Инновации и традиции в дополнительном образовании в условиях модернизации

Инновации и традиции
в дополнительном образовании в условиях модернизации
«Далеко не все новое прогрессивно.
Прогрессивно то, что эффективно!»
Будущее не импровизируется, его можно построить
лишь из материалов, унаследованных нами из прошлого.
Наши самые плодотворные инновации состоят чаще всего в том,
что мы отливаем новые идеи в старых формах,
которые достаточно частично изменить,
чтобы привести их в гармонию с новым содержанием»
Эмиль Дюркгейм.
Современное дополнительное образование, как и вся система образования в РФ находится в процессе динамических изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими реформами. Недавно вышедшие основополагающие документы, касаются не только образования в целом, но и конкретно дополнительного образования:
Государственная программа РФ «Развитие образования до 2020года»
Концепция развития дополнительного образования детей.
Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ до 2020года.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов не только в образовании, имеется в виду в школах, но и в учреждениях дополнительного образования.
Но в тоже время мы не должны забывать, что существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, которые были вынесены из богатого традициями прошлого. Давайте обратимся к словарям, что же означает «Традиция» и «Инновация»
«Традиция» (от лат. tradition – передача) в образовании – это устоявшиеся элементы содержания, средств и технологий обучения и воспитания, которые передаются из одного поколения к другому и играют важную роль в воспитании и образовании новых поколений. (Традиции народной педагогики, семейного воспитания, идеи М.В. Ломоносова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я.А.Каменского и др.)
«Инновации» (от лат. – «novatio» -обновление, новинка, изменение, а «innovation» - в направлении изменений) – первоначально обозначало внедрение элементов одной культуры в другую. В России понятие «инновация» подменялось понятием «нововведение». Сейчас под инновацией в целом понимается процесс создания, освоения, использования и распространения новшеств в образовании
Инновации и традиции должны рассматриваться как два полюса в образовании. У любого народа в основе построения национальной образовательной системы лежали традиции - они вышли из жизни и проверены жизнью. Инновационный процесс в образовании направлен на изменение компонентов деятельности человека. Русский историк и философ П.Н. Савицкий говорил «медленно, веками усилий, создается традиция. Сияющих вершин самостоятельного, основополагающего творчества народ достигает нелегко. К ним ведет долгий путь постепенного восхождения. Каждый шаг вперед становится возможным только потому, что сделан предыдущий, утративший традиции скатывается вниз. Но горе тому, кто ограничивается только охранением традиций. Если поступать так, это означает, что традиции, которые охраняют, недолго осталось жить. Нет традиции вне непрестанного творчества, вне утверждения её в наиболее совершенных, наиболее отвечающих характеру именно данного времени формах».
Таким образом, переосмысление прежних взглядов и традиций, ведет к разнообразию и совершенствованию не только системы образования в целом, но и системы дополнительного образования.
По своей сути учреждения дополнительного образования уже являются инновационными, т.к. творческая деятельность предполагает постоянный поиск новых и более совершенных педагогических методик, приемов и технологий воспитания и формирования юного гражданина России. Следовательно, традиции и инновации можно и необходимо рассматривать как особо значимый культурный и историко-педагогический феномен, т.к. именно благодаря их взаимодействию не только образование, но и все институты общественной жизни в эпоху социальных потрясений и реформ остаются способными к устойчивому саморазвитию. Поэтому для нашей страны, которая ориентируется на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать и сохранить баланс традиций и инноваций в образовании.
В условиях перехода Российского образования от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, на первое место выходят необходимость создания открытого вариативного образования, которое даст возможность свободного выбора различных видов деятельности для детей и подростков.
Характеризуя дополнительное образование как свободный личностный выбор деятельности, определяющий индивидуальное развитие человека; вариативность содержания форм и методов организации образовательного процесса, а также адаптивность к возникающим изменениям, можно смело сказать, что дополнительное образование стимулирует саморазвитие, самореализацию и самоактуализацию личности через развитие мотивирующегося пространства к познанию и творчеству что в свою очередь приобщает детей и подростков к ценностям и традициям многонациональной культуры России.
Остановимся на основных направлениях работы нашего учреждения в условиях модернизации системы дополнительного образования.
Коллектив дома детского творчества поставил перед собой цель: обеспечение в рамках имеющихся ресурсов стабильного и устойчивого развития учреждения как инновационно - открытой образовательной системы, ориентированной на формирование духовно богатой, физически здоровой, социально-активной и творческой личности ребенка, способной к личностному и профессиональному самоопределению через участие в работе детского коллектива.
Для решения поставленной цели все педагоги являются непосредственными участниками всех преобразований в нашем учреждении.
К перспективным источникам инноваций дополнительного образования в нашем учреждении можно отнести:
социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями как условие повышения эффективности профориентационной работы;
развитие межрегиональных и международных проектов как средство повышения открытости образования, знакомства воспитанников со сверстниками из других регионов стран, развития соревновательности, патриотизма, гордости за результаты собственной деятельности и, как следствие, мотивации воспитанников к творчеству;
командная работа как средство выработки норм совместной деятельности, умения работать в коллективе, социализации воспитанников;
преемственность образовательных программ разного уровня, создание непрерывных учебных циклов от начальной мотивации воспитанников до серьезной предпрофессиональной подготовки;
обновление содержания образования с учетом новых направлений, применение новых, оригинальных форм образовательной работы;
развитие интегрированных образовательных технологий – проектно-исследовательской деятельности, игровой технологии, личностно-ориентированного подхода и др., в т. ч. в рамках направленностей, где они традиционно не применялись;
анализ и выявление возможной социально востребованной тематики творческих, проектных и исследовательских работ воспитанников в социуме, территориальных сообществах (районах) с включением их в тематику образовательных программ дополнительного образования; создание внедренческих комплексов;
системное использование психологической ауры различных профессий (романтизм, героика и др.) для повышения мотивации воспитанников.
С 2014-15 учебного года работает объединение «Исток» под руководством педагога И.В. Хисяметдиновой, которое ставит перед собой цель: вовлечение подростков и молодежи в общественную, социально-активную деятельность. Сотрудничая с благотворительным фондом «Савва» и отделением «Доброцентр», ребята объединения осуществляли добровольческую деятельность по нескольким направлениям: «Зона добрых дел», «Вы не одни», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Сохраним родную природу». Добровольцы приняли участие в подготовке и проведении городских, районных, региональных мероприятий, акций.
При проведении Турнира по уличному воркауту, ребята столкнулись с проблемой отсутствие обычной спортивной площадки для занятия воркаутом. Добровольцы и педагоги ДДТ решили принять участие в конкурсе молодежных проектов «iВолга -2015», с мая 2015 года запустили проект «Подари парк детям»:
провели опрос населения;
разработали дизайн парка с размещением детской спортплощадки, клумбами, скамейками, сценой, специальной площадкой для брейк-данса, воркаута и паркура.
К сожалению, грант не получили, но на инициативу ребят откликнулась городская администрация и депутат областной думы В.А. Дерябин. Сейчас наш проект находится в процессе реализации, несколько этапов уже выполнено, к апрелю-маю 2016 года будет установлено оборудование, заявленное в проекте.
С октября 2015 года добровольцы начали тесно сотрудничать с добровольцами Всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России» и в настоящее время проходит регистрация филиала этой организации - «Союз добровольцев России» Хвалынского района, Саратовской области.
Одним из аспектов персонализации дополнительного образования в Концепции развития дополнительного образования является: неформализованность содержания образования.
В нашем учреждении неформальное и непрерывное образование – образование длинною в жизнь «lifelony learning» нашло свое отражение в проекте «Школа перипатетиков – дружная семья». Данный проект ставит своей целью создание модели «Исследовательское обучение: дети и родители», (перипатетиками называли древних философов, обучавшихся в ходе прогулок по саду Академ). Данный проект объединил педагогов дома детского творчества, учителей начальной школы, родителей и детей.
В процессе реализации данного проекта будут решены следующие задачи:
вовлечение младших школьников и их родителей в исследовательскую работу и привлечение их к активным видам отдыха;
соединение образования с оздоровлением и обучение в походах, Лесной школе, ведение полевых исследований;
расширение пространства возможностей детей и родителей (опережение в обучении, подготовка научных руководителей и кураторов из среды родителей, гибкость программ обучения, вариативность форм представления результатов исследований, использование культурно-образовательных природных ресурсов нашего района);
создание образовательных кластеров;
разработка технологии творческого развития детей начальной школы.
Инициатором данного проекта и его мозгом является кандидат философских наук, заслуженный учитель РФ, наш педагог Грекова Елена Владимировна.
Изучив социальный запрос молодого населения (молодых родителей) с этого года у нас запущен проект «Гномики» - это школа раннего развития для дошкольников в возрасте 4-7 лет. Цель данного проекта помочь молодым родителям в правильном развитии их малышей (развитие речи, мелкой моторики рук, логики, мнемотехника, развитие памяти, рисование и др.). Для родителей планируется проведение мастер-классы с их детьми, где они заново будут знакомится со своим ребенком в творческой мастерской и учиться общению и обучению)
Одной из задач развития образования в РФ является формирование у обучающихся социальных компетенций, культуры здорового образа жизни. Развитие умения мотивировать действия у обучающихся, самостоятельно ориентироваться в получении информации, формирование необходимости здорового образа жизни - это то чем занимается на своих занятия по «Брейк-дансу» педагог Титков П.А. И как результат его работы – это призовые места на межмуниципальных, межрегиональных. Всероссийских и международных конкурсах, турнирах по брейк-дансу.
Жизнь не стоит на месте, развиваясь, любое общество всегда находится в состоянии движения, реформирования и мы вместе с ней. Наши педагоги инициативны, креативны, позитивны, и способны рассмотреть в каждом ребенке творческую личность и используя традиционные методы и инновационные действия.
Исходя из выше сказанного можно сделать следующий вывод: опираясь на лучшее, которое было создано в отечественном и мировом образовательном пространстве и внедряя инновационные технологии дополнительное образование продолжит свое развитие и самосовершенствование.
fђ Заголовок 215