Рабочая программа по внеурочной деятельности Клуб юных математиков


Рабочая программа
внеурочной деятельности
научно — познавательного направления
«Клуб юных математиков»
для обучающихся 2 «В» класса.
Составила:
учитель начальных классов
Нагорнова Н.В
2015 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению «Научно-познавательная деятельность» «Клуб юных математиков» для обучающихся 2-х классов.
Актуальность программы.
Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление.
Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Программа курса «Клуб юных математиков» входит во внеурочную деятельность по направлению научно — познавательное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации.
Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.
Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия:  
- учащиеся 2 класса.

Цели программы:  
- развивать математический образ мышления

Задачи программы:
· Систематизация изученного материала, его углублением, выходящим за рамки материала учебника;
· Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
· Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; · расширение кругозора детей, углубленным изучением отдельных тем, творческих заданий;
· Привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: ·  развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
·  развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
· воспитание чувства справедливости, ответственности;
· развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Содержание программы.
Основные направления содержания деятельности — для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
-информационно коммуникативные технологии;
— здоровьесберегающие технологии;
— технология развивающего обучения.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют…
Курс «Клуб юных математиков» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности («Центры» деятельности: Конструкторы, Электронные математические игры (работа на компьютере), Математические головоломки, Занимательные задачи. В одном «центре» работает одновременно несколько учащихся. Выбор «центра» учащиеся осуществляют самостоятельно. После 7-8 минут занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой.) в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах, работу за конторками по методике Базарного.
Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу.
Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем более сложные.
Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку.
Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Формы работы.
Подбор форм внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня. В практике работы используются следующие формы:
-работа в парах, группах;
— участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-практические и теоретические;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
— проектная деятельность;
— самостоятельная работа;
-конкурсы знатоков, игра- соревнование;
-работа со стенгазетой;
-игры-состязания, КВН.
-творческие работы.
Методы обучения.
Системно-деятельностный подход, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Условия реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Степень усвоения программы зависит от развития навыков, знаний, интереса. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и способности каждого ребенка. Принимаются все желающие. Занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ожидаемые результаты.
Личностные результаты :
Чувство гордости за свою Родину;
Уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
Целостное восприятие окружающего мира;
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими; Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметныерезультаты :
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; Использование различных способов поиска;
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Предметные результаты :
Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
Овладение основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи;
Умение выполнять устно и письменно арифметические действия, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, анализировать и интерпретировать данные;
Способы определения результативности.
— Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа; — Диагностика — 2 раза в год;
-участие в конкурсе Знатоков (март);
-участие в математическом аукционе (май);
— выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях);
— портфель достижений школьника.

— В конце учебного года каждый ребенок получает свидетельство: об успешном окончании кружка(при условии участия обучающегося в различных конкурсах, олимпиадах); — об окончании работы кружка (при условии посещения 50% занятий).
Данное свидетельство помещается в портфолио обучающегося.
10. Учебно-тематический план.
Продолжительность занятий – 1 урок в неделю по 35-40 минут
№п\пТема занятия Содержание занятия Дата по плану Дата по факту
1 Вводное занятие. Математика – это интересно. Математичекие игры, лабиринты, кроссворды. Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 *3 клетки).2 Как люди научились считать. Разные системы счисления. Римские цифры. Как читать римские цифры? Как изображали числа в древности. Древние люди. Зарубки на палках. Арабские числа и египетские. Математические пирамиды. Головоломки со спичками. Житейские истории, оригинальные задачи. Проектная работа. 3 Интересные приемы устного счета Игра «У кого какая цифра» Устный счет Проектная работа. 4 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления Графический диктант 5 Решение занимательных задач в стихах Работа в группах. Инсценирование загадок, решение задач. 6 Решение олимпиадных задач Решение задач повышенной трудности 7 Игра «работа над ошибками» Работа над ошибками олимпиадных заданий 8 Числа – великаны. Загадки – смекалки. Логические задания Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Игра «Не собьюсь!». Математичекие игры, лабиринты, цепочки, закономерности 9 Учимся отгадывать ребусы Составление математических ребусов. 10 Ломаная линия. Длина ломаной. Игра «Запутанные маршруты». Решение задач на развитие пространственных представлений. Настольные игры — соревнования. 11 Решение ребусов и логических задач Мини-олимпиада/самостоятельная работа 12 Путешествие точки. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». 13 Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. 14. 14 Числа в литературе (стихи, загадки про числа, считалки с числами, сказки, в названиях, которых есть числа) Проектная работа. 15 Решение олимпиадных задач Решение задач повышенной трудности 16 Игра «работа над ошибками» Работа над ошибками олимпиадных заданий 17 Загадки-смекалки Составление загадок, требующих математических 18 «Знакомьтесь: Архимед!» «Знакомьтесь: Пифагор!» Работа с энциклопедиями и справочной литературой. Выпуск стенгазет. 19 Решение ребусов и логических задач Мини-олимпиада/самостоятельная работа 20 Лего — конструкторы Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному  замыслу. 21 Весёлая геометрия Симметричное вырезание: аппликация, гирлянда. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Проектная работа. 22 Практическая работа «Бумага. Ножницы. Линейка». «Разрезные фигуры», Удивительный квадрат". «Разные фигуры из одних и тех же частей». сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части. " Загадки о геометрических фигурах. Из истории «О названиях геометрических фигур». 23 Решение ребусов и логических задач Мини-олимпиада/самостоятельная работа 24 Математическое путешествие Сложение и вычитание в пределах 100. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 25 Решение олимпиадных задач Решение задач повышенной трудности 26 Игра «работа над ошибками» Работа над ошибками олимпиадных заданий 27 Конкурс Знатоков математики Игра «Кто хочет стать математиком?» 28 Блиц — турнир по решению задач Самостоятельная работа. 29 Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). 30 Спичечный конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. 31 Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». 32 Математический КВН Групповая работа, игра – соревнование. 33 Математический аукцион Секреты задач. Решение нестандартных задач. 34 Час весёлой математики Коллективный выпуск математической газеты Командная игра. «Построй башню», загадки, задачи, лиц – опрос. Работа в группах, оценивание подборки материала. 35 Закрытие «Клуба юных математиков. Награждение.