Мониторинг уровней сформированности УУД по ФГОС в начальной школе (таблицы0.


Мониторинг уровня сформированности УУД по ФГОС в начальной школе .Требования к результатам освоения общего образования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Ориентация учебного процесса на достижение ожидаемых (планируемых) результатов освоения учебных программ является одним из важных отличительных особенностей ФГОС нового поколения. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные) рассматриваются как механизм реализации требований стандарта к результатам обучающихся и служат основой объективности оценки уровня образования обучающихся.
Новые требования к результатам вносят определенные изменения в систему традиционного оценивания. Система оценки, определенная ФГОС нового поколения, должна быть направлена на определение уровня достижения не только предметных, но и метапредметных результатов, а также учитывать динамику личностного развития ребенка.
Большие трудности учителя начальных классов испытывают при оценивании УУД и особенно оформлении результатов .Я в своей работе по ФГОС не сразу определилась как измерять и оформлять в таблицах результаты личностных, регулятивных, метапредметных, коммуникативных УУД. Предлагаю некоторые таблицы для измерений.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
уровня сформированности
коммуникативных УУД
учащихся набора 2011- 2015 года
2 класс 3 класс 4 класс
Коммуникация как кооперация Отвечает на вопросы, участвует в диалоге, работает в паре Участвует в диалоге, слушает и понимает других Выполняет различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы Высказывает свою точку зрения, выслушивает других, участвует в работе группы, распределяет роли, договаривается с другими Умеет договариваться, находить общее решение, умеет аргументировать свое предложение, убеждает и уступает Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликтов интересов. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Коммуникация как интеракция Соблюдать нормы речевого этикета .Понимать речевое обращение другого человека Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры. Понимать точку зрения другого. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос. Уважение позиции других людей , отличную от собственной. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Слушать и понимать речь других Коммуникация как
интериоризацияОформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно- популярных книг, понимать прочитанное. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
уровня сформированности
личностных УУД
учащихся набора 2011 – 2015 года.
Нормативный показатель УУД 2 класс 3 класс 4 класс
Самопознание и самоопределение
самооценка Чувство необходимости учения Формирование своей точки зрения Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа, адекватное содержательное представление о школе, предпочтение социального способа оценки своих знаний Адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик» Адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание способов поддержания своей самооценки Смыслообразованиемотивация Интерес к новому, сформированность учебных мотивов, стремление к получению высоких оценок Сформированы учебные мотивы : желание учиться, желание выполнять согласно школьному распорядку Сформированность социальных мотивов(чувство долга, ответственность), сформированы познавательные мотивы и интересы Устанавливает связи между учеником и будущей профессиональной деятельностью Стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений, мотивирован на высокий результат учебных достиженийНравственно –
этическая
ориентация Ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) Учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости,
Имеет начальное представление о нравственных нормах Может выделять морально-этическое содержание событий и действий, формируется система нравственных ценностей Имеет опыт осуществления личностного морального выбора,
может оценивать события с точки зрения моральных норм Имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора,
может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
метапредметных результатов обучения учащихся
набора 2011 – 2015 года
2 класс 3 класс 4 класс
Регулятивные УУД 1.Самостоятельно формулирует
задание 2.Выбирает для выполнения определенной задачи различные средства 3.Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов 4.Оценивает результаты собственной деятельности 5.Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает ее в работе над ошибками 6.Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает ее 7.Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебники и рабочие тетради 8.Регулирует свое поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями 9.Планирует собственную деятельность , связанную с бытовыми жизненными ситуациями Познавательные УУД 1.Ориентируется в учебниках 2.Самостоятельно предполагает , какая дополнительная информация будет нужна для изучения неизвестного материала 3.Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из разных источников 4.Составляет сложный план текста 5.Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные объекты 6.Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, таблиц 7.Умеет передавать содержание в сжатом, развернутом виде Коммуникативные УУД 1.Владеет диалоговой формой речи 2.Читает вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимает прочитанное 3.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций 4.Отстаивает свою точку зрения, имеет собственное мнение и позицию 5.Критично относится к своему мнению , учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в паре 6.Участвует в работе группы , выполняет свою часть обязанностей , учитывая общий план действий и конечную цель 7.Осуществляет самоконтроль , взаимоконтроль и взаимопомощь 8.Адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
уровня сформированностипознавательных УУД
учащихся набора 2011 – 2015 года.
