Классный час Конфликт и пути его решения 4 класс


Внеклассное занятие в 4-м классе "Конфликт и пути его решения"
Учитель класса Дёмина Марина Александровна
Обоснование выбора темы: Уроков психологии по учебному плану в данном классе нет. Психологические темы затрагиваются на классных часах, внеклассных мероприятиях и во время уроков ели это оправданно темой или ситуацией. Выбрана тема из блока «Отношения»,"Конфликт и пути его решения".(программа «Будем знакомы» автор Зелененко И.А.)
Актуальность выбранной темы: Дети спорят, ссорятся, а они должны знать как избежать конфликтных ситуаций. Должно возникать желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе.
Тема урока: «Конфликт и пути его разрешения».
Цель урока:
1.Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.
2. Формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.
Задачи:
1. Образовательные:
- знакомить учащихся с основами бесконфликтного общения, с понятиями «конфликт».
- формировать представление о различных вариантах человеческого общения.
2. Развивающие:
- развивать познавательный интереса учащихся, личностные качества, как рефлексия, эмпатия, толерантность.
3. Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
- формировать социально одобряемые формы поведения.
Методики и технологии:
- технология личностно-ориентированного подхода;
- игровые технологии;
- технология деятельностного подхода;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология педагогики сотрудничества;
Предполагаемый результат
-Занятие предполагает переход на более высокий уровень развития критического мышления.
-Дети научатся жить и работать с людьми, в коллективе, действовать в социуме с учетом позиций других людей.
План урока:
1 Орг.момент:
2.Актуализация знаний .3. Формулировка учебной задачи, определение ориентиров и мотивов деятельности.
4. Операционно-исполнительский этап
5. Рефлексивно-оценочный этап. Подведение итогов.
Ход урока
Примечание
1 Орг.момент:
Слайд №1
2.Актуализация знаний .Послушайте стихотворение «Два козла». Может быть, оно вам напомнит кого-нибудь.
Два козла
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
Слайд №2
Учитель: Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей)
- Как вы думаете, хорошо ли поступают те, кто выясняет отношения с кулаками?
Ученики: Свободные высказывания детей.
Учитель: А как бы вы назвали такое общение?
(Свободные высказывания учащихся: ссора, драка и т.д.)
3. Формулировка учебной задачи, определение ориентиров и мотивов деятельности.
Учитель: - Сформулируйте тему нашего занятия. (Конфликт)
-Давайте попробуем определить сущность конфликта.
(Выслушивается мнение детей)
Слайд №3
Учитель: - Какие задачи поставим для изучения данной темы? (Дети высказываются)
- Подведем итог.
1. Узнать, что такое конфликт?
2. Последствия конфликта.
3.Пути его разрешения.
- Где понадобятся знания этой темы?
(Свободные высказывания детей. Примерные ответы. В жизни, в отношениях между людьми, в классе, в семье. Вы маленькие ещё, у вас вся жизнь впереди, важно для вас уметь ладить с людьми, не конфликтовать)4. Операционно-исполнительский этап
Учитель: а что такое конфликт? (высказывания)
Слайд №4
Конфликт – это когда дерутся.
Конфликт – это непонимание.
Конфликт – это когда люди кричат друг на друга.
Конфликт – это когда люди что-то не поделили.
Конфликт – это когда люди спорят.
Конфликт – это разногласие между людьми, столкновение разных мнений и интересов.
Учитель: - Я предлагаю сейчас поработать в группах и
дать свое определение конфликта. (Группы представляют свои ответы)
Учитель: Давайте посмотрим, на сколько вы правы и посмотрим определение этого слава в словаре.
Слайд №5
Учитель: - Каковы последствия конфликта, если человек всегда ссорится, спорит, никому не уступает? (Человек несчастен. По своей природе человек нуждается в общении, а его у него не будет)Работа по группам:
Нарисовать человека в ссоре.
Нарисовать человека в драке.
