Статья Инновации в экологическом образовании ДОУ


Инновации в экологическом образовании дошкольников.
Природа Величественна, хрупка и ранима. В современном мире безжалостно загрязняется окружающая природная среда, водоемы становятся непригодными к существованию в них живых объектов, за исключением микробов. Флора, фауна обедняются, становятся более агрессивным по отношению к человеку (взять хотя бы распространение клещей и болезни, которые они несут). Всё это тревожный сигнал, который призывает нас бережно, с любовью относиться к природному миру. И поэтому экологическое воспитание нового-подрастающего поколения не просто востребовано, а призывает к научному и системному подходу.
Еще не так давно было просто достаточно показать природный объект дошкольнику и рассказать, как за ним ухаживать. Сейчас этого недостаточно, ведь очень часто природный объект в черте города нужно сначала создать, и создать желательно в совместной деятельности: педагоги+ дети+законные представители детей (далее родители). На первый взгляд это несложно – придумали объект, организовали взаимодействие, создали объект, и … далее идет несколько путей развития:
Создали и забыли, забросили
Понаблюдали некоторое время и забыли, забросили
Создали, наблюдаем, дополняем
Каждый из нас выбирает свой путь и часто получается, что первые два пункта наиболее привычные практике. Но вы только представьте, с детьми младшего дошкольного возраста создаете природное сообщество для изучения, наблюдения, в среднем дошкольном возрасте дополняете, старшем дошкольном возрасте развиваем и уже школьник продолжает уделять созданному объекту время. Фантастика? Нет, реальность! Главное подходить ко всему творчески, продуманно и уделять немного времени. И первоначальное, потребительское отношение к окружающему миру сменится на осознанное взаимодействие.
Дошкольный возраст - это тот возраст, где закладывается отношение к природному миру, начинается осознанное и, главное, понимаемое, взаимоотношение к объектам природного мира. А правильное понимание, это не только знания, умения и понимания взрослого человека, это личный пример и заинтересованность. Осознанное взаимодействие с природой строится на разнообразной деятельности экологического характера:
Образовательная деятельность
Игры и развлечения
Наблюдения и экскурсии
Опыты, эксперименты
Распространение опыта
Природоохранные акции
Взаимодействия с природными объектами (походы, разведение и т.д.)
Создание научных и практических продуктов природного мира
В итоге получается экологическая грамотность и бережное отношение к окружающему миру, природным объектам.
Сам процесс сложный, длительный, поэтому предлагаем использовать наш небольшой опыт экологического воспитания. В своей практике применяю следующее взаимодействие:
Разработка и реализация проектов экологического направления («Регион 70»-уникальность природных объектов Томской области, «Дошкольник выбирает ЗОЖ» - умение использовать природные объекты для поддержания и укрепления здоровья, «Гармония» сохранение, создание природных объектов, «Эко-тропа в ДОУ» получение, закрепление, развитие экологических представлений) Во время проведения проектной деятельности научим ребенка, его близких совместному взаимодействию и бережному отношению к окружающему миру.
Развивающие познавательные игры с использование интерактивной доски. Нынешнее поколение, это поколение Gadget. Так давайте призовем эти Gadget в помощь для получения стойких знаний, опыта, пусть виртуального, но все же опыта. («Поможем Лесовику убрать поляну после пикника, рассортировав мусор по материалу, для последующей переработки»,; «Виртуальное путешествие по тундре»)
Природоохранные акции и субботники. Показать на личном примере, заинтересованности в сохранении природных объектов, мощный залог успеха. Ведь ребенок в дошкольном возрасте подражатель своему кумиру, так станьте таким кумиром. Особенно хороша такая деятельность, если удастся заинтересовать родителей детей («Подкормите птиц зимой», «Утилизация батареек», «Чистота залог содружества» совместные субботники, «Красота – мир в мире» озеленение прилегающей территории)
Опыты, эксперименты. Мы работаем с тем возрастом человека, который очень любознателен, впитывает как губка и отдается всему полностью. Давайте воспользуемся этим и покажем через опыты, что будет, если не сохранять окружающий природный мир, научим ребенка не только пользоваться этим миром, а его сохранять, восполнять и развивать («Мыльные восторги» познание о пленки, которая может, вредит живым объектам; «Почемучка» серия опытов направленная на изучения цикла развития растений и т.д.)
Наблюдения, экскурсии – организовать экскурсию, продумать маршрут и реализовать на практике. Данное времяпровождение возможно не только на территории ДОУ, но и за его пределами. Экскурсии может проводить как педагог, так и родители, с последующим фото-отчетом (фото-доска «Парк и его обитатели», «Осень в гости к нам пришла и подарки принесла», «Ботанический сад» и т.д.)
Распространение опыта. Это не значит что только педагог, работающий по направлению экологического образования, может предоставить свой опыт в виде доклада, статьи. Это можно сделать более увлекательно, во взаимодействии дети+родители+педагог. Когда в сотрудничестве закрепляются знания, получаются знания и самое главное пример. Пример близких ребенку людей («Регион 70» каждый ребенок совместно с родителя изготовил макет природного объекта, презентовал его и получил возможность поиграть, примерив на себя роль данного объекта; «Мыльные восторги» в совместной экспериментальной деятельности, где ребенок учил родителя, экспериментированию» «Красота вокруг нас» мы все получаем положительные эмоции, если нас окружают цветы, подумайте, сколько восторга в душе маленького человека, если он осознает, что в этой красоте есть и его заслуга) В результате получается, мы делимся опытом, приобретаем опыт в непринужденной обстановке.
Создание научных и практических продуктов природных объектов – привлечь и показать ребенку, родителям роль научности в познании и взаимодействии с природными объектами (научно-публистическая газета «Регион 70»; «Рекламное агентство «Тилли-Трямдия» умение выгодно прорекламировать свою научную, практическую разработку; создание видео и фото презентаций своих увлечений; природные уголки в группах, эко-уголки дома и на территории ДОУ)
Образовательная деятельность – это деятельность, носящая развивающий характер, главное не увлекаться глубиной знаний, а совмещать глубину, полезность и понимаемость изучаемого. Не выделять в отдельную деятельность, а каждодневно, как бы мимоходом, не зацикливаясь давать знания и видеть отдачу получаемых знаний.
Процесс этот сложный, длительный, так как цель экологического образования - это формирование человека с экологическим сознанием, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающему миру и умеющего жить в гармонии с природой. И предлагаемая нами концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста направлена на формирование научно-познавательного, практически-деятельностного, эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру. Что и соответствует ФГОС ДО, а так же диктует организацию педагогического процесса в ДОУ. И не противоречит воспитанию экологически грамотного поколения без ущерба для здоровья дошкольника.
Литература
Горбатенко О. Ф Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2008
Филиппенко Ф.Ф. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель 2011
Николаева Н. Н Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., Мозаика-Синтез, 2010