем питания, смазки и охлаждения и наличие соответствующих расходных жидкостей, герметичность гидравлического привода тормозной системы, свободный ход рулевого колеса, работу контрольно-измерительных приборов.
  Мойка автомобиля
По способу удаления загрязнений мойки делят на контактные (когда механическое удаление грязи с поверхности автомобиля происходит с использованием щёток, тряпок, губок и т. п., а также с применением химических моющих средств) и бесконтактные (в этом случае удаление загрязнений осуществляется с использованием поверхностно-активных сильнодействующих средств и мощных струй воды под высоким давлением).
Консервация двигателя

Техническое обслуживание. Мойка автомобиля. Консервация двигателя.

Проведение очистку и промывку двигателя перед консервацией. Для этого рекомендуется очиститель поверхности ЛИК 415
Осуществление консервацию внутренних объемов двигателя путем введения в системы двигателя трех ингибирующих добавок: масляная система заполняется смесью масла и ингибирующего состава  ЛИК 329, в система охлаждения – охлаждающей жидкостью с добавкой ингибитора М-640L, в топливная система –  топливом с добавкой препарата ЛИК 705).
Запустить двигатель и дать  ему проработать в течение часа .
Упаковка двигателя в ингибированную полимерную пленку.

Очистка электропроводки. Очистка и смазка шарнирных соединений. Окраска поверхностей кузова.
Осмотр и очистка электропроводки. Осматривают электропроводку. Обнаруживают обрывы, увеличенный провес проводов или троса, подтеки мастики на кабельных воронках и др. Волосяной щеткой очищают от пыли и грязи провода и кабели, а также наружные поверхности труб с электропроводкой и ответвстельные коробки. В сырых и особо сырых помещениях при очистке применяют обтирочный материал;
Способы очистки и смазки шарнирных соединений; Основные способы окраски кузова.

Очистка и смазка рабочего инструмента. Оклейка стёкол кузова.
Техническое обслуживание колес и шин.
Работа по очистке и смазке рабочего инструмента; Последовательность этапов работы при оклейке стёкол кузова, как они выполняются; Обслуживании колес необходимо соблюдать требования и порядок монтажа и демонтажа колес. 

Техническое обслуживание топливного бака, аккумуляторной батареи. Ослабление ремня механизма газораспределения (3 часа)
Топливный бак заполняйте топливом в конце рабочего дня. Этим достигается удаление насыщенного влагой воздуха и предупреждается возможность конденсации паров воды внутри бака. Уход за топливным баком. (3 часа)

Техническое обслуживание системы охлаждения. Герметизация всех агрегатов, механизмов и резиновых изделий. Консервация тормозных механизмов (3 часа)
Требование, которые необходимо соблюдать для обеспечения нормальной работы двигателя.
Герметизация механизмов и резиновых изделий, способы и технология.
Осмотр тормозных систем автомобиля и этапы выполнения консервации тормозных механизмов.

Установка автомобиля на подставки (1 час).
Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию, его установка на подставки.

Учебно-тематический план
№ п/п
Тема занятия
Количество часов

1
Техническое обслуживание. Мойка автомобиля. Консервация двигателя.
3

2
Очистка электропроводки. Очистка и смазка шарнирных соединений. Окраска поверхностей кузова.
3

3
Очистка и смазка рабочего инструмента. Оклейка стёкол кузова. Техническое обслуживание колес и шин.
3

4
Техническое обслуживание топливного бака, аккумуляторной батареи. Ослабление ремня механизма газораспределения.
3

5
Техническое обслуживание системы охлаждения.
Герметизация всех агрегатов, механизмов и резиновых изделий. Консервация тормозных механизмов
3

6
Установка автомобиля на подставки.
1

 
Всего
16



























Ресурсное обеспечение

1.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ; 2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: ПЛАКАТЫ ПО УСТРОЙСТВУ АВТОМОБИЛЕЙ (25 ШТ.), УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ». 3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: МАКЕТЫ ПО УСТРОЙСТВУ АВТОМОБИЛЯ («ФИЛЬТР ГРУБОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА», «ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ», «ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧИ И ДИФФЕРЕНЦИАЛА» И ДР.)
Список литературы
1. СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ (МОТОРИСТ): УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. 6-Е ИЗД., СТЕР. КУЗНЕЦОВ А.С. ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИЯ; 2. СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ А.С КУЗНЕЦОВ, ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИЯ; 3. ТЕХНИЧЕСОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ, ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ №1, И.С. ТУРЕВСКИЙ; 4. АВТОСЛЕСАРЬ. УСТРОЙСТВО, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ, Ю. Т. ЧУМАЧЕНКО, А.И. ГЕРАСИМЕНКО, Б.Б. РАССАНОВ, ИЗДАТЕЛЬСТВО ФЕНИКС, 2013 ГОД.  

15