Основные подходы в формировании коммуникативной компетентности у учащихся 5-8 классов

Формирование коммуникативной компетентности.
Актуальность: социальный запрос общества на современном этапе, отраженный в образовательном стандарте диктует необходимость формирования коммуникативной компетентности у подрастающего поколения. Сегодня обществу особенно необходимы такие качества личности, как мобильность, конструктивность, динамизм, умение самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за них, предприимчивость, умение сотрудничать, уметь доказывать свое мнение, коректно критиковать и адекватно воспринимать критику.
Цель: осуществлять работу по формированию коммуникативной компетентности и анализировать ее результаты.
Задачи:
Определить суть понятия коммуникативной компетентности и ее составляющих;
Подбор и апробация методик, для диагностики уровня коммуникативной компетентности учащихся;
Накопление банка занятий, мероприятий, упражнений, направленных на повышение уровня коммуникативной компетентности.
Анализ результатов проведенной работы.
1. Коммуникативная компетентность это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии. Коммуникативная компетентность это обобщающее коммуникативное свойство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.
Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:
Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
Правило контроля над [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
Правило активного и конструктивного слушания одно из основных условий эффективных коммуникаций.
Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса взаимопонимания.
2. Для диагностики уровня коммуникативной компетентности были выбраны следующие методики:
Параметрические:
Гельфман Э.Г., Холодная М.А., Демидова Л.Н. Психологические основы конструирования учебной информации.// Психологический журнал. – 1993. – том 14. – №6. –с. 35 - 45.
*Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) / и малых групп. – М., 2002. C.138-149;
*Техника репертуарных решеток Дж. Келли (позволяют выявлять те составляющие когнитивных ресурсов, которые реально используются людьми при ориентировке в коммуникативных ситуация)
Непараметрические:
Нарисуй свой характер;
Неоконченные предложения.
Метод анализ конкретных ситуации (естественных или игровых), анализируется владение темпом речи, паузами, интонациями, лексикой, мимика, жесты, умение давать и получать обратную связь.
3. Методы развития коммуникативной компетентности.
В формировании коммуникативной компетентности используются главным образом групповые методы работы.
* Дискуссионные («Дебаты»), позволяет отойти от эгоцентрического мышления и встать на точку зрения собеседника. В качестве источника дискуссии можно брать не только специально сформулированные проблемы, но и проблемы из реальной жизни конкретных детей.
*Игровые.
Игры могут быть по четкому сценарию или ролевые, где сценарий берется из «жизни».
Создают условия для формирования новых коммуникативных умений и навыков, потому что основаны на активных действиях.
*Сензитивный тренинг, позволяет понять, то как человек воспринимается другими людьми и сравнить эти перцепции с самовосприятием. Метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.
Заголовок 315