Современное образование немыслимо без инновационных процессов. В то же время господствует позиция, согласно которой: «Инновация – это не просто создание, распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменени


Ақмола облысы білім басқармасының жанындағы«Щучье қаласы, педагогикалық колледжі» МКҚК
ГККП «Педагогический колледж, г.Щучинск»
при управлении образования Акмолинской области
Доклад на тему :
Методические подходы к преподаванию Истории Казахстана
Преподаватель: Ткачук К.С.
2015г.
Тема : Инновационные методические подходы к преподаванию Истории Казахстана.
Цель: Актуализация знаний об инновационных методических подходах в преподаваний истории Казахстана.
Современное образование немыслимо без инновационных процессов. В то же время господствует позиция, согласно которой: «Инновация – это не просто создание, распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Специфика инноваций проявляется в следующем:
-инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
-использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащегося;
-внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы учебных заведении.
Из инновационных методов преподавания истории Казахстана сейчас практикуют.
Преподаватели используют разные методы — проблемный урок, кейс-метод, проектные технологии.
Все методы предполагают большую самостоятельность учащихся, их диалог с преподавателем.
Необходимо использовать новые подходы и методы преподавания. Я работаю над проблемой « Личностно-ориентированный подход в преподавании истории.» В своей работе я использую следующие методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации: игровой метод, проблемный метод обучения, метод дискуссии, исследовательский метод.
Игровой метод. Игры существуют разные: ролевые, деловые.  Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего обучающего не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, сопоставлять, оценивать.
При этом я придерживаюсь таких правил: сделать урок интересным, но не развлекательным, эффективным, но не эффектным, обучать, играя, а не просто играть.
Игры дают установку памяти на долговременное запоминание, а азарт и переживания в ходе игры закрепляют фактический материал в памяти надолго.
Интересная игра «Кот в мешке» позволяет лучше запомнить изученный материал.
Игра «Неизвестная земля», в ходе которой обучающийся выбирает любую из предложенных ему карт атласа и тут же рассказывает, что это за страна или государство описывает её историческое прошлое, даёт возможность проверить знание карты.
Знание дат и терминов я проверяю в виде игр «Заморочки из бочки». И такое скучное занятие как запоминание дат, терминов становится увлекательным.
Очень интересны и полезны на уроках ролевые игры. В ходе таких  игр обучающимся предоставляется возможность выступить в роли экскурсоводов по древним и средневековым государствам. Уроки в форме игры «Слабое звено» позволяют закрепить пройденный материал , проверить знание имён, фактов, событий. Урок проводится в форме «мозговой атаки»: ответить нужно быстро, практически не задумываясь.
Метод дискуссии.
Этот метод является гибким инструментом в развитии организации, самопознания, креативности. Метод обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе. На этих уроках мы обсуждаем такие вопросы как :«Перестройка: за и против»;
«Можно ли назвать наше государство правовым?»;
«Последствия большевистского переворота 25 октября 1917г» и многие другие вопросы.
Такие уроки можно строить в виде игр «Пусть говорят», «Поединок».
Проблемный метод обучения.
Проблемная ситуация на уроке позволяет заинтересовать студентов поиском решения той или иной проблемы. Это способствует развитию логического мышления и получению глубоких,  прочных и, главное, устойчивых  знаний по изучаемой теме.
Исследовательский метод
Исследовательская деятельность – это деятельность обучающихся связанная с решением творческой исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научных работ: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, собственные выводыОсновными чертами исследовательского метода обучения являются:
постановка обучаемого в позицию исследователя;
направленность на обучение мышлению и поисковой деятельности
столкновение с противоречиями между новыми и прежними представлениями и стимулирование обучающихся.
Существенной характеристикой каждой из этих процедур является поисковая направленность. Важно при этом стимулирование  мотивации обучающихся, включение их в творческую исследовательскую деятельность. К такой деятельности можно привлечь, к сожалению, не всех обучающихся, а только любознательных, интересующихся, ищущих ответы на все вопросы. Но в этом также проявляется личностно ориентированный подход.
На таких уроках я предлагаю обучающихся побыть в роли исследователей и самостоятельно поискать ответ на волнующий их вопрос. Например, обучающиеся самостоятельно проводили исследовательскую работу по вопросам: «Холокост», «Героизм казахстанцев на франтах Великой Отечественной войне», а также по многим другим вопросам. Исследовательскую работу обучающиеся представляют в виде доклада на уроке ,реферата или в виде презентации.
Использование информационно – коммуникативных  технологий на уроках истории.
Ориентирование педагога только на высокий уровень усвоения содержания, приводит к заметной перегрузке более слабых обучающихся. В этом случае есть угроза потери интереса к предмету у обучающихся среднего и низкого уровня. Поэтому, на различных этапах урока необходимо создавать  ситуацию выбора, для поддержания познавательной деятельности у обучающихся.
 На уроках  я использую информационные технологии, которые  способствуют развитию интереса и творческих способностей обучающихся.
        На уроках истории я демонстрирую обучающимся исторические видео – хроники: «Битвы Великой Отечественной войны», «Блокада Ленинграда», и др. Это вызывает у них неподдельный интерес, т.к. приближает к реальным событиям прошлого.
При изучении некоторых тем я показываю отрывки из художественных фильмов, таких как «Путь лидера» «Целина» и др.  Делаю я это для того, чтобы привлечь внимание обучающихся, зародить в них интерес к изучаемой теме. Всё это также способствует улучшению запоминания.
При изучении культуры Казахстана я обязательно демонстрирую обучающимся фото – презентации с изображениями национальных музыкальных инструментов, одежды, предметы быта и.т.д.
Информационные технологии дают возможность не только рассказать обучающимся о чём то, но и показать.                               
Опыт работы по данной теме показал, что использование игровой метод, проблемный метод обучения, метод дискуссии, исследовательский метод позволяет обучающимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные обучающихся в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности. Обучающихся свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес к предмету, формирует их историческое сознание. Я считаю, что нужно в первую очередь начать с себя! Современный преподаватель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний обучающихся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Тогда мы способны решить многие проблемы!
Ведь как говорили еще древние греки: «Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед!»