Модель выпускника начальной школы






Модель выпускника начальной школы
УМК «Перспективная начальная школа»


Сафина С.Н.
г. Чистополь МОУ «Гимназия №1»

































Проект «Перспективная начальная школа» результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГПУ, а также ряда сотрудников РАО, разделяющих концептуальные основы «Перспективной начальной школы». Предпосылками для ее создания стали: основные положения Л.В. Выготского, научные идеи развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование» (МО РФ, 2004).
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Определение главных целей образования всего периода обучения в общеобразовательной школе дает возможность конкретизировать эти цели на каждой ступени образования начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.
Наверняка многие родители первоклассников, приводя своих чад в школу, мечтают о том, что здесь ребёнку не только дадут все необходимые знания, но и вырастят из него полноценную личность, способную ориентироваться во всём многообразии нескончаемых потоков информации, обрушивающихся на современного человека, личность целеустремлённую и с высоким уровнем интеллекта. С другой стороны, учителя начальной школы также желают проявить свой педагогический талант и раскрыть в любом ребёнке все способности, заложенные в нём природой. Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является и подход (или метод) обучения, применяемый педагогическим коллективом начальной школы.
В начале 90-х годов, когда государство переживало структурную ломку, в российском образовании наступил период хаоса - отсутствие какой-либо чётко структурированной системы образования приводило к тому, что каждый педагог учил, что называется, как хотел, результатом чего стало появление огромного количества учебников, разработанных по разным системам образования, порой противоречащим друг другу. Но всё же к концу 90-х годов в отечественном образовании начинает вырисовываться более-менее стройная система. В настоящее время в начальном школьном образовании существуют 3 типа обучения: традиционный (модернизированная советская система) и прогрессивные системы общего развития школьника Л. Занкова и Д. Эльконина - В. Давыдова.
Кроме того, в каждом из этих видов обучения присутствует свой универсальный методический комплект (УМК) это своего рода сборник методической и учебной литературы, по которой происходит процесс обучения.
В последнее время большое распространение получает УМК «Перспективная начальная школа», которая была создана на основе научных идей развивающего обучения Л.В. Занкова и Д. Эльконина В. Давыдова.
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Основной задачей данного комплекта является развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование желания и умения учиться, кроме того в ней заложены воспитание нравственных и эстетических чувств ребёнка, его эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
Так в чём же главные особенности «Перспективной начальной школы»? Отныне приоритетом в начальной школе становится формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приёмов работы с информацией независимо от конкретного содержания того или другого учебного предмета.
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют .младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения,
Содержательные линии индивидуального развития;
формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности;
воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять к доказывать собственное мнение;
воспитание физической культуры младшего школьника: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности;
формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса: эстетической способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства;
социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами к их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.
В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник, получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Это, прежде всего, первоначальное умение поиска необходимой информации в словарях, справочниках. Система взаимных перекрёстных ссылок между учебниками, каждый из которых имеет специфичный для, своей образовательной области словари; даёт каждому школьнику возможность в процессе обучения в начальной школе приобрести навыки работы со всеми видами словарей.
Кроме того, УМК «Перспективная начальная школа» формирует умение поиска, передачи и хранения информации. В учебниках комплекта присутствуют ссылки на интернет-сайты, специально разработанные для работы с младшими школьниками, таким образом, комплект подразумевает создание условий использования компьютера в школе и их перспективное развитие.
Организация обучения рассчитана через систему заданий в учебнике. Интересны главные действующие лица, с помощью которых школьник получает знания это разновозрастные брат и сестра (Миша и Маша), а также многочисленные второстепенные персонажи, периодически возникающие на страницах учебника. Психологические характеристики всех героев настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться с ними (а значит, и получать знания). В оформлении учебников применён принцип разноцветных (разнотематических) страниц, книги и тетради снабжены яркими иллюстрациями, не позволяющими учащемуся отвлекаться на посторонние занятия. Кроме того, в комплект входят методические пособия для учителя на бумажных носителях и компакт дисках.
Комплект «Перспективная начальная школа» в российских образовательных учреждениях в рамках эксперимента используется уже с 2000 года. Главный причиной, по которой мы решили один из первых классов обучать с помощью УМК «Перспективная начальная школа», явилось то, что он подготовлен с учётом всех требований к ребёнку XXI века. Здесь применён очень интересный подход к подаче материала, более интересны для младшего школьника раскрыты темы занятий. Очень много креативного материала, подталкивающего детей к творчеству.
Опыт решения педагогических задач с помощью УМК «Перспективная начальная школа» должен позволить школьнику перейти в среднюю школу с большим багажом всех необходимых знаний для дальнейшего обучения. Также исключительно важно, что в данном комплекте ставятся задачи раскрытия способностей человека, удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей, гармонизации отношений личности общества, окружающей среды, а также формирования у обучающихся эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления.
Исходя из этого можно сформулировать модель выпускника начальной школы:
Готовность брать на себя ответственность, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, критиковать и не обижаться на критику;
Умение работать в группах, в коллективе в целом;
Индивидуальное продвижение;
Осознание ценности этических норм и их необходимости;
Понимать смысл и красоту произведений художественной культуры;
Умение работать с компьютером, выходить в Интернет;
Креативность мышления;
Навыки работы со всеми видами словарей;
Милосердие, сопереживание;
Осознание ценности здорового образа жизни;
Умение общаться в обществе и семье;
Уважение у чужому мнению;
Адаптированность к обучению в среднем звене;
Таким образом, выпускник – это полноценная личность, способная ориентироваться во всем многообразии нескончаемых потоков информации, обрушившихся на современного человека.


15