Доклад Инновационные технологии в образовании

Уважаемая государственная аттестационная комиссия!

Слайд 1
Позвольте представить вашему вниманию выпускную квалификационную работу по теме «Психологические условия внедрения инновационных технологий в педагогический процесс учебного заведения».
Слайд 2
Актуальность выбранной темы определяется тем, что на сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий.
Слайд 3
В новых технологиях ставка делается на повышение уровня самостоятельности учащихся на занятиях, что в свою очередь будет способствовать появлению потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.
Слайд 4
Но осуществление данных результатов внедрения инноваций требует от организации учебного процесса соблюдения определенных психологических условий, так как переход от «знаниевой» системы обучения к личностной предполагает перенос акцента с познавательной сферы учащегося на его личностную сферу. И, зачастую, учащийся, привыкший к классической системе обучения, бывает личностно неготовым к инновационным технологиям.
Слайд 5
Целью выпускной квалификационной работы является исследование психологических условий внедрения инновационных технологий в педагогический процесс учебного заведения.
Объект исследования - учащиеся средних специальных учебных заведений в возрасте 15-16 лет.
Предмет исследования - психологические характеристики учащихся среднего профессионального учебного заведения, определяющие готовность учащегося к внедрению инновационных технологий в педагогический процесс и успешность обучения по инновационно преподаваемым дисциплинам.
Слайд 6
Гипотезой исследования - эффективность внедрения инновационных технологий определяется личностной готовностью учащихся.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы проблемы внедрения инновационных технологий в педагогический процесс учебных заведений,
- подобрать методологический инструментарий для исследования влияния психологических характеристик учащихся на успешность внедрения инновационных технологий в педагогический процесс учебного заведения,
- исследовать влияние психологических характеристик учащихся на успешность внедрения инновационных технологий в педагогический процесс учебного заведения,
- обсудить результаты исследования, сделать выводы относительно влияния личностной готовности учащихся на успешность внедрения инновационных технологий.
Слайд 7
В ходе осуществленного исследования было выявлено, что в группе испытуемых преобладают:
- уровень притязаний над уровнем самооценки,
- направленность на дело над прочими видами направленности личности,
Результаты графически представлены на Листе 2 демонстрационного материала.
Слайд 8
- средний уровень нервно-психической устойчивости,
- преобладание личностной тревожности над ситуативной,
- успеваемость по дисциплинам, преподаваемым с применением инновационных технологий над успеваемостью по классически преподаваемым дисциплинам.
Результаты графически представлены на Листе 3 демонстрационного материала.
Слайд 9
Для исследования степени влияния психологических характеристик учащихся на эффективность внедрения инновационных технологий, был использован средний учебный балл по дисциплинам, преподаваемым с использованием классических технологий. В соответствии с этим все учащиеся были разделены еще на три группы:
- результаты группы учащихся с высоким учебным баллом по дисциплинам, преподаваемым с использованием классических технологий (выше 4,5 балла),
- результаты группы учащихся со средним учебным баллом по дисциплинам, преподаваемым с использованием классических технологий (от 3,5 до 4,5 балла),
- результаты группы учащихся с низким учебным баллом по дисциплинам, преподаваемым с использованием классических технологий (ниже 3,5 балла).
Слайд 10
Анализ по группам позволил выявить, что самооценка учащихся, имеющих высокий учебный балл по дисциплинам, преподаваемым с использованием инновационных технологий, значительно выше, чем самооценка учащихся имеющих высокий балл по дисциплинам, преподаваемым классическим способом. Самооценка учащихся с низким и средним учебным баллом по классически преподаваемым дисциплинам выше самооценки учащихся с низким и средним учебным баллом по дисциплинам, преподаваемым инновационными методами. Следовательно, можно говорить о том, что учащиеся с высокой самооценкой более эффективно обучаются по дисциплинам, преподаваемым с помощью инновационных технологий.
Учащиеся, имеющие высокий балл по инновационно преподаваемым дисциплинам имеют более высокий уровень притязаний, чем учащиеся, имеющие высокий балл по классически преподаваемым дисциплинам.
Средний и низкий балл по инновационно преподаваемым дисциплинам имеют учащиеся с более низким уровнем притязаний, чем учащиеся, имеющие средний и низкий балл по классически преподаваемым дисциплинам.
Следовательно, для успешного обучения с применением инновационных технологий необходим более высокий уровень самооценки и притязаний, чем при обучении классическим способом.
Результаты графически представлены на Листе 4 демонстрационного материала.
Слайд 11
Также выявлено, что у учащихся с высоким учебным баллом наиболее выражена направленность на решение проблемы, причем учащиеся с высоким баллом по дисциплинам, преподаваемым с использованием инновационных технологий, имеют более выраженную направленность на решение проблемы, чем учащиеся с высоким баллом по классически преподаваемым дисциплинам.
У учащихся с низким учебным баллом наиболее выражена направленность на общение.
Результаты графически представлены на Листе 5 демонстрационного материала.
Слайд 12
Наивысшим уровнем нервно-психической устойчивости обладают учащиеся с высоким учебным баллом по инновационно преподаваемым дисциплинам.
Следовательно, предположение о том, что успешное овладение инновационными технологиями, а также об отчасти стрессовом характере нагрузок при использовании инновационных технологий в учебном процессе, требует достаточно высокой нервно-психической устойчивости подтверждается.
Результаты графически представлены на Листе 5 демонстрационного материала.
Слайд 13
Применение инновационных технологий более успешно осуществляется при обучении учащихся с низким уровнем тревожности.
Результаты графически представлены на Листе 6 демонстрационного материала.
Слайд 14
Таким образом, в ходе исследования было изучено и доказано влияние психологических особенностей личности учащихся на успешность внедрения инновационных технологий в педагогический процесс учебного заведения.
Кроме того, в ходе исследования выявлен ряд закономерностей, которые необходимо принимать во внимание при внедрении инновационных технологий в педагогический процесс учебного заведения. Хотя инновационные образовательные технологии прочно входят в нашу жизнь, в области среднего профессионального образования внедрение таких новаций требует осторожности и продуманности, поскольку усвоение знаний и преподавание дисциплин с использованием инновационных технологий, имеют свою специфику, свои психологические условия.
Доклад закончен. Благодарю за внимание.
13PAGE 15


13PAGE 14515




15