Методическая разработка урока по литературному слушанию 1 класс «Начальная школа XXI века»Тема урока: «Рассказы для детей. В Чаплина «Мушка»


Методическая разработка урока по литературному слушанию 1 класс «Начальная школа XXI века»
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 п. Новый Ургал
Батеева Оксана Анатольевна
Тема урока: «Рассказы для детей. В Чаплина «Мушка»
Учебные задачи: 1. Учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их поступкам; 2. Закрепить понятие «рассказ»; 3. Учить выделять особенности рассказа; 4. Учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения); 
Учебные умения: 
Правильно называть произведение (фамилию автора, заглавие).
Высказывать своё отношение к героям и их поступкам; 
Самостоятельно определять тему и жанр; 
Планируемые результаты УУД:
Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию.
Регулятивные УУД: умение учиться и способность к организации своей деятельности.
Познавательные УУД: учится слушать текст, понимать содержание прочитанного, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, вступать в диалог, учиться работать в паре, в группе, оказывать поддержку друг другу.

Основные этапы урока.Цели этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Умения, формируемые у учащихся
ВЫЗОВ1. Актуализировать имеющиеся знания.2. Побудить интерес к получению новой информации.3. Побудить ученика к активной работе на уроке и дома.4. Организовать обмен мнениями
ОСМЫСЛЕНИЕ1. Организовать получение информации на основе приема чтение с остановками, тонких и толстых вопросов.2. Обменяться мнениями по проблеме. (Мнение каждого ученика ценно!)
РЕФЛЕКСИЯ1. Организовать осмысление полученной информации.2. Организовать обмен мнениями по изученной проблеме.3. Побуждать учащихся к расширению информационного поля.4. Организовать самооценку усвоения знаний по теме. Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой на урок.
-Ребята, прочитайте пословицу. Как вы понимаете смысл этой пословицы?(слайд)
- Чему мы учимся на уроках литературного слушания?
Речевая разминка.(слайд)
Так как нам придётся много читать, проведём речевую разминку.
А)Гимнастика для глаз
б) чтение слогов
2. Подготовка к восприятию Проверка первичных знаний.
-Вспомните, какие литературные жанры произведений вы знаете? 
-Какими фигурами их обозначаем на модели обложки? -Какие темы произведений вы знаете? Игра «Вспомни и назови»
-Я сейчас буду читать отрывки из произведений, а вы попробуйте вспомнить автора и название произведения.
1…. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому. Вот оно как в жизни случается….
Тут всё понял Заяц:
–Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!
Луг совсем как ситцевый
Всех цветов платок-
Не поймёшь, где бабочка,
Где какой цветок.
-Соотнесите модель с произведением (слайд)
3.Сообщение темы урока. Постановка цели.
-А что вы можете сказать об этой модели? -Какие учебные задачи мы поставим сегодня перед собой на уроке?
-Перед нами стоит задача: проанализировать образы главных персонажей. Дать им общую характеристику. Высказать свое мнение и отношение к этим героям.
-На все вопросы нам поможет ответить новое произведение «Мушка». А написала это произведение Вера Васильевна Чаплина.
Биография В.Чаплиной и обзор книг. (слайд)
Вера Чаплина известная детская писательница, творчество которой тесно связано с Московским зоопарком. Во время Гражданской войны, 10- летняя Вера потерялась и оказалась в детском доме. Даже там девочка ухитрялась держать щенят, котят и птенцов, днём она выносила своих питомцев в сад около дома, на ночь заносила в спальню и «прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого под одеяло». Через несколько лет Веру нашла мать, и они вернулись в Москву.
Слушайте внимательно, во время моего чтения вам нужно определить жанр и тему произведения.
4. Работа над новым материалом. Слушание произведения В.Чаплиной «Мушка». Выявление первичного восприятия произведения. 
А) чтение рассказа до слов ..но за что-то зацепилась и упала…(с.108)
- Предположите, что могло произойти дальше?
Б) Чтение текста до конца.
-Понравилось вам произведение?
-Какое чувство оно у вас вызвало?
-О ком это произведение?
5 Моделирование обложки.
-У вас на партах лежат листочки. Я вам предлагаю создать модель обложки
-Вспомните правила дружной работы. (слайд)
Проверка.
-какой жанр этого произведения?
-Какая тема произведения?
-Одна тема в этом произведении или несколько?
- Что не хватает в нашей обложке?
6. Физминутка.
7. Работа с содержанием произведения и составление схематического плана.
-Назовите героев произведения.
- Расположите героев в нужной последовательности, как происходят события? (слайд)
- На какие две группы можно разделить всех героев этого рассказа?
-Кто из героев вам понравился и чем?
-Кто не понравился?
-Давайте попробуем определить сюжетные линии и составим план.
-Какую первую сюжетную линию вы определите?
-Как можно озаглавить эту часть?
-Какая следующая сюжетная линия? Зачитайте.
- Что происходило потом.
-Как можно озаглавить последнюю часть?
8. Чтение и анализ произведения. Разбор образов и характеров главных героев на основе выборочного чтения.
- Какая Мушка была в начале рассказа? (слайд)
-Как вела себя во дворе?
-Как повела себя Мушка с собакой?
-Испугалась ли она большую собаку?
-Как ребята стали относиться к Мушке?
-Что заставило маленькую, пугливую собачку броситься на большую и страшную собаку?
-Какой вывод можно сделать?
Выберите слова, которые характеризуют Мушку в конце рассказа. .Подбор эпитетов.
Дифференцированная работа.
- Я предлагаю вам сейчас поработать творчески. Раскрасьте в паре иллюстрации к рассказу.
А) изготовление книжки самоделки
Б) пересказ по плану
Работа над пословицей.
-Прочитайте и подумайте, какая из этих пословиц могла бы стать заголовком этого рассказа?
Преданный друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Жизнь дана на добрые дела.
-Какой урок вы для себя взяли? 
-Что понравилось на уроке?
-Что показалось трудным?Чтение наизусть стихотворения
Нельзя не уважать дворняг С их чуть печальными глазами - Они из всяких передряг Умеют выбираться сами: Добыть хоть кость, чтоб поглодать, Найти ночлег порой вечерней И тем, кто с ними добр - воздать Собачьей преданностью верной.
-Ребята, люди могут проявлять как доброту по отношению к животным, так и жестокость. Вы, наверное видите , у нас в посёлке тоже есть бездомные собаки. А что мы можем сделать для того, чтобы их стало меньше?
Я предлагаю вам сегодня провести акцию «Протяни руку лапам»
Вы возьмёте свои рисунки, которые нарисовали и вместе с родителями развесите на подъездах. Может кто-то задумается и проявит доброту к животным.