Нарисовать человека, который не дерётся.
Нарисовать человека, у которого все хорошо.
Учитель: Давайте посмотрим, что получилось.
-Посмотрите, пожалуйста, какие люди вам нравятся больше? Почему?
- Что будет, если таких людей в коллективе двое, весь класс? (Свободные высказывания детей)
Тема, о которой мы сейчас с вами беседуем, актуальна во всем мире: люди хотят избежать конфликтов в семье, стране, государстве
- Как вы думаете, что надо делать, чтобы таких людей , конфликтных ситуаций не было?
(свободные высказывания детей)
-Сейчас потренируемся с вами, как можно выходить из конфликтных ситуаций.
Ситуации: на обсуждение.
Слайд №6
Ситуация №1 Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества есть сказки, предания, былины на эту тему.
Два козлика.
Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду.
К чему может привести неуступчивость и упрямство?
Учитель: Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации? (высказывания детей)
Ситуация №2. Перед сном ты часто играешь в компьютерные игры. Это занятие захватывает тебя настолько, что ты не можешь оторваться и лечь спать. Из-за этого у тебя конфликт с родителями. Что делать?(высказывания)
Учитель: Молодцы, вы правильно поступили.
Учитель: Всегда ли можно договориться друг с другом? Может ли конфликт быть неизбежен?
Учитель: Договариваться между собой не всегда бывает легко. Часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому могут возникать ссоры и даже конфликты. Вспомните, какие конфликтные ситуации произошли в вашей жизни и как вы поступали: решали вопрос мирно или нет? (Ответы учащихся)
Физминутка: встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое выполните в парах. Что заметили?(Было легче в паре) Почему? (Было на кого опереться) Какой вывод можно сделать?(Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться.)
Учитель: Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации.
Учитель: А теперь проиграем ситуации.
(Дети разбиваются на группы, каждой группе предлагается своя ситуация.)
Слайд №7
1-я ситуация. Два мальчика не могут решить: кто первым будет кататься на велосипеде.
2-я ситуация. Два ребенка делят конфеты.
3-я ситуация. В магазине девочки выбирают подарки для своей подруги на день рождения. Не могут прийти к согласию.
Учитель: Обыграйте ситуации так, чтобы возник конфликт и выход из него.
Учитель: Давайте выведем несколько законов (правил), которыми необходимо пользоваться, если попал в неприятную ситуацию.
Высказывания детей
Слайд №8
Правила выхода из конфликта.
Уступать друг другу
Уважать друг друга
Уметь ставить себя на место другого
Сочувствовать
Договариваться
Не драться
Не кричать друг на друга
5. Рефлексивно-оценочный этап. Подведение итогов.
Учитель: Ребята, давайте подведем итог занятия.
Вспомним, какие задачи ставили:
1. Узнать, что такое конфликт?
2. Последствия конфликта.(Мы поняли, что конфликтный человек лишается общения, здоровья)
3.Пути его разрешения. (Мы научились разрешать конфликты с помощью компромисса, уступки, сотрудничества, юмора)
Учитель: Как вы думаете помогут вам новые знания избегать конфликтов?
(высказывания детей)
Учитель: Нарисуйте свое настроение (кружочки для определения настроения)
Слайд №9
Учитель. В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. Спасибо. Я хочу вам подарить. Правила бесконфликтного общения. (Раздать распечатки)
Правила бесконфликтного общения.
Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
В споре будь сдержан и тактичен.
Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Слайд №10 Методы словесные; – фронтальная работа
Методы
словесные;
наглядные;- фронтальная работа (коллективно)
Методы
словесные;
игровые;
наглядные;
сотрудничество с педагогом; - фронтальная работа (коллективно)
Методы:
словесные;
наглядные;
проблемно-поисковые;
самостоятельная работа; - работа с группами ( групповое сотрудничество учащихся)
Методы:
словесные;
игровые;
проблемно-поисковые;
сотрудничество с педагогом. – фронтальная работа (коллективно)
индивидуальная работа, фронтальная
Методы:
словесные;
игровые;
самостоятельная работа; - индивидуальная, фронтальная работа (групповое сотрудничество)
Методы:
словесные ;игровые;
наглядные;
сотрудничество с педагогом.
