Статья на тему Инновации в образовании

Возможные условия для саморазвития
Селиверстикова Елена Алексеевна
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Г. Усть-Илимск, Иркутская область

В рамках реализации инновационной образовательной модели «Наш мир и мы» в нашей школе наряду с другими реализуется сетевая образовательная программа «Я Р О» (я – развитие – образование) предназначена для всех, заинтересованных вопросами саморазвития и самообразования. Программой предусмотрено овладение некоторыми знаниями по теории саморазвития личности. В ходе практической деятельности возможно выстраивать индивидуальные образовательные траектории, разрабатывать индивидуальные образовательные программы и обучать этому других.
Теоретическая основа предполагает, что образование может стать реальностью только в том случае, если оно ориентировано на сознательное, ответственное включение в него участника и его готовность быть постоянно открытым к восприятию нового опыта. Образование ориентировано на личное принятие решений, связанных с определением объёма, содержания и выбора способа учебной деятельности. В своём стремлении к самосовершенствованию каждый участник выступает как творец собственного развития и определяет свою образовательную программу.
Данная программа и деятельность в ней ориентируются на выстраивание содержания образования для саморазвития личности. Содержание образования предполагает выстраивание индивидуальных образовательных траекторий и программ, практическую и рефлексивную деятельность. Практической составляющей данной программы является выполнение заданий по теме каждого модуля. Под индивидуальными образовательными программами понимается практика индивидуального учебного и образовательного планирования.
Индивидуальные образовательные программы являются одним из способов самоопределения и самореализации. Можно выделить разные виды индивидуальных образовательных программ: предметные, пропедевтические, исследовательские, творческие, прикладные, мировоззренческие, культурологические, психологические. Такие программы могут быть как индивидуальные, так и коллективные, групповые. Возможно создание и других образовательных программ.
Деятельность по таким программам способствует появлению альтернативных форм образовательной деятельности (тренинги, мастер – классы, практикумы, проблемные семинары, проектировочные семинары, консалтинг, проектные игры, диалоговый круг, встреча опытов, консилиумы, малые научные советы).
В практической части образовательной программы «Я Р О» предлагается смоделировать содержание образования, ориентированное на саморазвитие личности. В моделировании предлагаются практические шаги для составления индивидуальной образовательной программы. Программа может быть реализована в любом образовательном учреждении, для дистанционного обучения.
Литература:
Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. – СПб: «Речь», 2003.
Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. – М.: «Гардарика», 2002.
Лобок А.М. Содержание образования: конфликт парадигм // Авторская школа. – М.: «Эврика», 2003.
Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М.: «Академия», 2001.
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1996.
Ракитов И.А. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. – 1994. - №4.
Тубельский А.Н. Как создавать условия для развития индивидуальности ребенка // Авторская школа. – М.: «Эврика», 2003.
15