Тренинг формирования благоприятного социально-психологического климата на пороге школы для родителей


Тренинг формирования благоприятного социально-психологическогоклимата на пороге школы для родителейАвтор:Клевцова Юлия Владимировна, практический психолог Донецкого учебно-воспитательного комплекса №16
Цель: создать благоприятный социально-психологический климат на пороге школы ,объединить всех участников преемственной связи; активизировать чувства, переживания и действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей, предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.
После тренинга участники:
Будуть знать:
о готовности к школе
о развивающих играх
как помочь ребенку в проблемных ситуациях с одноклассниками
как строить благоприятные отношения с учителем
Будут уметь
Быть наставником и другом
Строить партнерские отношения в играх
Будут мотивированы
На благоприятное общение со своими детьми, понимать особенности воспитания в другой семье
Вид тренинга: коммуникативный
Категория участников: родители будущих первоклассников
Время проведения: 60 минут
План тренинга:
№ Вид работыПродолжи-тельность(мин.) Обеспечение
Знакомство.
Поляна цветов5 Правила работы групы5 Ожидания и представления5 Упражнение «Наставник» 5 Лист и ручка
Информация «Готовность к школе» 10 Дискуссия «Как и с кем дружить ребенку?» 15 Игры со сказками 10 ПрезентацияЗавершения работы. Обратная связь. 5 Ход тренинга
І.Начало тренинга (вступление)
1.Знакомство. Поляна цветовИнструкция: каждый из участников называет свое имя и любимый цветок. Обговаривается с родителями многообразие названий цветов, но при этом они могут расти на одном учаскте земли, радовать людской глаз, точно так и наши дети, переступая порог школы все разные, как и цветы, но от этого красота не теряется.
2.Принятие правил работы группы Каждый участник имеет право на свое мнение , право быть выслушанным и услышанным, даже если Ваше мнение и воспитательные принципы невполне совпадают.
3.Ожидание и представления участниковПолучить полезную информацию о подготовке к школе, помочь ребенку в период адаптации, пользуясь приобретенным опытомІІ. Основная часть тренинга4.Привлекательный образ наставника и Я как наставник ребенка
Упражнение
Цели: обратить внимание родителей на степень вовлечения в школьные дела ребенка; осознать свой стиль и вклад в руководство школьной жизнью ребенка.
Представьте, что вы устраиваетесь на новое место работы, где предстоит освоить новую профессию, например, по классификации, сортировке и выдаче информации по запросу клиента. Для того, чтобы ваша деятельность была более успешной, важно научиться хорошо запоминать большие объемы информации. Каким образом должно строиться ваше обучение?
Выберите вариант, который, по вашему мнению, обеспечит наилучший результат.
1. Сразу приступить к работе, а в процессе самостоятельно во всем разобраться, возможно, методом проб и ошибок. Всю ответственность за ошибки несете вы.
2.   Самостоятельно осваивать новую специальность, но с наставником, к которому можно в крайнем случае обратиться за помощью.
3.   Наставник в течение определенного времени будет сопровождать вас. Ваше обучение входит в его должностные обязанности. По истечении срока обучения вы должны будете справляться самостоятельно.
4. В обязанности наставника входит не только ваше обучение, но и сопровождение в течение года. После завершения обучения у вас остается право в затруднительных ситуациях обратиться за помощью.
5.  Наставник прикрепляется к вам навсегда. В его должностные обязанности входит постоянный контроль.
Вопросы
1.   Если бы вам предложили самостоятельно осваивать новую профессию и одновременно требовали бы безупречной работы, какие чувства вы бы испытывали в процессе обучения?
2.   Каким образом происходит постепенная передача ответственности ученику-первокласснику? Какой из предложенных вариантов лучше всего подходит для этого? Почему?
3.   Как вам кажется, сколько времени потребуется вашему ребенку, чтобы научиться самостоятельно справляться с учебой?
5.Информация «Готовность к школе»
Психологическая готовность к школьному обучению
Характеристики Показатели
Мотивационное развитие ребенка 1. Познавательная мотивация (непосредственно связана с учебой). Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
2. Социальная мотивация: потребность в общении взрослыми людьми на новом уровне.
3. Способность адекватно оценивать себя
Произвольность поведения 1. Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия.
2. Умение ориентироваться на заданную систему требований.
3. Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.4. Умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу
Произвольность интеллектуальной сферы 1. Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
2. Уровень интеллектуальных процессов:
— умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности; — умение сравнивать, выделять сходное и отличное; — умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
3. Обучаемость:
— усвоение нового правила работы;
— перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное, но не тождественное ему;
 — уровень развития обобщения (например, роза — цветок низкий уровень; роза — цветок — растение — живая природа высокий уровень).4. Сумма усвоенных знаний.
5. Речевое развитие:
— усвоение морфологической системы родного языка, ориентировка на смысл слова; — развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов); — осознание словесного состава речи
Следует акцентировать внимание родителей на общей личностной подготовке ребенка к школе, а не специальной, связанной с областями знаний, востребованной в начальной школе.
Важную роль следует отводить игровой деятельности. Расскажите родителям, что игровая мотивация побуждает ребенка подчиняться правилам, учитывать позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.
6. Дискуссия «Как и с кем дружить ребенку?»
Цель: обмен родительским опытом по оказанию ребенку помощи в поиске друзей и поддержании дружеских отношений со сверстниками.
В начале встречи в коротком вступлении подчеркните, что наиболее распространенной причиной нежелания ребенка идти в детский сад является проблема признания его сверстниками в группе. Если ребенок, возвращаясь из детского сада, сетует на неудачи в отношениях с детьми, следует проявить интерес к его переживаниям.
Попросите родителей вспомнить имена своих школьных, садовских друзей. Предложите вспомнить какую-нибудь историю своих отношений с ними.
В какой помощи со стороны своих родителей они могли тогда нуждаться?
Обмен мнениями между участниками встречи.
Вопросы и задания родителям
Опишите характер поведения своего ребенка с близким другом.
Как ведет себя ребенок со сверстниками на игровой площадке во дворе дома, в гостях: без особого труда сам завязывает отношения; опасается вступать в контакты; не проявляет инициативы; ждет помощи от взрослого, чтобы тот представил его сверстнику.
К каким способам решения споров прибегает ваш ребенок: пытается пойти на компромисс; жалуется взрослому; проявляет робость; склонен подавлять других детей; начинает драться.
Демонстрируйте ребенку разные способы примирения после ссоры, например, с помощью рифмы, считалки, дразнилки, шутки.
Попросите родителей раскрыть смысл пословиц: «дурной пример заразителен», «с кем поведешься, от того и наберешься». Поддержите общую дискуссию об этом.
7. Игры со сказками
В домашних условиях в игре легко могут участвовать все члены семьи. Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Сивка ... ЗаюшкинаКонек ... Гадкий ...
Мороз ... Царевна ..
Гуси ... Мальчик ..
Красная ... Крошечка
Дюй ... Цветик ...
Аленький ... Золотой ..
Бременские ... Доктор ...
Назови сказочного героя с необычным внешним обликом
Участники игры называют сказочных персонажей, у которых имеются необычные части тела, например: Змей Горыныч (огнедышащая голова), Чебурашка (большие расплющенные уши), Русалочка (вместо ног хвост), Буратино (длинный острый нос), Чип-полино (голова в форме луковки), Старик Хоттабыч (борода с волшебными волосками), Конек-Горбунок (туловище маленького размера), Баба Яга (костяная нога), Дюймовочка и Мальчик-с-паль-чик (маленького роста), Мальвина (голубые волосы).Что лишнее?
Ведущий называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых не относится к ее содержанию. Другой угадывает саму сказку и называет лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»).
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»).
Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья-царевна (сказка «По-щучьему велению»).
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).
Узнай сказочного героя по мимике и жестам
Участники разыгрывают короткие театральные этюды без слов, передавая мимикой и жестами характерные для задуманного сказочного персонажа телесные движения. Остальные играющие предлагают свои версии отгадок.
Изобразим сказку символом
Каждый участник в течение нескольких минут задумывает какую-то сказку и на листе бумаги изображает ее графически.
После короткого времени все участники предъявляют друг другу изображенные на листах картинки-загадки и отгадывают их.
Презентация «Права героев в сказках»
ІІІ. Заключительная часть тренинга8. Завершение работы. Обратная связь«Что полезного и нового Вы получили?», «Уверенней ли Вы себя чувствуете с полученной информацией?»
Источники:
1. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. М.,2006.
2. «Как почувствовать себя уверенно в роли родителя первоклассника». Дошкольная педагогика. СПб. 2010 №6