Ответы детей
рассказ, сказка, стихотворение
о Родине, о природе, о детях, о животных
Евгений Андреевич Пермяк «Пичугин мост»
Владимир Григорьевич Сутеев «Палочка-выручалочка»
Евгения Трутнева «Когда это бывает»
Работа на ИД
Познакомиться (познакомиться с новым произведением);
Учиться (учиться работать с текстом, определять жанр и тему произведения, высказывать своё мнение).
Прием − антиципация (прогнозирование по ключевому слову).
Предположения детей.
Жалость, страх, восхищение
О девочке и собачке
Работа в парах
-работать дружно:
быть внимательным друг к другу,
быть вежливым,
не отвлекаться на посторонние дела,
Один ученик работает у доски.
-рассказ, потому что рассказывается о событиях, происходящих на самом деле
-Автора и названия
- Люда, Мушка, ребята, злая собака, хозяин собаки
Положительные и отрицательные
Ответы детей.
Люда и Мушка
Мушка во дворе.
Мушка и собака.
Дети зачитывают отрывки из текста
-преданность и любовь к девочке.
На доске слова
Вывод: благодаря доброте девочка приобрела верного друга. А в трудную минуту любовь и преданность оказались сильнее страха.
Ответы детей.
Ответы детей
Ответы детей
Расширение словарного запаса, совершенствование устной речи..Тонкие и толстые вопросы.
Расширение словарного запаса
Умение искать информацию, систематизировать её в виде логической схемы.
Творческая работа
Умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку рассуждений, выделять главное.
Умение оценивать самого себя, сознаваться в том, что получается или не получается. Целостное осмысление, обобщение полученной информации, собственное отношение к изучаемому материалу