Урок математики 3 класс «Площадь. Сравнение площади»

Урок математики 3 класс УМК «Школа России»

Тема: Площадь. Сравнение площади.

Цель: Обеспечить усвоение детьми способа нахождения  площади прямоугольника.

Задачи:
Образовательные:
познакомить с понятием «площадь фигуры» и различными способами сравнения площадей («на глаз», путем наложения, с использованием единицы измерения);  - развивать интеллектуальные способности детей;  - формировать интерес к математике. 
Способствовать совершенствованию вычислительных навыков.
Развивающие:
Способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации).
Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
Формирование основных компонентов УУД (умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы)
Воспитательные:
Формировать навыки самоанализа.

Тип урока: урок  открытия нового  знания.
Технология  деятельностного   подхода.  

Оборудование: задания для устного счета, индивидуальные компьютеры для детей, мультимедийная доска, цветные картонные геометрические фигуры, записи на классной доске.


Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
( В самом начале урока учитель просит детей включить компьютеры на партах).

Включение в предметную деятельность.
- Прочитайте высказывание на доске.
«Все познаётся в сравнении»
- О чем здесь говорится? (выслушиваются мнения детей).
- Чем будем заниматься сегодня на уроке? (Сравнивать)
- А что будем сравнивать, узнаете, заполнив таблицу. (Данную таблицу заполняют, работая в паре. Работа с компьютером)

6 * 7 = П 7* 9 = Ь 49 : 7 = О 42 : 6 = Д
7 * 5 = Щ 56 : 7 = Л 4 * 7 = А
42
8
7
35
28
7
63










- Какое слово у вас получилось? (Площадь)

3. Анализ проблемной ситуации и постановка учебной задачи.
- Что будем сравнивать? (Будем сравнивать площади)
- Какую цель перед собой поставите (Научиться сравнивать площади)
-Какие задачи будем решать?
( Надо узнать, что такое площадь, понять, как сравнивать площади, научиться сравнению площадей)

4. Открытия нового знания
4.1 Определение значение понятия
- Вы только что сказали, что надо понять, что такое площадь, тогда попробуйте сами объяснить значение слова площадь. (Выслушиваются высказывания детей)
- Давайте теперь обратимся к толковым словарям (работа в парах). Найдите значение слова ПЛОЩАДЬ в словаре. (По мере изысканий на интерактивной доске открываются значения слова:
 
А) Незастроенное большое и ровное место (в городе, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.

Б) пространство, помещение предназначенное для какой-нибудь цели.

В) Часть плоскости, заключенной внутри [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или какой-либо другой плоской замкнутой фигуры.)

- Какое определение слова больше всего подходит к нашему уроку?
- Выделите в этом значении слова главное. («Площадь – это плоскость фигуры» - данная фраза открывается на следующей странице интерактивной доски).

- Определите, какую фигуру образует крышка парты? (прямоугольник)
- Покажите всю поверхность крышки парты. Что вы, только что показали? (Площадь).
- Верно. А площадь чего еще можете показать? ( Классной доски, тетради, дневника, учебника, пенала, окна, пола, стены и т.д.) (Дети называют и показывают)

4.2 Обучение сравнению площади.
1) -Можно ли сравнить площадь классной доски и потолка?
- Чья площадь будет больше, и чья будет меньше? (Дети безошибочно отвечают на данный вопрос)
-Как вы это определили? (На глаз)

2) - Перед вами лежат две фигуры, назовите их. (Квадрат и круг)
- Как можно сравнить площади этих фигур? (Дети сначала предлагаю сравнить их на глаз, пробуют - не получается. Тогда они предлагают сравнить их с помощью наложения, пробуют - получается).

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 -Какой вывод можем сделать о площадях этих фигур?
(Площадь квадрата больше площади круга)
- Итак, сделайте вывод о том, какими способами можно сравнивать площади фигур? (Площади фигур можно сравнивать «на глаз» и с помощью наложения фигур)

3) А теперь попробуйте сравнить площади фигур, которые вы видите на доске. (На доске примагничены вырезанные из цветного картона две фигуры:


Дети предлагают свои варианты сравнения: сравнить на глаз, наложением.)
- Получается ли сравнить площади этих фигур такими способами?
- Давайте придумаем новые способы. (Дети предлагают разные способы и один из них – надо взять какую-нибудь метку.)
- Какую метку здесь удобнее взять? (Дети предлагают квадратик. Пробуем. Ура, получилось!)
- Сделайте вывод о том, как еще можно сравнивать площади фигур. (Можно сравнивать площади с помощью метки, например квадратика.)

4) Решение задачи.
( На мультимедийной доске открывается рисунок двух полей, расчерченных на квадратики. Большое поле состоит из больших квадратиков, маленькое – из маленьких квадратиков.)














































































Сравните площади этих полей сначала на глаз. На глаз видно, что зеленое поле больше. Затем предлагается сравнить по меткам. Выясняется, что маленькое поле по меткам больше зеленого.
- Почему так у нас получилось? (Потому, что метки разные.)
- Какие метки должны быть, чтобы сравнение было правильным? Сделайте вывод о том, какие должны быть метки? (Метки должны быть одинаковые).

5. Подведение итога.
- Какое открытие для себя вы сегодня сделали? (выслушать ответы детей)

Закрепления изученного материала
Далее дети работают по заданиям учебника.

Рефлексии деятельности
- Давайте вспомним, какие задачи вы перед собой ставили и подумаем, достигли ли вы их? Оцените свои результаты с помощью смайликов:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
У меня все получилось! Были затруднения, Мне было плохо,
но я справился. не интересно.

Далее учитель поздравляет тех, кто выбрал веселого смайлика и выясняет проблемы тех, кто выбрал другие смайлики. Обязательно надо подбодрить и вселить надежду на дальнейший успех. Особое внимание заслуживают те, кто выбрал грустный смайлик и выяснить причину детского неуспеха, возможно, нужно поработать с таким ребенком дополнительно и индивидуально.

7. Домашнее задание.
15