Урок-сочинение с флипчартами по русскому языку (4 класс)


Русский язык.
Тема: Сочинение « Танцующие берёзы» 2 часа.
4 класс.
Составили: Буханова А.Г.- учитель нач. кл Старкова И.П. –учитель нач.кл ГУ «Средняя школа №6»
г.Лисаковск 2013г.
Тема: Сочинение – описание пейзажа « Танцующие березы»
Цель: развитие умения писать сочинение-описание.
Задачи:
Образовательные: учить описывать картину; формировать умение строить текст в художественном стиле, определять основную мысль сочинения; путем речевой подготовки предупреждать недочеты грамматические ошибки в сочинениях учащихся;
Развивающие: развить способность точного употребления слов в устной и письменной речи и умение правильно оформлять письменно свои мысли ;Воспитательные: воспитать любовь к природе и чувство патриотизма к родному краю, бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: флипчарты, видео и аудиозаписи, фотографии, легенда, толковый и орфографический словари, раздаточный материал к уроку, открытки.
Ход урока.
1 Организационный момент. ( коллаборативная среда)
          Учитель раздаёт детям разрезанные на две части открытки с изображением весенней, летней, осенней и зимней берёзы. Учащиеся находят свою пару, составляя из частей открытки. Дети работают в образовавшихся парах в течение урока.
2. Сообщение темы и целей урока.
Работа с флипчартом . Страница2 « Волшебная лупа».
-Ребята, с помощью инструмента « Волшебная лупа» определите тему урока.
-Что вы видите под лупой?
Работа с флипчартом. Страница3.
-Правильно, берёза.
- Стоит красавица на поляне в белом сарафане, в зеленом полушалке.
- Определите цели урока.(мы будем учиться составлять описание берёзы в художественном стиле.)
3. Подготовка к восприятию материала.
Вступительное слово учителя.
Ребята, как вы догадались, что это берёза? Разве у берёзы есть белый сарафан?
( Ствол берёзы сравнивается с белым сарафаном).
    С чем сравнивается листва берёзы? (С зелёным полушалком).
    Как называют берёзу в двустишье ? (Красавицей).
О берёзе говорят, как о живом человеке, о красивой девушке.
4. Повторение стилей речи.
-Какие стили речи вы ещё знаете?
-Что характерно для разговорного стиля речи?
-Что вы знаете о научном стиле?
-Каковы особенности художественного стиля речи?
      Учащиеся работают в парах, вспоминают особенности разных стилей речи, оформляют  записи на листах и по очереди рассказывают о стилях речи.
Работа с флипчартом. Страница 4. «Возьми и тяни»
                                             
                                                    Стили речи.
        
      Стили речи    Какие слова
   используются             Где
употребляются             Цель
     Разговорный   Простые,
  разговорные
  слова. В беседах,
в разговорах сознакомыми людьми,
в письмах.        Общение
     Научный   Научные слова,
   термины. В учебниках,
в лекциях,
научных трудах.        Сообщение
 Художественный Эпитеты, сравнения. В художественных
произведениях. Воздействие начувства читателя,
слушателя.
                                                                                                                                                   