Методы:
словесные;
наглядные;
сотрудничество с педагогом. Фронтальная и индивидуальная


Рефлексия собственной педагогической деятельности.
На уроке решались следующие задачи:
1. Образовательные:
- знакомить учащихся с основами бесконфликтного общения, с понятиями «конфликт».
- формировать представление о различных вариантах человеческого общения.
2. Развивающие:
- развивать познавательный интереса учащихся, личностные качества, как рефлексия, эмпатия, толерантность.
3. Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
- формировать социально одобряемые формы поведения.
На уроке были использованы
методы
по виду источника информации: словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к акт. познав. деятельности, при анализе ситуаций, на этапе рефлексии, когда делали выводы.) наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе - как сопровождение) практические (работа в группах, разыгрывание ситуаций)
Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами), общеклассная, индивидуальная. Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи.
Психологические темы я затрагиваю при работе с классом (являюсь классным руководителем 4 « б» класса), на классных часах и внеклассных мероприятиях, а так же на уроках, ели это оправданно темой или ситуацией. Для проведения внеклассного занятия я выбрала тему "Конфликт и пути его решения", так как в детском коллективе часто возникают конфликтные ситуации и дети не всегда могут найти решение и выход из нее. Мне хотелось чтобы дети на практике попробовали различные ситуации и попытались решить их. Специфика занятия в том, что когда ситуация реальна, то ребенка захлестывают эмоции и трудно делать ее разбор, а на занятии ситуации «придуманные» и дети имеют возможность посмотреть на нее более объективно. Использованный материал подбирался с учётом возрастных особенностей класса. Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке  положительных эмоций. У ребят мал словарный запас, поэтому им трудно было высказать правильно свои мысли, этап целеполагания пройден с трудом. Дети часто работают в технологии деятельностного метода на уроках, любят работать в группах, поэтому структура занятия была для них привычной и дети активно работали. Очень эмоционально проходила работа в группах, получились интересные рисунки и дети дали к ним комментарии. При разборе ситуаций дети приводили примеры из жизни и давали характеристики правильному и неправильному поведению в них. Но особенно ярко получилось разыграть ситуации. Дети очень артистично показали возможный конфликт и как его можно решить. В конце урока учащиеся вывели правила которые им помогут решать различные ситуации в жизни. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока был включен элемент здоровьесберегающих технологий - физкультурная пауза. Поскольку формы работы на уроке были различны и была высокая эмоциональность, то дети очень удивились ,что прошел уже целый урок, а им хотелось продолжить работу. Я думаю, что в перспективе можно продолжить цикл занятий на эту тему. В следующие дни я обратила внимание, что при возникновении некоторых ситуаций дети ссылались на занятие и предлагали посмотреть в правила бесконфликтного общения, вложенные в дневник (распечатанные и выданные на занятии). С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к данной теме, положительному отношению к людям и окружающему миру. Я считаю, что цели занятия достигнуты. Все этапы взаимосвязаны между собой.

Литература:
1. И.А. Зелененко программа «Будем знакомы» методические рекомендации по работе педогога-психолога с младшими школьниками. М.: МГППУ, 2008 - 164 с.
2. И.М. Никольской, Г. Л.Бардиер « Уроки психологии в начальной школе». Спб.: Речь , 2004. – 190 с., 2-е изд., дополн. и перераб.
3. О.В. Хухлаевой, «Тропинка к своему Я» М.: Генезис, 2004. —175 с.
4.Е.В. Уютова брошюра «Конфликты в детском коллективе: и пути их разрешения»
Презентация
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация