Многофункциональное дидактическое пособие Чудо-книга


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Афанасьевская средняя общеобразовательная школа
Алексеевского района Белгородской области
Дошкольная группа
Многофункциональное дидактическое пособие
«Чудо книга»
Для детей в возрасте от 3 до 7 лет
Автор: воспитатель дошкольной группы
МОУ Афанасьевская СОШ
Веретенникова Надежда Ивановна
2016год
Цель: Повышение объема и уровня знаний, умений и навыков воспитанников в процессе освоения истории и культуры родного края.
Формирование патриотических чувств и отношений подрастающего поколения, создание оптимальных условий для всестороннего развития патриотического потенциала дошкольника посредством ознакомления с культурно-историческим наследием Белгородской области.
Развитие устойчивого интереса к русской народной культуре Белгородского края, при изучении исторического прошлого и настоящего села Афанасьевки.
Обогащение знаний о различных видах народного творчества.
Формирование у детей эстетических чувств, художественного вкуса, художественно-творческих способностей.
Развитие практических навыков эффективного использования народного творчества в педагогическом процессе детского сада на основе интеграции разных видов художественно творческой деятельности.
Использование дидактического материала для ознакомления дошкольников с родным краем в процессе образовательной деятельности и самостоятельной деятельности воспитанников.
Пояснительная записка.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.
«Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле», - писал Д.С. Лихачев. Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе дошкольного образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному).
Необходимость развития интересов у дошкольников в области краеведения связана и с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания воспитанников о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к родной природе и земле.
Н.Д. Епанчинцева отмечает: « Краеведческая деятельность в детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре родного края, направленная на становление ребенка как личности посредством приобщения к культуре и истории родного края.
Особое значение уделяется использованию регионального краеведческого компонента в образовательной деятельности детей, направленного на ознакомление детей с особенностями национальной культуры и быта своего народа, элементарными сведениями о своей малой родине, понимании того, чем может гордиться гражданин своей страны».
Знакомясь с родным селом, с его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры.
Средства краеведения необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, которые окружают ребенка, а, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.
Большую роль в ознакомлении дошкольников с родным краем играют и дидактические пособия. В своей работе я тоже использую дидактические пособия, изготовленные своими руками, на основе краеведческого материала.
В основу дидактического материала положены следующие принципы:
- учет возрастных особенностей воспитанников при отборе содержания и обучения;
- уважение к личности каждого ребенка.
Цель: Повышение объема и уровня знаний, умений и навыков воспитанников в процессе освоения истории и культуры родного края.
Задачи:
1.Использовать дидактический материал для ознакомления дошкольников с родным краем в процессе образовательной деятельности и самостоятельной деятельности воспитанников.
2.Упражнять детей в умении «читать» схемы, карты и выполнять по ним задания.
3.Проследить эффективность применения пособий.
Прогнозируемый результат: Повышение познавательной активности воспитанников к истории и культуре родного края.
В процессе ознакомления с историей и культурой родного села, на первом этапе проводила экскурсии и беседы на темы: «С чего начинается Родина?», «Путешествие в прошлое села», «Улицы моего села», «Дом, в котором я живу», «Памятные места», «История Свято – Васильевского храма», а так же использовала ИКТ для организации виртуальной экскурсии по селу Афанасьевка.
Проводила работу с семьями воспитанников, привлекала их к оформлению фотовыставки «Вот моя деревня, вот мой дом родной!», участию в викторине «Знаю ли я свой край», составлению семейного герба и родословной своей семьи. На втором этапе для систематизации и закрепления знаний воспитанников использовала дидактические игры, презентации, проекты. Подбирая дидактические игры нужно особо учитывать возросший уровень знаний ребят.
Для детей младшего дошкольного возраста дидактические игры основаны на элементарных знаниях детей о животном и растительном мире родного края. Игра помогает дошкольникам овладеть умениями различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие.
Игры для старших дошкольников объединены в серии, связанные одной темой. Усложнение игр выражается в увеличение количества материала, в требовании более самостоятельно выполнять игровые задания, а также в том, что дети уже самостоятельно контролируют правильность выполнения поставленной задачи, так как старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации для решения игровой и дидактической задачи.
1 страница Чудо книги «Афанасьевка – малая Родина,
здесь начало России моей»
Игра «Географическая матрешка» (Возраст детей: 5-7 лет)
Цель игры: Дать понятие о селе, районе, крае, стране, континенте, планете и их взаимном расположении.
Материал: разноцветные кружочки разного размера с надписью «Село Афанасьевка», «Алексеевский район», «Белгородская область», «Россия», «Евразия», «Планета Земля».