5. Новая тема.
Работа с флипчартом. Страница 5. «Видео-ролик « Белая береза» Есенин»
-Какие слова - эпитеты, сравнения - использует Сергей Есенин, чтобы показать чудную красоту зимнего дерева?
Да, ребята, действительно, во все времена года хороша, красива русская береза. И вы очень умело отразили это в своих рисунках. Неспроста ее любит русский народ. Береза - символ России. Поэты и писатели, художники и музыканты посвятили ей свои произведения.
Давайте попробуем придумать слова, которые более всего подходят к березе. Какая она?
-А какие из этих слов подходят к характеристике человека?(Почти все!)
-Какой можно сделать вывод? ( березе человек придает свои человеческие качества, наделяет ее характером, делает ее как бы одушевленной, нежной и доброй).
Работа с флипчартом. Страница6. « Бездонный сундучок»
-Ребята, подумайте, а как назвать лесочек, где растут в основном березы?(Роща)
Но березы прекрасны не только в России. Но и в Казахстане. Есть места, которые заслуживают восхищения.
Работа с флипчартом. Страница 7. « аудиозапись Осенний этюд
и презентация Боровое».
Осенний этюд.
У подножья «Ежа», у подножья «Кокше»,
На « Абылая» прекрасной поляне
Вновь я вижу- осинка с березкой уже
Свой убор на осенний наряд поменяли!
Расцвела-расцвела осень в красках уже!
Неба синь дышит лёгкой прохладой!
Сколько красок! И снова легко на душе!
Так прекрасно! Ну что ещё надо?!
Для здорового отдыха и для души
Уголок Бурабай предназначен.
Посмотрите, как белки на соснах в тиши
Свой запас для зимы где-то прячут!
И прислушайтесь лучше, как птиц голоса
С новым текстом вдруг песни запели!
В новых красках вокруг вижу я чудеса.
Все готовится к зимней метели!
В бальный танец в «Танцующей роще» опять
Вас березоньки вновь приглашают!
Потанцуйте! Ну что с них – ни дать и ни взять!
Они взор наш собой украшают!
И на каменный брег тихо плещет волна,
Переливом на солнце играя!
От души я любуюсь тобою, Страна!
На земле не найти лучше края!
Осень, снежную чуя метель,
Лето ласково так усыпляет!
И в чудесных узорах цветную постель
С материнским теплом застилает!
Добрым словом упоминают березу даже в сказках и легендах.
Работа с флипчартом. Страница 8 «Звуки леса и фото рощи»
Уникальная березовая роща, остатки которой еще сохранились на северном берегу Боровского озера (Аулиеколь). Березы искривлялись от самой земли...Почернелые, в уродливых наростах, они нелепо изгибали стволы из стороны в сторону, то низко кланяясь, то извиваясь изломанной спиралью, коряво виляя, ползли вверх в небо, точно пьяные сгорбленные змеи, зачарованные навек какою-то дикой музыкой. А наверху распускали зеленые плакучие кроны, но никто их не замечал, завораживали извивы древесных стволов.
Здесь люди купались, загорали, отдыхали на траве в прохладной зеленой роще, они следили глазами извивы старых деревьев и воображали, что березы танцуют. Люди здесь были всегда веселые. Это настраивало всю округу на легкий праздничный лад, и вовсе не удивительно, что в общем веселье березы не удержались и пустились в пляс. Вот, поэтому и назвали рощу "танцующим лесом".
Работа с флипчартом. Страница9 -10« аудиозапись легенды Танцующие берёзы, танец», « видео-ролик Березовая роща и мелодия»
А вот одна из легенд, сложенной об этой уникальной роще:Молодежь аулов, расположенных вокруг Бурабая, похоже была сплошь из любителей искусства. Они собирались на лужайке между лесом и восточной частью Аулиеколя и проводили игры, пели песни, устраивали танцы. Об играх и веселье молодежи узнает хан. Ему захотелось увидеть все это своими глазами. Однако хан не может выехать туда в сопровождении многочисленных нукеров (воинов), чтобы посмотреть игры. Пойти туда можно тайно, без шума иначе молодежь будет неискренней, и игры будут без обычной естественности и простоты.Как обычно, молодежь собралась на игры. Хан, переодевшись в простого жигита в сопровождении одного из нукеров, тоже пришел на игрища и стал одним из многих, кто хотел посмотреть на веселье молодежи. Никто не узнал в скромном жигите всесильного хана. Одни игры сменяли другие и веселье разгорелось вовсю.
Пришла очередь показывать искусство танцев. На середину лужайки вышли девушки, как березки белые в свете полной луны, и устремились в хоровод. Развевающиеся белые платья, колыхающиеся на головах перья филинов, мельканье ног, вихрь кружения слились в прекрасное зрелище. Увлекшись искусством, хан, помимо воли, воскликнул:- О, прекрасные феи, будьте счастливы, живите долго!Заметив хана, кто-то воскликнул:- О, всесильный хан!Тут и все собравшиеся бросились ниц с причитаниями:- О, всесильный хан!Танцующие девушки засуетились, не зная, куда деваться, где спрятаться. Они замерли в танце, да так и остались стоять, превратившись в молодых березок.
Страница 10.
Сегодня все, приезжающие в Бурабай, не уезжают, не посмотрев на "танцующие березки". Они действительно похожи на красивых стройных девушек, кружащихся в вихре веселого и стремительного танца.Но редко кто задавался вопросом, по какой же причине начался этот странный в природе танец, почему они так отличаются от своих белоствольных родных сестер, которые растут в густом лесу. Все дело в сильном ветре, который со свистом гнул молодые деревца и обильных сугробах, под тяжестью которых деревца изгибались и перезимовывали, спасаясь от сильных морозов, а после таяния снега, снова выпрямлялись и росли вверх...
Физкультминутка.  Работа с флипчартом. Страница11 « для глаз»
7. Повторение структуры текста-описания.
       
