Технологическая карта по теме Изложение по тексту Г. Скребицкого «Хитрый заяц».


Технологическая карта занятия
Дата проведения занятия:
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Тема занятия: Р/р. Подготовка к изложению по тексту Г. Скребицкого «Хитрый заяц». Р/р. Написание изложения по тексту Г. Скребицкого «Хитрый заяц».
Цели занятия: повторить основные признаки текста, углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении.
Тип урока: урок развития речи
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД
Формирование устойчивой мотивации к обучению.
Метапредметные УУД
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
Предметные УУД
Научиться отличать текст от группы предложений, озаглавливать текст, использовать алгоритм для выявления языковых и композиционных особенностей текста.
Этапы урока, цель этапа
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный этап.
Приветствует, настраивает на работу.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы на урок всем нам
Захотелось вновь прийти!
- Покажите, какое у вас сегодня настроение? (Дети показывают карточку – пинктограмму).
Фронтальная форма работы.
Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.
-Чтобы определить тему урока, ответим на вопросы.
- Что называется текстом?
- Назовите признаки текста.
- Что можно делать с текстом? (пересказывать)
- Какие виды пересказа вам известны?
- Что значит подробно пересказать текст?
- Сформулируйте тему урока. Фронтальная форма работы.
Отвечают на вопросы, задают вопросы для уточнения информации.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют необходимые действия и операции.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
3. Актуализация и пробное учебное действие.
Читает текст, организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы.
1. Чтение учителем текста упр.70
2. Беседа.
- Какое из названий, данных в задании, ярче всего отражает содержание текста?
Фронтальная и.
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания.
Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других.
4. Выявление места и причины затруднения. Анализ текста.
- О чём говорится в тексте? (его тема)?
- Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определённые чувства?
- От какого лица ведётся повествование? Как начинается повествование?
- Опишите внешний вид зайца.
- Как вы понимаете выражение «глазёнки так и впились в меня»?
- Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий охотника?
- как автор связывает предложения?
-Подберите синонимы к слову «заяц».
- Почему автору стало стыдно убивать зверька?
_ Перескажите этот текст. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.
Физкультминутка.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей. Фронтальная и.
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания.
Выполняют элементарные физические упражнения.
Личностные: понимают значение здоровье сберегающих элементов урока.
Познавательные: устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, выводы.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Повторно читается текст изложения.
Работа над планом:
- Сколько микротем в тексте? Назовите первую микротему. ….
Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся.
Написание изложения на черновиках.
На доске записаны слова:
ЛЕСНАЯ ВЫРУБКА, ГЛАЗЁНКИ ТАК И ВПИЛИСЬ В МЕНЯ, ТРУДНЫЙ ЭКЗАМЕН НА ХИТРОСТЬ, УМУ- РАЗУМУ УЧИТ.
Самоконтроль.
Переписывание на чистовик.
Групповая, индивидуальная форма работы.
Анализируют текст совместно с учителем, соотносят с планом.
Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации. Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию
Регулятивные: контролируют учебные действия.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
6. Рефлексия.
-Какие трудности появлялись в процессе работы?
- Дайте оценку своей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек (карточки с улыбающимся и грустным лицом) и покажите мне.
Фронтальная, индивидуальная форма работы.
Определяют своё эмоциональное состояние. Личностные: приобретают мотивацию процесса образования.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений, навыков и операционных, аналитических умений как интегрированных, сложных действий.