Праздник в музее на тему Как жили наши предки



Праздник в музее. « Путешествие в старину»
Цели мероприятия: формирование у воспитанников основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного края, малой Родине, его культурным ценностям.
Праздник проходит в школьном музее на фоне русской печи и крестьянской утвари, предметов быта, которые используются во время праздника.
Ведущие одеты в русские народные костюмы.
(Заранее, дети с родителями готовят: пироги, блины, кашу, чай. Самовар, чайные чашки для чаепития)Ведущий Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, гости желанные! Рады видеть вас в своём хранилище старины – нашем музее.
Сегодня я хозяйка и мои помощницы отправимся в путешествие в старину, где узнаем много интересного о жизни наших предков и в этом нам, помогут экспонаты музея. И так начинаем.
Представьте себе. Что вы находитесь в крестьянской избе.
Ведущий. Наиболее типичный дом для России - это дом, состоящий из тёплого, отапливаемого помещения и сеней. Сени использовались для хозяйственных нужд и тамбуром между холодом улицы и теплом избы.
Основное пространство избы занимала печь, которая располагалась у входа справа или слева от двери. Она согревала жильё, в ней пекли хлеб. Варили пищу, спали, сушили вещи. Иногда мылись.
На печи стояли чугунки. А рядом ухват.
Ведущий. Стол стоял в углу, в будни он был без скатерти, а в праздники стол выдвигали на середину, накрывали скатертью.
А стене были полки с нехитрой посудой: кувшины, чугунки, чашки для еды, деревянные ложки. Вдоль стены стояли лавки.
Ведущий Крестьяне были верующими, поэтому в каждом доме был красный угол с иконами, украшенными вышитыми полотенцами, искусственными цветами. Угол с божницей считался передним, пространство около двери и печи – печной угол, середина избы - рабочим местом.
Изба была 20-25 кв.м, в ней располагалась семья из 7-8 человек. Каждый знал своё место. В 17-18 веках старые люди на полу возле печи или на печи, дети и холостая молодёжь под полатями или на полатях.
Позже, уже в 19 веке, появились кровати. Они покрывались небогатыми одеялами, а над кроватью вешали люльку для ребёнка.
Ведущий. Интерьер жилых помещений менялся.. В конце 19 века появились перегородки, отделявшие печь, спальные комнаты. Появились зеркала, стулья, фотографии в рамках.
Особое значение предавалось утвари, предметам быта. Вот посмотрите, очень важная дама во всех домах была прялка. На ней зимними вечерами женщины пряли шерсть, позже пух и вязали из спряденных ниток носки, варежки, платки. Сейчас такие пряхи сохранились у бабушек, да и то редко.
Ведущий. А вот посмотрите самовар. Этому самовару 250 лет. Он в 19 веке был во многих домах. Наш самовар тульской работы. Тула в 19 веке была центром производства самоваров. Они были разной формы и размеров.
Ведущий. А вот горшок крестьянский глиняный. В нём хранили молоко, сметану, квас. (берёт рубель) А это что за предмет, такой таинственный? Будет бельё, чистое ,яркое к празднику. Этот предмет сушит, гладит, рубелем называется.
Ведущий. Многие предметы утвари делали из дерева, вот например этот сундук.
Сундук. (Тюркское сандык)- контейнер для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён. В настоящее время распространён мало, сундуки в основном можно встретить только в музеях. Их изготавливали из мягких материалов типа кожи и ткани, но чаще всего из дерева, отделывая декоративными металлическими деталями. Для предотвращения кражи хранившихся в нём ценностей имел запорные устройства: в дорогих сундуках виде встроенного замка или секретного механизма, а в дешёвых в виде навесного замка, как наш. Сундук является прообразом шкафа. Поставленный вертикально, стал иметь две дверцы, ящики. Благодаря консервативной и практичной народной культуре сохранились до наших дней.
Ведущий. Коромысло ( коромысел) – приспособление для переноски вёдер, бадей, корзин. Его изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью, упругостью. В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. Наибольшее распространение получили гнутые коромысла. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Вёдра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.
Вёдра, надетые на него, кажутся женщинам более лёгкими. Вода остаётся чистой, так как в приподнятые над землёй вёдра не попадает пыль, головки цветов, семена трав. Зимой вёдра не задевают снежных сугробов.
О коромыслах с вёдрами составлено много пословиц и загадок.
«Два братца хотят подраться, да руки коротки», «Двое купаются, а третий на берегу валяется», «Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит», «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет», «Пыль столбом, дым коромыслом – не то от тоски, не то от пляски».
Ведущий. ( подходит к ступе) Ступа- крестьянская утварь для изготовления круп и размельчения льняного и конопляного семени. Ступа выдалбливалась из толстого ствола берёзы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а ёё внутреннее пространство было округлым. Кроме того, в русских деревнях ступа использовалась так же с магическими целями – считалось, что в ней можно истолочь болезнь. А в русском фольклоре этот предмет хозяйственной утвари выступает как атрибут Бабы Яги. Её полёт на ступе якобы сопровождается страшной бурей и мором скота.