Игровые правила: собрать «географическую матрешку». Сначала дети вместе с воспитателем рассматривают разноцветные круги, надписи и рисунки-метки на них. Затем раскладывают круги в порядке убывания, сопровождая рассказом: например, «Мы живем на планете Земля, на самом большом материке Евразия, на котором находится наша страна Россия, в Белгородской области, в Алексеевском районе, в селе Афанасьевка – моя малая Родина, где я живу вместе со своей семьей».
В дальнейшем дошкольник может самостоятельно собирать матрешку индивидуально или с группой детей. Постепенно можно вводить промежуточные детали матрешки, с более углубленными и конкретными понятиями: например, после Евразии добавить круг Европа.
2 страница Чудо книги «Афанасьевка – малая Родина,
здесь начало России моей»
Игра «Моё село Афанасьевка». Возраст детей: 5-7 лет.
Цель игры познакомить Незнайку или другого сказочного персонажа со своим селом. Дети должны помочь сказочному герою найти дорогу с помощью карты. По пути они знакомят его с достопримечательностями села, советуют, где надо остановиться, на что обратить внимание, объясняют происхождение названий улиц, знакомят с историческими памятниками, зданиями села. Каждый пустой квадратик, который обозначает здание или исторический памятник по пути к намеченному пункту закрывается фотографией (сколько зданий столько и карточек с фотографиями). В конце игры проводится обсуждение предложенного детьми пути.
Материал: картосхема села, на которой коричневыми квадратами 5\5 см отмечено расположение наиболее интересных памятных мест, карточки - фотографии такового же размера с изображениями памятников и других достопримечательностей села (церковь, обелиск, школа, магазин, детский сад и т.д.). Содержание карточек может быть разными в зависимости от варианта игры, игровой персонаж, кубики с наклеенными на каждую грань фотографиями учреждений; фигурка человечка
Игровые правила: определить исторические памятники, свой дом, здания и место их расположения, дать их описание.
1.«Где находятся памятники».
Учить ориентироваться по карте - схеме села, закреплять знания о памятниках села
Оборудование: Карта – схема села, указка, фотоматериалы видов села.
2. «Найти отличия».
Учить сравнивать о характерные особенности старого и современного , развивать о мышления и речь. Закреплять знания о родном селе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому
Оборудование: Фотографии или иллюстрации, изображения улицы и людей старого и современного села.
3. «Знатоки».
Закреплять знания детей о достопримечательностях Афанасьевки, обогащать словарный запас детей.
Оборудование: Фотографии видов села, главных достопримечательностей.
4. «Пройдемся по улицам Афанасьевки».
Учить ориентироваться по карте села. Закреплять знания о названиях улиц села.
Оборудование: Фотографии. Карта села.
8. «Экскурсии по селу».
Закреплять у детей навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов.
Оборудование: Фотовыставка (ребенок – гид).
9. «Вот моя улица, вот мой дом».
Учить детей называть улицы ближайшего окружения, знать в честь кого они названы.
10. «Интервью».
Учить детей составлять небольшой связной рассказ по теме: «Моё село». Воспитывать уверенность к себе, любовь к родному селу, желание поделиться своими впечатлениями с другими.
Оборудование: Микрофон.
11. «Село будущего»
Учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.
12. «Я – фотограф»
Развивать у детей творческое воображение, стремление увидеть и показать всем собственный город.
Оборудование: Игрушки – фотоаппарат, листы бумаги, фломастер.
13. «Подскажи дорогу».
Учить ориентироваться по карте села. Закреплять знания о названиях улиц села. Ребенок бросает кубик. Задание - объяснить дорогу от детского сада до выпавшего на кубике заведения, соблюдая правила дорожного движения.
Пазлы «История села Афанасьевка»
Цель: Дать понятие об историческом происхождении родного села, её связи с историей России.
Материал: карточки - пазлы с видами села.
Игровое правило: Собрать пазл из карточек, вырезы карточек разные, они должны совпадать.
3 страница Чудо книги «Афанасьевка – малая Родина,
здесь начало России моей»
Игра «Свой флаг, герб и гимн - уважай, люби и знай».
Цель: Расширять представления детей о государственной символике российского государства, Белгородской области, Алексеевского района, села Афанасьеви их историческом происхождении.
Воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну. Развивать интерес к истории и культуре родной страны.
Материал: репродукции герба, флага России, Белгородской области, Алексеевского района, села Афанасьевки; фото президента России; аудио запись  гимна России; фотографии, карточки со слогами. Для лучшего запоминания используется стихотворение:
Три полоски флага - это неспроста:
Белая полоска - мир и чистота,
Синяя полоска - это цвет небес,
Куполов нарядные, радости, чудес,
Красная полоска - подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак -
Доблестный трёхцветный наш российский флаг!
Игровые правила: определить флаг, герб России, Белгородской области, Алексеевского района, села Афанасьевки. Дать их описание, место расположения, собрать разрезные картинки. Из карточек – слогов собрать слова.
