Методические рекомендации к выполнению исследовательских работ

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Самарской области
«Тольяттинский политехнический колледж»
(ГБПОУ СО «ТПК»)













МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению исследовательских работ
по дисциплине «Математика»
(первый курс)













Тольятти, 2015


Содержание
стр.
Введение.4

Основные этапы исследовательской работы...6
Содержание исследовательской работы..7
Требования к оформлению работы..10
Защита исследовательской работы..10

Критерии оценок выполнения исследовательской работы..12

Литература.15
Приложение 1 – Титульный лист исследовательской работы16
Приложение 2 – Содержание (оглавление) исследовательской работы.17
Приложение 3 – Оценочный лист..18
Приложение 4 – Темы исследовательских работ...19
























Введение

Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью учебного процесса
при подготовке квалифицированных специалистов, способных самостоятельно и творчески решать стоящие перед ними задачи.

Каждому студенту предлагается выполнить за курс 2 исследовательские работы – по
одной в каждом семестре. Тематика исследовательских работ соответствует требованиям основных знаний и умений рабочей программы дисциплины «Математика».

Согласно определению, «13 LINK "http://slovari.yandex.ru/%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·научно-исследовательская работа,15 разработка (НИР)» -
 это работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез(Экономический словарь, 2007)

В этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто
«из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять и анализировать факты, прогнозировать ситуацию. При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа.

Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников,
их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов. В случае учебного исследования речь может идти о субъективно новых, но самостоятельно добытых знаниях. 

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации
работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

Учебно-исследовательская деятельность характеризуется следующими принципами:
новизны, теоретической значимости, научности, активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли преподавателя, прочности усвоения знаний, единства и оптимальной взаимосвязи репродуктивной и поисковой учебно-познавательной деятельности, всемерного


стимулирования и мотивации положительного отношения учащихся учению, современности содержания, сознательности, систематичности и последовательности.

Цели выполнения исследовательских работ:

расширение и углубление теоретических знаний;
формирование ценностного отношения к научным знаниям
формирование умения анализировать научные теории и производственный опыт, обобщать их и делать выводы;
ознакомление с практическим опытом, проведение его изучения, заимствование его для будущей профессиональной деятельности.
получение хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;
формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
самопроверка своих наклонностей, профессиональной ориентации и готовности к предстоящей трудовой деятельности;
самовоспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности;
самоутверждение благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов;
удовлетворение познавательных потребностей;
углубление интереса к научным дисциплинам, в частности, математике;
воспитание культуры исследовательской деятельности;
формирование навыков самостоятельной работы и др.












Основные этапы исследовательской работы

Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования.).
Определение сферы исследования и объекта исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
Конкретизация темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)
Выдвижение гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе могут быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
Формулировка целей и задач исследования.
Выбор методов исследования.
Определение последовательности проведения исследования (написать план исследования).
Сбор фактического материала (работа с литературными источниками; изучение теории и истории проблемы по литературным источникам; осмысливание собранного материала).
Обработка, анализ, систематизация и обобщение полученного материала (зафиксировать полученные знания, структурировать полученный теоретический материал, используя известные логические правила и приемы, проверить гипотезы).
Решение практических задач по заданной теме (практические выводы о возможности и необходимости применения и обобщения полученных результатов исследования, доказательство или опровержение гипотез).
Подготовка отчета (согласно п.2).
Составление заданий для группы.
Создание презентации и подготовка текста выступления.
Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и преподавателями, ответить на вопросы).








2 Содержание исследовательской работы

2.1 Титульный лист
На титульном листе обязательно должна быть отражена форма отчетной работы – исследовательская работа, указана тема работы и изучаемая дисциплина. Название темы и дисциплины пишутся без сокращений. Также указывается группа, фамилия, имя, отчество студента, фамилия, имя, отчество преподавателя и год оформления отчёта. В верхней части обязательно указывается государственное подразделение, к которому относится образовательное учреждение. На следующей строке название самого образовательного учреждения (см. приложение 1).
Титульный лист не нумеруется, но считается как первый.