        Вот такие удивительные деревья нам предстоит сегодня описывать. Давайте вспомним структуру текста-описания по картине.
Прежде чем приступить к письменному описанию картины, выполните следующие упражнения:
Работа с флипчартом. Страница 12. « Прожектор»
-Назвать структуру текста- описания.
Работа с флипчартом. Страница 13 « Волшебное перо».
Дописывают недостающие части структуры текста описания.
Работа с флипчартом. Страница 14. « Шторка»
Повторить памятку по составлению текста –описания.
Рассмотрите внимательно картину, определите тему картины.
Назовите признаки предметов, изображенных на картине( цвет, форма, объем, размер). Составьте с ними словосочетания, предложения, а затем объедините эти предложения в связной текст.
Опишите предметы, которые вы видите: на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
Составьте план описания картины.
 Работа с флипчартом. Страница 15 « Контейнер».
Подобрать эпитеты к танцующим березам.
Ребята, постарайтесь описать берёзы красочно, образно, ярко, выразительно, так, чтобы все увидели красоту ваших берёзок.
Работа с флипчартом. Страница 16 « Волшебный паровозик»
Составление плана сочинения.
Уточним тему сочинения-описания.
       Какова основная мысль сочинения? (Прекрасны танцующие березы).
       
                                                                  План
I. Вступление. Березовая роща.
II. Описание берёз
               1) стволы берёз;
            2) кора берёз;
            3) ветки;
            4) листья;
               
                                    III. Заключение. Как прекрасны танцующие березы!
Работа в парах по заполнению карточек.
План Материал  к сочинению      Дополнения
I.Вступление.    
II.Описание берёз:
   1)  стволы;      2)  кора;    
   3) ветки;      4) листья; III.Заключение. 8. Лексико –орфографическая работа.
Работа с флипчартом. Страница 17 « Волшебное перо»
Вставьте пропущенные буквы в слова
Дер..во, роща, б..рёзы, и т.д.
Работа с флипчартом. Страница 18 « Шторка»
Работа в парах со словарями.
Нарост
Спираль
Извивы
Работа с флипчартом. Страница19 « Волшебные чернила»
Восстановить слова в тексте.
Работа с флипчартом. Страница 20 « Танцующие березы»
-Что вы видите на картине?
-Что изображено в центре картины?
-Что вы видите на заднем плане картины?
-На каком фоне изображены березы?
-Какое время года изображено на картине?
- Почему дали такое название картине?
-Нравиться ли вам картина? Почему?
9. Составление устного сочинения.
 Давайте оценим сочинения-описания ребят.
Чьё сочинение вам понравилось больше и почему?
При ответе пользуйтесь памяткой.
                                          Памятка
  Чьё  сочинение- описание вам понравилось больше и почему?
Раскрыта ли тема сочинения-описания?
Удалось ли передать основную мысль сочинения-описания?
Соответствует ли описание плану, последовательно ли оно составлено?
Какие недочёты вы заметили в описании?
10. Письменное сочинение «Описание берёзы».
Учащиеся пишут черновой вариант
                                                                                                                                              сочинения, используя план и материалы к сочинению.
Письменные сочинения обсуждаются и после редактирования пишется чистовой вариант сочинения).
11. Итог урока.
12. Рефлексия. В паре нарисовать березовый листок настроения.