Контрольно-оценочная деятельность как один из основных компонентов деятельности педагога по информатике.


Контрольно-оценочная деятельность как один из основных компонентов деятельности педагога по информатике.
   Какие бы нововведения, реформы, эксперименты не переживало образование, какие бы задачи ни ставились перед педагогом как в общем смысле его деятельности, так и содержанием той конкретной дисциплины, которую он преподает, и системы по которой он работает, проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся, были, есть и будут одним из важных компонентов его профессиональной деятельности. Что бы не менялось в современных подходах к образованию вообще и к конкретной области знаний в частности, учебный процесс невозможно представить иначе как взаимосвязь трех частей:
предъявление нового материала;
тренинг;
контроль знаний, умений и навыков.
Казалось бы, в чем проблема? Контрольно-оценочная деятельность основной компонент деятельности педагога, причем компонент традиционный (используемая нами балльная система оценки ученической работы). Но, тем не менее, эта проблема является на сегодняшний день актуальной для всех преподавателей, что связано в первую очередь с переходом на новые ФГОС,   а касательно информатики ещё и следующими аспектами:
В содержании образовательной отрасли "информатика" выделяются четыре основных компонента: теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии, социальная информатика. И если для первых двух компонентов можно использовать существующие методики контроля и оценки (преимущественно тесты и контрольные работы), то как с помощью теста или другого вида контролирующей работы можно оценить уровень сформированности практического использования компьютера в любой деятельности учащихся и ее социальную направленность?
Хотим мы или нет, но новый ФГОС через некоторое время войдет и в наше учебное учреждение. А ведь в концепции обновления содержания российского образования обозначены совершенно новые подходы к качеству подготовки обучающихся. Некоторые из них существенно влияют на рассматриваемую проблему, это - компетентностный подход к формированию умений и знаний.
С модернизацией связано и изменение целей обучения информатике: "Уровень развития ребенка прямо пропорционально зависит от поставленной преподавателями образовательной цели: научили ли мы его системно и логически мыслить при постановке любой проблемы, может ли он самостоятельно принимать решение, имеет ли он необходимый кругозор в данной предметной области, владеет ли он необходимым инструментарием и понимает ли, как и когда его применять. Можно перечислять еще множество различных аспектов цели, но важно одно - требуется сформировать определенный уровень профессиональной культуры в данной области знаний, а не идти по схеме шаблона "делай как мы", очень распространенной или передаче знаний из областей точных наук" (ФГОС). Введение новых образовательных стандартов III поколения соответственно влечет за собой изменения всех составляющих учебного процесса, в том числе и контрольно-оценочной.
И, наконец, если говорить о формировании профессиональной компетентности как педагога, то одним из ее компонентов, который выделяется "вне зависимости от типа полученной подготовки и места работы"  - это "способность к педагогической рефлексии процесса и результатов педагогической деятельности". Т.е. используемые методы контроля и оценки должны служить составными частями общего педагогического мониторинга педагога.
   На сегодняшний день существует множество форм контроля за качеством обучения и усвоения материала. Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний обучающихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизированной обработки результата с заранее заданными параметрами качества. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, формул, терминов и пр. Главное - тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться и храниться в памяти компьютера. Технология оценивания — рейтинговая и (или) отметочная по организации — автоматический контроль, контроль преподавателя, самоконтроль.   Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам информатики. Оценивание результатов носит более объективный характер и не зависит от профессиональных и личностный качеств преподавателя. В результате обучающийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более широком содержательном поле информатики. И все это на фоне сокращения временных затрат на проверку знаний.    Также, для оценивания усвоенного материала необходимо использовать систему заданий, которая будет включать в себя как тесты с вариантами выбора, так и задания открытого типа со свободным изложением ответа. Проверка таких заданий будет осуществляться по наличию ключевых слов в письменном ответе обучающегося. Существует еще один вид проверочных заданий, при выполнении которых обучающийся должен продемонстрировать практическое применение умений и навыков работы с компьютером.
Но, важно понимать, что оценка – это не кнут и не пряник, а показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Всякая оценка предполагает сравнение реального положения с нормой.
Современное образовательное учреждение не может и не должно рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации и знаний, как единственное средство образовательного развития студента и его оценивания. Обучающийся сегодня получает информацию из разных источников, прежде всего, это СМИ.
Проблемы современного оценивания образовательных результатов связаны с накопившимися в течение всей истории ошибками в этом процессе:
строгость – оценка ниже заслуженной;
мягкость – оценка выше заслуженной;
центризм – усреднение, сведение к середине диапазона;
эффект ореола – тенденция оценивать одинаково по всем сферам деятельности;
эффект недавности, свежести – оценка на основе недавних событий успешного или неуспешного предъявления результата, а не за весь оцениваемый период.
эффект контраста – влияние на оценку тех, кто был оценен перед ним.
Для достижения поставленных целей в образовательном процессе в экспериментальном режиме апробируются новые подходы к оценке образовательного результата обучающегося, поэтому в рамках предпрофильной подготовки осуществляются такое нововведение как индивидуальная накопительная оценка учебных достижений – «портфолио», на основании которой преподаватель выстраивает рейтинг каждого обучающегося по информатике.
«Портфолио» – совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений учащихся.
Функции «портфолио»:
диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени;
целеполагания – поддерживает учебные цели;
мотивационная – поощряет результаты обучающихся, преподавателей и родителей;
содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;
рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
Из традиций западной школы, в которой уже сложилась система «порфолио» можно определить несколько их типов, в некоторых случаях эти типы «портфолио» можно определить как составляющие единой накопительной папки достижений:
«портфолио» документов (сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения);
«портфолио» работ (собрание различных творческих и проектных работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях);
«портфолио» отзывов (включает в себя характеристики, представленные учителями, родителями, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого студента к своей конкретной деятельности и ее результатам).
Предложенный механизм можно апробировать в режиме эксперимента, конечно он требует дополнительной доработки и «привязки» к каждому предмету. Но даже в этом виде предложенный материал реализует возможность изменить ситуацию с оцениванием образовательных результатов обучающихся, преодолеть ошибки в системе оценивании, а также включить процессы самооценки и самореализации.