Статья Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе


Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе.
Боталова Ольга Захитовна, социальный педагог
МАОУ В(С)ОШ г .Березники
Старайтесь согласиться, а не возразить.
Стремитесь не к победе, а к истине и миру.
Н.И. Козлов
Обучение в школе занимает существенный период жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного морально-психологического климата.
В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М.Шепель.
Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений. Классный коллектив – это мощный инструмент воспитания, который вполне способен подавлять индивидуальность. Чтобы этого не произошло, социально-психологический климат должен благоприятствовать проявлению индивидуальности каждого учащегося.
В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:
Социальный климат, определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Моральный климат, определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
Психологический климат, это те неофициальные отношения, которые складываются между учащимися, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
Формирование и совершенствование благоприятного социально-психологического климата является задачей классного руководителя, школьного психолога, социального педагога, учителей – предметников и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть и вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива.
Формирование благоприятного социально-психологического требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Преобладающими критериями благоприятного психологического климата является наличие у ученика:
Доброжелательности
Защищенности
Мобильности
Креативности
Оптимизма
Инициативности
Работоспособности
Свободы своего «я»
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:
В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу. Присутствует негативное соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях. Он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых". Здесь презрительно относятся к слабым. Нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.
Преобладающими критериями благоприятного психологического климата является наличие у ученика:
незащищенность
леность
агрессивность
пессимизм
зажатость
пассивность
Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на:
определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;
коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);
определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;
применение игр, направленных на сплочение коллектива;
определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;
изучение индивидуальных особенностей школьников;
развитие коммуникативных навыков;
определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:
социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).
Благоприятный социально-психологический климат способствует лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности. Следовательно, создание благоприятного социально-психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в себе и своих силах люди представляют особую ценность для современного общества. Многие педагоги серьезно подходят к вопросу о создании благоприятного социально-психологического климата, но не всегда владеют методами и приемами его создания.
Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективам. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание способов формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе являются следующие:
ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;
формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
привлекать ребят проводить вместе свободное время;
создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремиться к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно – положительных отношений между учителями и учащимися;
развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
Представляют интерес принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Девидом Мейстером в книге «Делай, что исповедуешь», которые могут быть полезны педагогам:
1.Всегда исходите из того, что самый большой грех – нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
2.Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
3.Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
4.Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
5.Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
6.Поддерживайте в себе твердую веру в собственное предназначение.
7.Забудьте о покровительственном тоне.
8. Создавайте условия, а не диктуйте их.
9. Верьте людям, с которыми работаете.
10.Являйте собой пример, будьте такими, каким хотели бы видеть своего коллегу.
11.Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.
Воспитательная сила, огромные, формирующие каждую личность возможности коллектива, зависят от его психологического климата. Успешное формирование моральной атмосферы в любом звене общественной жизни предполагает знание структуры, особенностей проявления коллектива. В совместных и взаимных действиях людей, в их общении возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы взаимных отношений людей друг к другу, симпатии, антипатии и другие, так называемые межличностные отношения.
В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным – стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.
Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств: готовность к постоянной информационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры.
Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе (детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.
Памятка
Как создать благоприятный психологический климат на уроке
1.Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания…
2.Помни: ты нуждаешься в учениках так же , как они нуждаются в тебе- каждый день, каждый урок!
3. « Смертельный грех учителя – быть скучным». Так сказал И.Ф. Гербарт. Постарайтесь сделать свой урок незабываемым для учеников.
4.Когда в ученике гаснет искра успеха, он перестает интересоваться предметом. Старайтесь поддерживать огонь в душе ученика!
5. Ученик перестает делать ошибки тогда, когда научится их исправлять. Не отказывай ученику в возможности исправить свои ошибки.
6. Слово – это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов!
7.Не проходи мимо детских слез! То, что сейчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир.
8.Ученик – это «пришелец» из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними одна задача – учить и воспитывать. Пусть на смену выражению « ваш ребенок» придет выражение « наш ребенок». Родители это обязательно оценят.
9.Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников!
10. Улыбка открывает все двери! Улыбайся, открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще.
Используемая литература
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1989
Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm
Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.
Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Питер, 2008.
Маккена П., Мейстер Д. Первые среди равных: Как руководить профессионалами - М.: "Издательство АСТ", "Ермак", 2004
Микляева А.В., Румянцева П.В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2006.
Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива