Формы и методы оценивания уровня развития общепрофессиональных компетенций на уроках литературы

Формы и методы оценивания уровня развития общепрофессиональных компетенций на уроках литературы
Бороздинова Н.А., преподаватель
ГБПОУ ВО "Семилукский политехнический колледж"

Современное образование формирует целостную систему общепрофессиональных компетенций, определяющих современное качество содержания образования. И основная задача преподавателя состоит не только в том, чтобы передавать сумму знаний, а в том, чтобы сформировать общие компетентности, помочь обучающемуся в организации процесса своей деятельности, обеспечить его ресурсами, стимулировать к самостоятельным поискам и анализу своей деятельности.
Освоенность тех или иных компетенций в учебном процессе можно оценивать как по результату разрешения проблемных ситуаций, так и в самом процессе их применения и использования.
Выделяют пять уровней овладения каждой группой компетенций. Первый уровень считается базовым. Каждый последующий характеризуется усложнением действий, которые должен выполнить обучающийся в областях, относящихся к данной компетенции.
Например, если на первом уровне овладения  коммуникативной компетенцией, которая является одной из приоритетных на уроках литературы, обучающийся должен разобраться в теме дискуссии и больше слушать и отвечать, то на втором уровне он должен вносить свой вклад в дискуссию и помогать ее продвижению: сделать короткое выступление, подготовив заметки и отобрав нужные иллюстрации. На третьем уровне он должен настолько глубоко проработать тему, чтобы иметь возможность не только поддерживать дискуссию, но и способствовать её развитию. На четвертом уровне - вырабатывается стратегии использования коммуникационных умений при реализации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и достижения намеченных результатов.
Фактически обучающийся должен занять управляющую позицию, развивая и нарабатывая новые коммуникативные умения, проявляя самостоятельность и ответственность. Он должен постоянно анализировать и синтезировать получаемую информацию из разных источников, интерпретировать ее, делать выводы и сообщать ее другим участникам проекта, сообразуясь с его целями. В обсуждениях обучающийся должен занимать позицию лидера, осуществляя четкое структурирование сказанного, используя нужную терминологию, интонацию и смысловую окраску для разъяснения своей позиции. Пятый уровень позволяет отработать имеющийся потенциал в ходе выполнения более сложной, динамичной и комплексной деятельности, в которой могут быть неожиданные сбои и изменения, требующие их устранения.
Диагностика достижений обучающегося происходит на каждом уровне и во всех областях, относящихся к той или иной компетенции. Он должен подтвердить, что он овладел требуемыми умениями.
Остановимся подробней на некоторых моментах собственной деятельности и проблемах оценивания умений и навыков обучающихся при формировании общепрофессиональных компетенций. Обратимся к формам и методам оценивания уровня развития общих компетенций на уроках литературы и постараемся сопоставить характеристику компетенции с заданиями для оценивания степени их сформированности.
Коммуникативная компетенция.
Характеристика компетенции
Задания для оценивания степени формирования компетенции (пример самостоятельной работы на уроке)

владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступление с устным сообщением, умение задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, поведение в обществе – этикет, умение работать самостоятельно, индивидуальная работа, самоконтроль (такой метод применяется во время проведения практических занятий), устные ответы, защита проектов и сообщений.

1. Создание компьютерной презентации по теме «» с последующей демонстрацией;
2. Высказывание своего мнения по поводу определенного вопроса;
3. Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации (работа с критикой);
4. Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определенной позиции (применимо в уроке «Суд над литературным героем»);
4. Сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации.


Социокультурная компетенция.

Характеристика компетенции
Задания для оценивания степен
·и формирования компетенции
(пример самостоятельной работы на уроке)

владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей, умения действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
определение своего места и роли в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владение культурными нормами и традициями, владение эффективными способами организации свободного времени;
действия в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя и др.

1. Высказывание своего мнения по поводу определенного вопроса;
2. Написание эссе, сочинений-миниатюр, сочинений-рассуждений;
3. Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации (работа с критикой);
4. Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определенной позиции

Ценностно-смысловая компетенция
Характеристика компетенции
Задания для оценивания степени формирования компетенции
(пример самостоятельной работы на уроке)

формулирование собственных ценностных ориентиров по отношению к предмету и сферам деятельности;
владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
осуществление индивидуальной и поисковой деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.
1. Выражение своего мнения (в устной и письменной форме), ориентируясь на собственную жизненную позицию;
2. Составление кластеров на определенное понятие;
3. Использование приема «Если бы». (предлагается обучающимся предположить, что произойдет с литературным героем, если что-то изменится);
4. Участие в ролевой игре (метод вживания в образ литературного героя).




Информационная компетенция
Характеристика компетенции
Задания для оценивания степени формирования компетенции
(пример самостоятельной работы на уроке)

владение навыками работы с различными источниками информации;
самостоятельный поиск, систематизация, анализ полученной информации
ориентирование в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
1. Работая с текстом, задать вопрос, найти на него ответ, сравнить свой ответ с текстом, предположить, как сложится ситуация в дальнейшем;
2. Создать письменное сообщение по заданной теме;
3. Законспектировать статью;
4. Составить библиографический список по теме;
5. Разработать презентацию по теме.

Учебно-познавательная компетенция
Характеристика компетенции
Задания для оценивания степени формирования компетенции
(пример самостоятельной работы на уроке)

постановка цели и организация её достижения, умение пояснить свою цель;
организация планирования, анализ, рефлексия, самооценка своей учебно-познавательной деятельности;
умение выступать устно и письменно обобщать результаты своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).


1. Интерпретация проблемы произведения: толкование, объяснение, раскрытие смысла;
2. Работа с понятиями, демонстрация понимания текста;
3. Предположение цели, хода и результата учебного занятия;
4. Использование приема – «обучающийся в роли преподпвателя»;
5. Составление плана или конспекта лекции, статьи.

Таким образом, использование различных форм оценивания уровня развития общих компетенций позволяет найти такие подходы и методы обучения, при которых обучающиеся приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях, да и сама учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, что соответствует требованиям сегодняшнего времени.
Литература
1. «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.  
2. Демидова М. Общеучебные умения: как их диагностировать. Народное образование,2009. - №4. – С. 182-187.









13PAGE 15


13PAGE 14515