Ведущий. Балалайка. Это музыкальный инструмент, изготовленный тоже из дерева.
Может казаться, что балалайка и русский мужичонка – понятия неразделимые. Но так ли это? Некоторые считают, что русская балалайка произошла от нерусской домры, изменив форму и название. Другие- что не только своим происхождением, но даже своим названием она обязана татарам. Впервые письменное упоминание о балалайке встречаются во времена Петра Первого. Так или иначе, балалайка распространялась среди крестьян и скоморохов, которые веселили народ. Церковь же видела во всех струнных инструментах бесовское. Дьявольское начало и предписывала изъять такие инструменты, как вредные и опасные Великий русский князь Алексей Михайлович издал указ – собрать и сжечь все инструменты.
Конец 19 века второе рождение балалайки. Русский дворянин Василий Андреев, знаток народных инструментов, путешествуя, услышал у своего дворового балалайку, научился играть на ней. Он решил усовершенствовать балалайку и вернуть её в народ. Это ему удалось. Она вновь вернулась в Россию и завоевала любовь.
Балалайка состоит из трёх главных частей: корпуса, грифа, головки, где расположены колки. Научиться играть на русской балалайке просто, для этого не обязательно знать нотную грамоту.
Ведущий . ( берёт в руки ложки) Ложки. Деревянные ложки- это отражение самобытности нашей русской культуры и наших традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков. Деревянные ложки не только красивы – это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды, пользовались деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.
Пища во сто крат вкуснее и ароматнее, если её есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время еды, то вы никогда не сможете обжечься пищей.
Но это ещё не все достоинства деревянных ложек. Их можно использовать, как превосходны музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. ( играют на ложках) Существует целая школа игры на деревянных ложках. Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется огромная самоотдача и талант. Некоторые виды деревянных ложек имеют очень нарядный вид. Их расписывают в ручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком.
Ведущий. Украшением любой избы были вышитые полотенца, рушники. Женщины и девушки специально вышивали для украшения икон, зеркал, а так же вытирания рук. Каждая девушка для своего приданного вышивала до 20 полотенец.
Ведущий. А сейчас мы расскажем, что ели наши предки.
Оказывается, раньше за столом садились строго по порядку. Во главе стола сидел хозяин, по правую руку от него сидел старший сын. А по левую- второй по старшинству, если таковой был. А дальше садились по старшинству, не придавая значения тому. Сын это или дочь.
Хозяйка находиться за столом не могла - она накрывала на стол и ухаживала за всеми.
Семья вставала очень рано, поэтому завтрак был в 5 часов утра. Пища отличалась, в зависимости от дня недели или времени года. В постные дни еда готовилась без мяса и молока, а в обычные дни молоко было главным блюдом стола. Перед тем. Как подать еду на стол, перед каждым членом семьи клали ложку и кусок хлеба.
Ведущий. ( в руках хлеб на рушнике) К хлебу всегда было уважительное отношение, но к первому караваю, испеченному из свежей муки, особенно благоговейное. Вся семья собиралась к трапезе. Резал каравай самый уважаемый человек в семье. Резал его стоя, тонкими ломтиками, не спеша, прижимая к груди.
Есть семьи, где и по сей день режут хлеб, только стоя, перед едой его целуют. Многие сметают крошки со стола и кладут в рот в знак уважения к нему. В старину существовало много примет, поверий, обрядов и обычаев, связанных с хлебом.
- Солнце закатилось – не начинай новой ковриги, а то хозяйство расстроится; а уж если начал в этот час резать хлеб, то горбушку не ешь, а после ужина опять приставь к начатой ковриге.
- Хлеб из рук выпадает - значит, гость торопится.
- Раздвоился вдруг хлеб в печи – к отлучке одного из членов семьи.
- Хлеб, испеченный в страстную пятницу, привязывали льняным шпагатом к притолоке – и этот «страстной» хлеб исправно не пускал в дом злых духов.
А сколько стихов,загадок, пословиц и поговорок у русского народа о хлебе и всем, что с ним связано!
Ведущий. Вот он, хлебушко – душистый,
Вот он - теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
«Хлеб наш насущный» - святые слова,
Так говорили и деды и прадеды.
Он в нашей жизни всему голова –
Сила великая хлебушку дадена.
Надо беречь хлеб – щедрость Земли,
Силу страны, дар великой природы
Ведущий ( корзина с овощами). В крестьянском хозяйстве был огород.
«Огород- для семьи подмога. Огород бабий доход, говорили в старину. А в огородах сажали капусту, репу, редьку. Лук. Бобы. Эти овощи воспевали в стихах и песнях, поговорках.
Матушка репка.
Уродилась крепка, ни густа, ни редка
До великого поста.
