«Традиционные и инновационные методы обучения в дополнительном образовании»


Доклад Зубко Н.Н.
«Традиционные и инновационные методы обучения в дополнительном образовании»
(26.03.2015 год)
Существование традиций не возможно без внедрения инноваций. Чтобы это доказать, нужно всего лишь вспомнить поговорку «Все новое - это хорошо забытое старое». А если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что все старое, когда-то было новым и те методы, формы и подходы к образованию, которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными. Отсюда можно сделать вывод о том, что не стремясь внедрять инновации мы не получим традиций, которые будут олицетворением всего самого лучшего, что накоплено в системе дополнительного образования за многие годы. В условиях быстро меняющегося мира и формирования нового стиля жизни образовательная система нашего государства должна адекватно реагировать на запросы общества и экономики, внедряя инновации и сохраняя все то ценное, что было наработано не одним поколением ученых и педагогов. Инновационная работа в дополнительном образовании, где реализуются образовательные программы, позволяющие развиться творческому потенциалу ребенка, является основополагающей. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под педагогическими инновациями следует подразумевать целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр.). Соответственно развитие инновационных процессов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.
В нашем образовательном учреждении инновации внедряются непосредственно в организацию учебного процесса, в программы и методики. Изменения коснулись непосредственно педагогической деятельности и оценки качества образования. Отсюда – очередной этап поиска перспективных направлений развития образования. В 2014-2015 учебном году мы апробируем новое актуальное техническое направление «Робототехника». Для этого летом была разработана программа кружка «Робототехника», рассчитанная на два года обучения, подготавливались для внедрения методическая и ресурсная базы, позволившие уже в октябре 2014 года на Республиканских соревнованиях в Актобе достойно представить по этому направлению школу, город, область. Специалисты, обладающие знаниями в области инженерной робототехники, в настоящее время достаточно востребованы. Благодаря этому вопрос внедрения робототехники в дополнительное образование достаточно актуальный, но очень затратный, поэтому не все организации дополнительного образования могут себе это позволить. Однако, мы уверены, что все присутствующие в этом зале ощущают необходимость в продвижении наряду с традиционными, прочно вошедшими в систему дополнительного образования направлениями кружковой деятельности и новых, актуальных, способных привлечь большое количество заинтересованных в этом ребят.
Современная система дополнительного образования должна стать передовой площадкой и в части использования инновационных методов. На наш взгляд, Инновационные методы - методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании, направленные на развитие творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности обучающихся). Одной из проблем внедрения инновационных методов в дополнительном образовании является, на наш взгляд, консерватизм некоторых педагогов, убежденных в том, что традиционные методы оставляют при обучении больше времени на практику, на отработку до автоматизма некоторых умений и навыков. Часть же педагогов считает, что инновации - это прерогатива общеобразовательных школ, где научно-исследовательская деятельность учителей поставлена на порядок выше. Безусловно, нововведения в системе дополнительного образовании - это веление времени. Главным критерием ценности инновации является ее способность устранить дефект. Если инновация служит целям "украсить", "пустить пыль", "утвердиться", она никому не нужна, а ее внедрение лишь приводит к неоправданным затратам сил, времени и денег. Показателем качества работы педагогов нашей школы как с использованием традиционных, так и инновационных технологий является достаточно устойчивый результат по итогам соревнований, слетов, выставок городского, областного, Республиканского, международного уровней. Так за 2013-2014 год результаты стали следующими:
Международные конкурсы Республиканские конкурсы Областные конкурсы Город
ские конкурсы Итого Всего мест
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 3 2 2 1 3 3 23 11 12 1 1 2 28 17 19 64
Внедрение инновационных методов в образовательный процесс нашей школы показывает, что ребят привлекает все, что способно стимулировать их познавательную активность, не несет за собой рутинности, позволяет проявляться интеллекту обучающихся, их интересам, кругозору. На занятиях, где применяются инновационные методы, можно наблюдать стабильную активность обучающихся, особую атмосферу успеха, способствующую лучшему усвоению знаний и умений, ребята начинают мыслить креативно, нестандартно, что позитивно сказывается на освоении образовательных программ. И это не случайно, ведь инновационные методы, или как их еще называютактивные,предполагают:
Формирование активности как личностного качества обучающихся;
Активизацию самого процесса обучения с целью повышения его эффективности и достижения значимых образовательных результатов.
В своей работе мы отдаем предпочтение следующим активным методам:
- метод рецензий – это анализ учеником содержания креативного продукта своего товарища, столкновение разных перцептивных гипотез и возможность их понимания и принятия. Более того, и сама рецензия является креативным продуктом, который может оценивать уже сам учитель;
- исследовательский метод – это метод обучения, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. При реализации исследовательского метода у обучающихся формируются такие элементы творческой деятельности, как: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; выявление новой функции и структуры объекта; самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового; альтернативный подход к поиску решения проблемы.- частично - поисковыйметод: метод, при котором педагог выдвигает проблему, ставит задачу и организует участие обучающихся в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы (задачи) получил название частично-поискового или эвристического. Решение обучающимися отдельных вопросов общей проблемы требует от них проявления элементов творческой деятельности, хотя целостное решение проблемы еще отсутствует. Пользуясь этим методом, педагог применяет отдельные средства, как и при других методах: устное и печатное слово, таблицы, картины, демонстрация и иллюстрации и т. д., но способом, характерным для этого метода. Обучающийся воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, анализирует наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия. Но при этом его деятельность не предполагает планирования этапов исследования (решения), соотнесения этапов между собой. Все это делает педагог.
- проблемный метод - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  является для ребенка интеллектуальным затруднением.  Он не может найти  объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути. Очень верным,  и уместным здесь будет высказывание Ф.М. Достоевского «Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжатые в детстве  собственным усилием (а если хотите, так и                страданием), проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…».   
- метод проектного обучения - метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, любой обучающийся оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. Проект – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
Проект позволяет педагогу и кружковцу работать как партнеры.
 Таким образом, метод проектов значим для нашей школы тем, что дает возможность:
1)     сделать обучение значимой деятельностью для каждого ученика, ведь ученик в данном случае не только обучаемый, но и искатель, практик, экспериментатор, он не пассивен, он активно участвует в получении, накоплении и применении знаний;
2)     интегрировать знания учащегося по различным дисциплинам и показать их взаимосвязь;
3)     развивать творческие задатки каждого ученика, поскольку ученик сам выбирает формы и методы исследования и фиксирования результатов;
4)     развивать у учащегося критическое мышление, навыки поиска ответов на вопросы и принятия решений;
5)     реализовать потребности каждого ученика в самовыражении и самореализации, а так же потребность в общении;
6)     дифференцировать процесс обучения, поскольку каждый ученик может выбрать в проекте тот уровень и тот вид деятельности, который ему более по душе или лучше получается;
7)     реализовать идеи компетентностно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения.
 Проектная деятельность требует продуманного подхода: тщательно разработать план проекта, критерии оценивания деятельности кружковца и готового продукта, подобрать методический материал в помощь обучающемуся, проработать варианты устранения возможных затруднений, спланировать формы промежуточного оценивания и самооценивания обучающегося и многое другое.
Конечно, проектная методика не панацея на все случаи жизни, и она далеко не нова, но все же нам, педагогам, стоит открыть эту методику для себя и взять ее на вооружение.
Какие бы методы в комплексе не выбирал педагог, главное, чтобы они применялись системно и были направлены на развитие личности ребенка.