Олимпиада по истории10-11кл. муниципальный уровень

Олимпиадные задания по курсу история для 10-11 классов
(школьный тур олимпиады 2016-2017 учебный год)



Задание на грамотность написания исторических терминов
1. Историк должен грамотно писать, исторические понятия и термины, географические названия. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин.

1. Хрстматия;
2. Цлбат;
3. Дльмны;
4. встралптек;
5. Ммральный;


Документ с внешней и внутренней политикой

2.«Крестоцеловальная запись», в которой было дано обещание: «Всякого человека, не судя истинным судом с бояры своими, смерти не предати», связана с именем:
Бориса Годунова
Михаила Романова
Василия Шуйского
Ивана IV


3. Петру I принадлежит признание: «Сей государь есть мой предшественник и образец; я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел ещё в том столь далеко, как он».
О ком идёт речь? Своё мнение кратко аргументируйте.


4. О каких российских монархах это сказано?
А) « Он вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины».
Б) «.. Был скромен в быту, бережлив, любил простые русские кушания (щи, кашу, кисель). Во внешней политике... руководствовался миротворческой идеей, ибо считал, что «силою войной нельзя утверждать прочных и продолжительных союзов». Им была уничтожена подушная подать, замененная разными сборами, падавшими в основном на богатые слои населения».
В) Он « поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок». «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца... Его внушительная и величественная красота, величавая осанка, строгая правильность олимпийского профиля, властный взгляд, все дышало неземным божеством, всемогущим повелителем... Никогда этот человек не испытал тени сомнения в своей власти или в законности ее».
Г) «Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры, но не хотел марать рук в черной работе её посева на русской почве».

А)___________________________________________________________
Б)____________________________________________________________
В)___________________________________________________________
Г)____________________________________________________________


Определение названия исторического источника
Определите источник, из которого взят данный фрагмент: « А если только жена наставления не слушает, и не внимает и не боится, и не делает того, как муж учит, то плетью постегать, по вине смотря, а побить не перед людьми, а наедине: поучить да примолвить и пожаловать и никак не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену»:
Судебник 1497 г.
«Великие Четьи - Минеи»
«Домострой»
«Юности честное зерцало»


6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов, сочетаний, цифр и дат из предложенного ниже списка. Слова и сочетания даны в списке в единственном числе. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!!!

Реформы ___ коснулись, прежде всего, управления и суда. В 1549 г. был созван первый __ – собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей (на некоторых соборах – и от черносошных крестьян). Выполняя его решения, правительство в 1550 г. приняло ___. По нему была ограничена власть ____и ___– их деятельность контролировалась центральной властью и представителями местного населения – «лучшими людьми» (выборными из посадских и черносошных крестьян).
Складывается система органов центральной исполнительной власти -___, которые поначалу называли «избами». В них служили бояре, дьяки, подьячие – складывался профессиональный аппарат центральной власти. Разрядный приказ ведал дворянским войском, _____ - отношениями с иностранными государствами, ___ осуществлял суд над грабителями, ворами, убийцами.
Было создано постоянное ____войско. Оно было вооружено не только холодным оружием, как дворянское ополчение, но и огнестрельными пищалями. В мирное время для улучшения своей жизни им разрешалось заниматься ____ и вести ____.
Было ограничено ___: запрещены споры между воеводами во время походов, все они подчинялись первому воеводе большого полка, т.е. главнокомандующему.
В 1551 г. под руководством митрополита Макария и при участии Ивана IV состоялся церковный собор, вошедший в историю как ____, Он укреплял дисциплину духовенства, сводил к единообразию обряды, правила иконописания и строительства храмов.

1.Посольский, 2.Избранная рада, 3. передвижение, 4.приказ, 5.наместник, 6.стрелецкое, 7.Макарий, 8.Земский собор, 9. Соборное уложение, 10.ремесло, 11.Стоглав, 12. рекрутское, 13.волостель, 14.Разбойный, 15.местничество. 16.Судебник, 17.земство, 18. окольничий 19.коллегия 20. мелкая торговля 21.Сильвестр


Диаграмма. Графики


Ознакомьтесь с графиком, отражающим процесс изменения доли грамотных мужчин среди мужского населения России. Выполните задания.
(Сумма – до 10 баллов. До 4 баллов за правильный ответ на вопрос 1, до 2 баллов за каждый правильный термин, )

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
1) Укажите период, когда сокращение числа неграмотных среди мужчин шло наиболее высокими темпами. Объясните, с чем это было связано. Приведите не менее трех терминов, относящихся к характеристике места этого периода в распространении грамотности среди населения.
2) Какие (-ой) из приведенных ниже выводов можно сделать на основе анализа таблицы? Выпишите буквы, обозначающие такие утверждения.
А. Россия до Октябрьской революции 1917 г. было страной сплошной неграмотности.
Б. Борьба с неграмотностью в послереволюционный период осуществлялась принудительными мерами, вопреки желанию населения страны.
В. Наша страна накануне Великой Отечественной войны достигла больших успехов в борьбе с неграмотностью.



«Лингвистический конструктор»

8. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.
1. Русь, установленный, дань, княжение, Киевская, размер, времен, Ольга.
2. Глава, управление, Древний, выборный, в, городской, Новгород.
3. Высокий, хан, в, ордынский, покоренные, ранг, земли, представитель, чиновник.





9. Расположите в хронологической последовательности.
А. «Народная воля».
Б. «Союз Михаила Архангела».
В. «Северный союз русский рабочих».
Г. «Союз освобождения».
Д. Группа «Освобождение труда».
Е. «Союз благоденствия».









Соответствие событий, дат, персоналий


10. Установите соответствие между фамилиями выдающихся деятелей культуры и сферами их творческой деятельности.

1) Владимир Немирович-Данченко А) театр
2) Исаак Дунаевский Б) балет
3) Вера Мухина В) кинематограф
4) Вера Холодная Г) скульптура
Д) музыка
1) __; 2) __; 3) __; 4) __.


Познавательные задачи

11. Представьте себе такую ситуацию. На ярмарке в Нижнем Новгороде в 1863 г. встречаются два помещика. Один рассказывает о том, что размеры земельных наделов, которыми его бывшие крепостные крестьяне владели до 19 февраля 1861 г., превышали высший размер земельного надела, установленный «Положением о поземельном устройстве крестьян». Этот помещик сохранил за собой больше половины всей земли и при этом отрезал излишек в свое непосредственное распоряжение. «А в нашей местности порядок не такой, – отвечает другой помещик. – Мои бывшие крепостные тоже получили надельной земли больше, чем до реформы. И у меня осталось больше половины всей земли, но отрезать излишки в свою пользу мне не удалось». «И все по закону!» – вздохнул первый помещик. Почему первый помещик имел, согласно условиям крестьянской реформы 1861 г., на «отрезки», а второй помещик – не имел?.
.
.

Использование государственной символики

12. Назовите элементы герба России, которые появились в следующие эпохи истории Отечества:
Великое княжество Московское.
Московское царство;
Российская империя







Вариант с ответами для проверки.

Пожелания для организаторов олимпиады по истории.
Работу выполняют учащиеся 10-11 -х классов. На выполнение работы отводится 45 минут.
Вариант работы - один для всех участников, следовательно, необходимо предусмотреть посадку учащихся во время проведения олимпиады по одному за парту
Участие детей в школьной олимпиаде проводится по желанию.

Критерии оценивания :
Максимум баллов за выполненные все задания олимпиады-53.
1 место - от 45 баллов и выше.
2 место - от 38 баллов до 44 балла.
3 место - от 30 баллов до 37 баллов.






Ответы:
1. По одному баллу за верное написание и объяснение термина- 10баллов
1) Хрестоматия - учебное пособие, сборник избранных текстов;
2) Целибат – обязательное безбрачие католического духовенства;
3) Дольмены – сооружения в виде огромных каменных плит и глыб;
4) Австралопитек – ископаемая человекообразная обезьяна.
5) Мемориальный – служащий для увековечения памяти о ком-либо или о чем-либо.

2. 1 балл ----ответ 3

3. Иван IV. «Сей государь есть мой предшественник и образец; (что делалось по «образцу»?) я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел ещё в том столь далеко, как он».-2 балла

4. 4 балла
А) Алексей Михайлович
Б) Александр III
В) Николай I
Г) Алексей Михайлович

5. 1 балл ---------ответ 3

6. 13 баллов Ответ: 2;8;16;5;13;4;1;14;6;10;20;15;11.




7. (Сумма – до 10 баллов. 1 балл за правильный ответ на вопрос 1, по 1 баллу за каждый правильный термин; 1 балл за ответ на 2 вопрос)


Ответ:
1) 1920 – 1939 гг., что было связано с процессом «культурной революции» и борьбой с неграмотностью. Могут быть приведены термины: культурная революция, борьба с неграмотностью, ликбез, трудовая школа, рабфак и др.
2) В.

8. 3 балла Ответ:
1. Урок – в Киевской Руси со времен княжения Ольги установленный размер дани.
2. Посадник - выборный глава городского управления в Древнем Новгороде.
3. Баскак - ордынский чиновник высокого ранга, представитель хана в покоренных землях.

9.2 балла Ответ: Е, В, А, Д, Г, Б

10. 2 балла Ответ: 1) А; 2) Д; 3) Г; 4) В.

11.2 балла Ответ: Первый помещик имел земли в нечерноземной или черноземной полосе, а второй помещик – в степной полосе


12. 3 балла Ответ:
Великое княжество Московское – изображения Георгия Победоносца;
Московское царство – двуглавый орел, скипетр и держава;
Российская империя – императорская корона.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



1 – 1850 г.
2 – 1889 г.
3 – 1913 г.
4 – 1920 г.
5 – 1939 г.
6 – 1959 г.



Объект 1Root Entry