Уродилися бобы
Велики и круты
В поле густы,
На столе вкусны.
О луке говорили, Лук от семи недугов лечит, лук, да баня всё поправят.
Ведущий. Не менее важным блюдом была каша.. мы узнали, что каша была известна нашим предкам до появления хлеба. Каши варили на молоке, воде.
Сколько примет у русского народа связано с кашей. (Со словами «Милости просим к нам во двор со своим добром», женщина вынимает кашу из печи и перво-наперво осматривает горшок, в котором она варилась.) Нет большего несчастья для семьи, если каша вылезет из горшка или, того хуже, горшок окажется с трещиной. Тогда открывай ворота для грядущих бед. Но и это не все. Если каша получилась красная, хорошо разваренная — быть семье счастливой в новом году с хорошим урожаем. Бледный цвет каши — предвестник несчастий для семьи.
Густая каша семьи не разгонит.
Нет щей, так каши больше лей.
Кашу есть — зубов не надо.
Горе наше, что без масла каша.
Кашу маслом не испортишь.
Хороша кашка, да мала чашка.
Кашу ешь, а ножом не режь
Ведущий. Проведу-ка я для вас игру. Я буду называть продукты, на нужные продукты для приготовления каши вы будете говорить «Да», а на те, которые не идут для каши — «Нет».
Сорока - белобока
Задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла:
Парное молоко... (Да)
Куриное яйцо... (Нет)
Крупа манная... (Да)
Капуста кочанная... (Нет)
Соленый огурец... (Нет)
Мясной холодец... (Нет)
Сахар да соль... (Да)
Белую фасоль... (Нет)
Масло топленное... (Да)
Рыбка соленая... (Нет)
Лавровый лист... (Нет)
Китайский рис... (Да)
Чернослив и изюм... (Да)
Шоколадный лукум... (Нет)
Перец болгарский... (Нет)
Соус татарский... (Нет)
Клубничное варенье... (Да)
Бисквитное печенье... (Нет)
Молодцы, ребята!
Ведущий (берёт в руки большой, красивый пирог)
По праздникам на стол подавались пироги. Пироги пекли со сладкой начинкой, овощами и капустой. Интересен такой факт. На именины пекли пирог с изюмом. Глава семейства разламывал пирог над головой именинника на несколько частей. Имениннику желали, чтобы в его жизни было столько счастья, сколько изюминок упало на него. Пироги пекли и посылали с приглашением в гости. «Посылаем вам пирог, чтобы вы пришли к нам хлеб есть».
Ведущий Часто на Руси готовили блины. Они готовились на талой воде и при свете луны. Подавались на свадьбу, поминки. Готовились со сметаной, мёдом.
Блины связаны у нас с праздником Масленицей.
Ведущий . Вошла в избу девица, двери распахнула,
Это просто Масленица в гости заглянула!
Уж и тесто завели, печка жаром дышит.
Начинаем печь блины, пальчики оближешь
наши русские блины-просто объеденье
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
С пылу с жару, посмотри, вкусные блиночки.
Все, кто хочет, подходите, кушайте дружочки ( подаёт к столу блины)
Ведущий. Интересно было. А сейчас мы узнаем, кто из вас был самым внимательным во время путешествия. Я, загадаю вам загадки, а разгадать вам их помогут экспонаты нашего музея.
Ведущий загадывает загадки
1.Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? (Блины)
2.О чем эта загадка: «из-под липова куста, бьет метелица густа»? (Муку сеют.)
3.Продолжите поговорку «Хлеба ни куска, так и в доме …» (тоска)
4. В какой русской народной сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то пшеницу мять да таскать»? (Сивка-бурка)
5.Кто не велел в сказке садится на пенек и есть пирожок? (Маша)
6.О чем загадка?
Согнут в дугу –
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Серп)
7.И сияет, и блестит,
Никому оно ни льстит,
А любому правду скажет.
Всё, как есть, оно покажет. (Зеркало)
8.Дом- стеклянный пузырёк.
А живёт в нем огонёк.
Днём он спит, а как проснётся
Ярким пламенем зажжётся (Керосиновая лампа)
9. Верчусь, верчусь не потею
А толь всё больше толстею ( Веретено)
10. Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнают его в момент!
Самый русский инструмент. (Балалайка)
 
Ведущий. Вот и подошло к концу наше путешествие в русскую старину к живым истокам. Мы рассказали вам лишь немного об истории наших предков, надеюсь, мы вас заинтересовали, и вы сами продолжите изучать её.
А сейчас – «к чаю ароматному угощение знатное». Милости просим, к столу! ( угощение пирогами, блинами с чаем)
.
МОБУ «Черкасская СОШ», Саракташского района,
Оренбургской области.
Праздник в музее.
«Путешествие в старину»

Методическую разработку подготовила:
учитель истории,
руководитель школьного музея
Сушко Людмила Васильевна.