«Найди государственные символы России»
«Выбери гимн России».
Оборудование: аудиозаписи гимна России, других государств.
«Назови атрибуты власти на гербе России».
«Собери слова РОДИНА, ОТЧИЗНА, РОССИЯ, ОТЕЧЕСТВО из слогов».
Оборудование: Карточки со слогами.
«Найди государственные символы Белгородской области».
«Что означают знаки на гербе Белгородской области?».
«Что обозначают цвета флага Белгородской области?».
«Герб Алексеевского района» .«Афанасьевка – Родина песни моей».
« Собери правильно».
Оборудование: разрезные картинки.
«Проверь себя».
4 страница Чудо книги «Афанасьевка – малая Родина,
здесь начало России моей»
Игра «Растения и животные Афанасьевки».
Цель: познакомить детей с разными видами животных и растений леса, пруда поля, луга. Соотносить изображение животного и растения с местом его обитания. Развивать зрительной ориентировки на плоскости, обогащение словарного запаса. Развивать умение детей точно описывать внешний вид (цвет, форму) место произрастания. Проверить правильно ли они понимают и умеют пользоваться обобщающими словами рыбы, птицы, дикие звери, деревья, цветы. Развивать у детей познавательные навыки, внимание, логическое мышление.
Материал: игровое поле — луг, лес, водоем, поле. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах, и проживающих там животных.
Игровые правила: заполнить игровое поле.
«Что, где растет?»
«Угадай, что это за дерево?»
Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.
«Кто где живет?»
«Кто летает, прыгает, плавает?».
Цель: заключается в изучении разных диких животных, которых нужно соотносить с их средой обитания. Также необходимо правильно произносить все названия.
5 страница Чудо книги «Афанасьевка – малая Родина,
здесь начало России моей»
Игра «Загадки о военной технике»
Цель: Расширять и активизировать словарь детей по теме военная техника. Учить детей отгадывать загадки. Развивать познавательные процессы ребенка - внимание, усидчивость и умение слушать воспитателя
Материал: предметные картинки, загадки.
Игровое правило: отгадать загадку. К каждой загадке предлагается ответ-картинка. Её можно показать одновременно с отгадыванием загадки.
«Знайка».
Цель: развивать познавательные процессы ребенка: внимание, память, логику. Ведущий кладет карточки рисунком вниз, берет их по одной, показывает игрокам и спрашивает: «Что это?» Тот, кто первым правильно ответит на вопрос, получает карточку. Игра заканчивается, когда ведущий раздаст все карточки. Выигрывает собравший больше всех карточек.
6 страница Чудо книги «Афанасьевка – малая Родина,
здесь начало России моей»
Игра «Разрезные картинки»
Цель. Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на  несколько частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество.
Материал. Два одинаковых плоскостных изображения различной военной техники, одно из которых разрезано на части (можно подготовить варианты разрезных изделий, поделив их на четыре-восемь частей различной геометрической формы).
Игровое правило. Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.
7 страница Чудо книги «Афанасьевка – малая Родина,
здесь начало России моей»
Игра «Народный костюм»
Цель: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях народного костюма села Афанасьевки: учить различать между собой и называть предметы одежды, обуви, головные уборы; различать между собой и называть предметы женского народного костюма и мужского народного костюма Белгородской области. Развивать внимательность, память; способствовать развитию активной речи. Воспитывать интерес к русскому народному костюму знакомить детей с русской народной вышивкой. Развивать мелкую моторику рук, выкладывая орнамент по мотивам русской народной вышивки. Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.Материал: предметные картинки с изображение мужчины и женщины в народном костюме села Афанасьевка. Карточки с отдельным изображением одежды (сорока, понёва, рубаха, сарафан). Женский народный костюм. Книги с иллюстрациями русских народных сказок и зарубежных сказок.
Игровое правило: правильно дать название каждому предмету, собрать костюм правильно.
«Назови предмет одежды»
Цель: учить различать между собой и называть предметы одежды; воспитывать интерес к русскому народному костюму.
Детям предлагаются отдельные изображения одежды, перемешанные в произвольном порядке. Затем дети дают названия каждому предмету.
«Русский народный костюм»
 Цель: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.
Детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.
«Подбери головной убор к сарафану»
Цель: Учить различать между собой и называть предметы женских народных костюмов различных губерний. Развивать внимательность, память; способствовать развитию активной речи. Воспитывать интерес к русскому народному костюму.
Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанных в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник, кичка и т.д.)
«Собери узор» мозаика
Цель: знакомить детей с русской народной вышивкой. Развивать мелкую моторику рук, выкладывая орнамент по мотивам русской народной вышивки.
Игровое задание: Выложить узор по образцу.