Конспект урока обучения грамоте Итоги первой четверти.


Тема урока: Повторяем, наблюдаем, анализируем.
Тип урока: обобщение.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей по фонетике.
Задачи :
-учить схематически фиксировать знания;
-учить делать выводы, основываясь на своих наблюдениях за фонетическим составом слова;
-закрепить умения обозначать звуки буквами;
-учить самоконтролю.

Этапы Содержание Время
1.Актуализация знаний -Сегодня на уроке мы покажем всем присутствующим, что узнали и чему научились за 6 месяцев работы.
Повторение основных понятий (работа с пирамидкой):
-речь
-предложение
-слово
-слог
-звук
-фонетика
7 мин.
Слайд
2.Мотивация (проблемная ситуация).
Постановка учебной задачи. -Что люди придумали, чтобы обозначать звуки? (буквы)
-Каждый ли звук мы обозначаем буквой?
-Каждая ли буква обозначает звук?
-Какие звуки вас иногда путают? Почему?
Дети затрудняются ответить, мнения расходятся.
-Чтобы ответить на вопрос: совпадает ли количество звуков и букв в слове, давайте выполним небольшую работу в группах.
2 мин.
3. Практическая работа детей с выходом на новый уровень. Делю детей на 5 групп и даю задание:
Вода сад
Ёж ем
Маяк моюВьюн съел
Соль письмо
Каждый делает транскрипцию, сравнивают и делают вывод: количество звуков и букв в словах может быть разным.
-Почему так получилось?
(е ё ю я могут обозначать 2 звука, ь звука не обозначает)
-Когда буквы -е ё ю я- обозначают 2 звука? Когда 1?
10 мин.
4.Присвоение нового знания (применение на практике в новой ситуации)
- А для чего же нужна буква –й-?
1.Работа с учебником стр.118-119
Работа по рядам:
1 ряд. ель
2 ряд. спит
3 ряд. ягод
А) найти слова, где звуков столько же, сколько и букв.
Б)---меньше
В)---больше
Г) Сколько звуков Й и как они обозначены?
2.Диктант в тетрадях и на доске:
Юнга пьёт чай в каюте.
Повторение всех известных орфограмм.
Понятие «орфография»
7 мин.
10мин.
Слайд
5.Итог урока. Рефлексия.
Самоконтроль.
На листочках найти соответствие:
май звуков больше, чем букв
лось звуков меньше, чем букв
яма звуков и букв одинаковое
количество
-Если получилась снежинка, то всё сделано верно. Если снежинка не получилась, поднимите руку и подойдите на перемене к товарищу или учителю. 3 мин.
6.Контроль для учителя (сам.работа) Работа в сборнике тестов.
1 вариант стр.87-88 тест № 3
2 вариант стр.88-89 тест № 4 5-7 мин.
Слайд