Выступление на РМО учителей обществознания и истории Белохолуницкого муниципального района по теме Образовательные веб-квесты


«Использование образовательных веб-квестов в работе педагога»
Основная цель использования современных информационных технологий – предоставление возможности творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, возможность реализации способностей учащегося. Одной из технологий, помогающих в реализации этой цели, является использование образовательных веб-квестов.
Интернет сегодня – это безграничные возможности выбора информации, а, соответственно, и определенная опасность. Может быть, поэтому педагоги так осторожно осваивают возможности Всемирной паутины, а дети и подростки чувствуют в ней себя так уверенно. Чтобы ненавязчиво контролировать детей в Интернете, нужно учиться самим, учить детей, осваивать новые возможности вместе.
Веб-квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Учитель выступает не урокодателем, а консультантом, организатором и координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых. Учителем создаются условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности обучающихся и поддерживается их инициатива. В свою очередь, ученики становятся равноправными «соучастниками» процесса обучения, разделяя со своим  учителем ответственность за процесс и результаты обучения.
Веб-квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, так как в процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций:
использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
самообучение и самоорганизация;
работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиям.
Образовательный веб-квест – педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, также могут быть и межпредметными. Веб-квесты можно использовать для работы с учащимися, родителями, коллегами.
Образовательный веб-квест – это сайт (или блог) в Интернете, с которым работают участники образовательного процесса, выполняя ту или иную задачу (Быховский Я. С.). В зависимости от этой задачи, веб-квесты могут быть как краткосрочными, например, для углубления и расширения определенных понятий, так и долгосрочными, в таком случае они служат для обобщений, углублений знаний по определенной теме.
Веб-квест состоит из набора заданий, выполняя которые участник продвигается к определенной цели. Только при правильном выполнении одного задания участник может получить «ключик», открывающий следующую дверь, к новому этапу. Задания могут быть разными: от создания презентации, рассказа до аналитической задачи, дедуктивного расследования.
Быховский Я.С. указывал, что работа над заданиями веб-квеста ставит участников в деятельностную позицию, заставляет анализировать ситуацию, варианты действий, предложенных другими, предлагать свои способы действий, искать объекты на основании предложенных отдельных признаков – все это способствует усвоению новых форм и практик без прямой их передачи. В итоге, при прохождении всего веб-квеста у участников происходит полное осмысление темы, лежащей в основе веб-квеста, им открываются новые знания, отрабатываются навыки.
При составлении веб-квеста необходимо учитывать некоторые особенности. Во-первых, наличие системы подсказок или помощников на этапах. Это нужно для того, чтобы участник не «заблудился» при выполнении задания, для поддержания мотивации успеха, ведь если задание не будет выполнено, то и дальше продвинуться будет невозможно.
Во-вторых, необходимо учесть возможность оперативной поддержки участников. Если веб-квест используется на уроке, то помощь учителя доступна, а если задания выполняются дистанционно, то нужно учесть возможность связаться с координатором квеста, например, через программы мгновенных сообщений: Skype, mail.ru Агент и т.д.
В-третьих, веб-квест должен иметь ясное вступление, четкое описание ролей, основных этапов, а также иметь итоговое задание с рефлексией.
Данная технология способствует формированию исследовательских навыков учащихся: умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Во время работы с образовательными веб-квестами, учащиеся получают навыки работы с информацией в Интернете, учатся культуре общения в сети. Немаловажным этапом проведения занятий с помощью технологии веб-квестов – является рефлексия. Понимание своего отношения к происходящему – это то, что обычно остается в стороне в традиционных технологиях преподавания в школе. Обсуждение проделанной работы над веб-квестами возможно провести в виде конференции, что делает социально-значимым результат.
Применение веб-квестов как образовательной технологии различно: это может быть фрагмент урока, урок-исследование, домашнее задание и т.д.
Веб-квесты часто создаются учащимися под руководством учителя, а это значит: совместная деятельность, взаимообогащение опытом работы с ресурсами Интернета, а также еще одна грань соприкосновения интересов учителя и ученика.
Развивающая образовательная среда должна предоставлять возможность творческого освоения мира, личностного самоопределения под руководством педагога.
В современном информационном обществе целью обучения становится не только усвоение готовых знаний, но и овладение способами исследования информации, способами обмена и использования информации как строительного материала для получения новых знаний, для создания образа окружающего мира.
Кроме навыков работы с современными информационными технологиями, учитель не должен забывать о важности знаний о закономерностях развития детской психики, характерных особенностях возрастных периодов, о психолого-педагогических особенностях использования того или иного средства обучения. Когда, в каком возрастном периоде предложить ребенку работу с тем или иным средством обучения – от этого будет зависеть эффективность данной технологии для развития гармоничной личности школьника.
Создание веб-квестов требует некоторых навыков работы с Интернет-сервисами, социальными сервисами. Тем не менее, эту технологию может освоить любой педагог.
Катаргина Е.А., учитель обществознания и права
КОГОБУ СШ с УИОП г. Белой Холуницы