Вид УУД Нормативные показатели 2 класс
3 класс
4 класс
Общеучебные универсальные действия Ориентироваться в учебнике отвечать на простые и сложные вопросы учителя самим задавать вопросы
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план Находить необходимую информацию в учебнике, в словарях Самостоятельно предлагать информацию которая будет нужна, отбирать источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий.
Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Составлять сложный план сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников Логические учебные действия Сравнивать предметы, объекты : находить общее и различие.
Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности ; самостоятельно продолжать их по установленному правилу Анализировать, сравнивать группировать различные объекты, явления, факты Ориентироваться в учебнике : определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела Постановка и решение проблем Определять умения, которые будут сформированы на основе данного раздела.
Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Наблюдать и делать простые выводы Извлекать информацию , представленную в разных формах (текст, таблица схема, модель) для решения проблем Планировать свою работу по изучению незнакомого материала Самостоятельно делать выводы перерабатывать информацию преобразовывать ее , представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде Планировать работу по изучению незнакомого материала ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
уровня сформированностирегулятивных УУД
учащихся набора 2011 – 2015 года
Нормативные показатели 2 класс 3 класс 4 класс
Целеполагание –постановка
учебной задачи Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, регулирует весь процесс выполнения.
Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности под руководством учителя и самостоятельно Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий, регулирует процесс выполнения Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи Формулировать и удерживать
учебную задачу Столкнувшись с новой задачей , самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней Выходит за пределы требований программы.
Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия Контроль в форме сличения с эталоном Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия Высокие показатели объема и концентрации внимания Осознает правило контроля ,
ошибки исправляет самостоятельно
Контролирует процесс решения задачи другими учениками Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения Оценка –выделение и осознание
того , что усвоено Работает точно по образцу,
может оценить действия других Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнеся его со схемой деятельности Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а так же границ их применения Может оценить действия других учеников УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ,
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ,
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ДЕЙСТВИЙ ОЦЕНКИ,
СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КЛАССА,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
учебно –познавательных интересов
учащихся набора 2011- 2015 года
Уро-
веньНазвание Основные диагностические признаки 2класс 3класс 4класс
1 Отсутствие
интереса Интерес практически не
обнаруживается(исключение- положительная реакция на яркий и забавный материал)
2 Реакция нановизну Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся только конкретных фактов, но не теории.
3 Любопытство Положительные реакции возникают на новый теоретический материал, но не на способы решения задач.
4 Ситуативный
учебный
интерес Возникает на способы решения новой частной единичной задачи, но не на системы задач. 5 Устойчивый
учебно –
познавательный
интерес Возникает на общий способ решения целой системы задач , но не выходит за пределы изучаемого материала. 6 Обобщенный
учебно-
познавательный
интерес Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала .Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач. УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
целеполагания
учащихся набора 2011 – 2015 года
Уро
веньНазвание Основной диагностический
признак 2класс 3класс 4класс
1 Отсутствие
цели. Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает , что именно надо делать. 2 Принятие практической
задачи. Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических не ориентируется. 3 Переопределение
познавательной задачи в
практическую Принимает познавательную задачу , осознает ее требование, но в процессе ее решения подменяет познавательную задачу практической. 4 Принятие
познавательной цели Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи. 5 Переопределение
практической
задачи в
познавательную Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действия в соответствии с ней. 6 Самостоятельная
постановка
новых учебных целей Самостоятельно формулирует новые познавательные цели без какой- то стимуляции извне, в том числе и со стороны новой практической задачи; цели выходят за пределы требований программы. УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
действий контроля
учащихся набора 2011 -2015 года
Уро
веньНазвание Основной диагностический признак 2класс 3класс 4класс
1 Отсутствие
контроля Учебные действия не контролируются, не соотносятся со схемой; допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в отношении многократно повторенных действий. 2 Контроль на уровне
непроизвольного
внимания В отношении многократно повторенных действий может, хотя и не систематически, неосознанно фиксировать факт расхождения действий и непроизвольно запомненной схемы; заметив и исправив ошибку не может обосновать своих действий. 3 Потенциальный контроль
на уровне
произвольного
внимания При выполнении нового действия введенная его схема осознается , однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой; ретроспективно такое соотнесение проделывает, ошибки исправляет и обосновывает. 4 Актуальный контроль на уровне произвольного
внимания Непосредственно в процессе выполнения действия ученик ориентируется на усвоенную им обобщенную схему и успешно соотносит с ней процесс решения задачи почти не допуская ошибок. 5 Потенциальный рефлексивный контроль Решая новую задачу, успешно применяет к ней старую неадекватную схему однако с помощью учителя обнаруживает неадекватность схемы новым условиям и пытается внести в действие коррективы. 6 Актуальный
рефлексивный контроль Решая новую задачу, самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием схемы и новых условий задачи , и самостоятельно вносит коррективы в схему, совершая действия безошибочно УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
учебных действий
учащихся набора 2011 – 2015 года.
