РАЗВИТЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


РАЗВИТЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Учитель математики ГБОУ СОШ №175
Ушакова Ольга Викторовна
В формировании многих качеств большую роль играет математика. В новых стандартах образования говорится о том, что одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для практической деятельности.
Какие же практические знания должна давать математика? Она обязана вооружить ученика методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, делать соответствующие выводы, находить рациональные пути выполнения заданий, одним словом- думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается, как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, ассоциативном сравнении, анализе, синтезе, обобщении, направленное на решение поставленных проблем и достижении задач.
В современных условиях в общеобразовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно- поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно. Современные методики преподавания математики включают в себя такие современные технологии, как проблемно- поисковый подход, информационно- коммуникативные технологии, самостоятельная работа.
Проблемно- поисковая деятельность заключается в создании на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Не давать информацию в готовом виде, а строить урок так, чтобы ученики "открывали" новое знание, смело высказывали свое мнение или предложение. Проблемно- поисковый урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческой активности личности. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью. Большое значение в решении этого вопроса отводится самостоятельной работе. Самостоятельное выполнение задания- самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков. Не все дети в классе могут справиться с работой одновременно. В классе образуется группа, которая изо дня в день не справляется с работой в полном объеме и привыкает дописывать задание в ходе проверки. Чтобы научить работать самостоятельно, необходимо использовать в обучении дифференцированный подход. Для этого можно использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, вариативность, комментирование заданий и наглядность. Развитию познавательной активности способствует составление задач и самими учащимися.
Широкое распространение в современной школе получают информационно-коммуникативные технологии. Использование ИКТ позволяет сделать урок математики более интересным, ярким, увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей, широко использовать разноуровневые задания, совершенствовать навыки самоконтроля, эффективно решать проблему наглядности обучения. Уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными. на них учащиеся получают большой объем знаний и полученные знания прочнее усваиваются.
Научить детей трудиться и мыслить - основная задача школы. Задача учителя создать творческий, деловой настрой на уроке, осуществлять комплексный подход к воспитанию школьников. Эту задачу не возможно решать без воспитания активной познавательной деятельности.