Уро
веньНазвание Основной диагностический признак 2класс 3класс 4класс
1 Отсутствие
учебных
действий как целостных
единиц
деятельности Не может выполнять учебные действия как таковые может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи с другом или копировать внешнюю форму действий. 2 Выполнение
учебных действий всотрудничествес учителем Содержание действий и их операционный состав осознаются; приступает к выполнению действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно. 3 Неадекватный
перенос
учебных
действий Ребенок самостоятельно применяет усвоенный способ действий к решению новой задачи, однако не способен внести в него даже небольшие изменения чтобы приноровить его к условиям конкретной задачи. 4 Адекватный
перенос
учебных
действий Умеет обнаруживать несоответствие новой задачи и усвоенного способа; пытается самостоятельно перестроить известный ему способ, однако может это сделать только при помощи учителя. 5 Самостоятельное
построение
учебных действий Решая новую задачу самостоятельно строит новый способ действия или модифицирует известный ему способ делает это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решает задачу. 6 Обобщение
учебных
действий
Опирается на принципы построения способов действия и решает новую задачу « с хода», выводя новый способ из этого принципа а не из модификации известного частного способа. УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
действия оценки
учащихся набора 2011 -2015 года
Уро
веньНазвание уровня Основной диагностический признак 2класс 3класс 4класс
1 Отсутствие
оценки Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя. 2 Неадекватная
ретроспективная
оценка Ученик не умеет ,не пытается оценить свои действия , но испытывает потребность в получении внешней оценки своих действий , ориентирован на отметки учителя. 3 Адекватная
ретроспективная
оценка Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. 4 Неадекватная
прогностическая
оценка Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения
, однако при этом учитывает лишь факт ее знакомости или незнакомости , а не возможности изменения известных ему способов действия. 5 Потенциальная
адекватная
прогностическая
оценка Приступая к решению новой задачи , может с помощью учителя , но не самостоятельно , оценить свои возможности в ее решении , учитывая возможное изменение известных ему способов действия. 6 Актуальная
адекватная
прогностическая
оценка Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КЛАССА.
Уровень развития социальных качеств
учеников начальной школы
набор учащихся 2011 – 2015 год.
Качества
личности
учащегося 2 класс 3 класс 4 класс
Патриотизм
Товарищество
Уважение кстаршим Дисциплинированность
Трудолюбие
Любознательность
Любовь к
прекрасному Стремление быть
сильным, ловким
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Учебно – исследовательские и проектировочные
умения, технологическая дисциплина
набора учащихся 2011 – 2015 года.
Учебно-
исследовательские
умения 2 класс 3 класс 4 класс
Выполнять инструкции при решении
учебных задач Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами Получать необходимую информацию об объекте деятельности , используя рисунки, схемы, чертежи, эскизы на бумажных и электронных носителях Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, чертежу Выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия Создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий Выполнять домашний труд (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта) Соблюдать правила личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами и бытовой техники; средствами информационных и коммуникационных технологий Создавать различные изделия из доступных материалов по собственному замыслу Осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы Решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера Вести поиск информации с использованием простейших запросов Изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере Объяснять роль трудовой деятельности в жизни человека Ориентироваться в распространенных видах профессий ( с учетом региональных особенностей) Осознавать влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье Определять область применения и назначение инструментов , различных машин, технических устройств ( в том числе компьютеров) Ориентироваться в основных источниках информации Определять назначение основных устройств компьютера Понимать правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами , бытовой техникой ( в том числе компьютером) ХАРАКТЕРИСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ
КОМПОНЕТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Фамилия, имя Компоненты учебной деятельности
Учебный
интерес Целепо-
лаганиеУчебные
действия Контроль Оценка