2.2 Содержание
Содержание (оглавление) оформляется на отдельном листе. Работу над содержанием необходимо начать еще на этапе изучения литературы и источников информации. Содержание – это точный и краткий перечень положений (глав, тем) в том порядке, как они будут расположены в работе, этапы раскрытия темы. В нем указываются основные темы (главы), подтемы. Они должны быть соответственно пронумерованы (для темы – 1, 2 и т. д., для подтемы соответственно – 1.1, 1.2; 2.1, 2.2 и т. д.). Напротив тем и подтем указывается страница, на которой они расположены.
Лист, на котором находится содержание, не нумеруется, но считается как второй (см. приложение 2).

2.3 Введение
Введение – это одна из составных и важных частей работы. При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме работы введение, как правило, составляет 1 - 2 машинописные страницы. Введение обычно содержит:
вступление - это 1 - 2 абзаца, необходимые для начала; желательно, чтобы вступление было ярким, проблемным; возможно, тема работы потребует того, чтобы начать с изложения какого-то определения;
обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос:
«Почему я выбрал(а) эту тему, чем она меня заинтересовала?»
указание объекта исследования и (или) сферы исследования;
выдвижение гипотезы;

формулировку целей исследования;
постановку задач исследования;
историю изучения данного вопроса - это краткое освещение того круга
представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали известны автору;
теоретическую и практическую значимость выбранной темы.
«Введение» в содержании не нумеруется (см. приложение 2). Нумерация страниц работы начинается с листа «Введение».

2.4 Теоретическая часть
Теоретическая часть работы должна соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все
рассуждения нужно аргументировать. Изложение теоретического материала должно быть научным, но в то же время доступным для понимания студентами первого курса.
Здесь должны быть даны определения основным понятиям, расклассифицированы
основные предметы, процессы, явления или события, могут быть выявлены и обозначены замеченные парадоксы, ранжированы основные идеи, предложены сравнения и сопоставления, выработаны суждения и сделаны умозаключения.
Каждый тематический блок озаглавливается соответственно пункту содержания.

2.5 Практическая часть
Практическая часть работы должна содержать конкретные задачи, соответствующие
теме исследовательской работы, и их грамотное решение. Желательно, чтобы задачи имели прикладной характер, приложения в профессиональной деятельности или повседневной жизни.

2.6 Заключение
Заключение – это самостоятельная часть работы. Заключение должно содержать
кратко сформулированные основные результаты работы и выводы, соответствующие заявленной цели исследования и поставленным задачам. Как правило, выводы количественно совпадают с поставленными в исследовании задачами, их может быть несколько больше; если выводов меньше, чем было поставлено задач, это означает, что исследование проведено не полностью. Также могут быть указаны возможные пути дальнейшего изучения темы.
Объем заключения составляет 1 - 2 листа.
«Заключение» в содержании (оглавлении) не нумеруется (см. приложение 2).

2.7 Литература и источники информации
Библиографический список использованной литературы выстраивается в алфавитном
порядке, начиная с фамилии автора книги или статьи. В сведениях о книге указывается автор, название, выходные данные. Например:
Башмаков М.И. Математика: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / М.И. Башмаков.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 256с.
Никольский С.М. Алгебра и начала математического анализа: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни / [С.М Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевчук] - 8-е изд., доп.- М. Просвещение, 2009.- 430с: ил.
В сведениях о периодических изданиях сначала указывается автор и название статьи,
затем название издания и выходные данные. Знаком «//» отделяется название статьи от названия сборника, в котором она напечатана, обязательно приводится диапазон страниц, который занимает статья. Например:
Баранова Е.В., Зайкин М.И..Как увлечь школьников исследовательской
деятельностью. // Математика в школе. – 2004. -№ 2. - С. 7.
В сведениях об интернет-ресурсах сначала указывается название ресурса и название
статьи на русском языке, а затем только электронный адрес и режим доступа. Например:
Математика в жизни общества [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://revolution.allbest.ru/mathematics/00082112_0.html

2.8 Приложения
Приложение помещается в конце работы и включает материалы, дополняющие
основной текст работы. Этот раздел содержит табли
·цы, графики, рисунки, фотографии, диаграммы и другие графические и иные материалы, которые по той или иной причине неудобно помещать в тексте основного раздела. Всем им, не зависимо от вида и от того, в каком разделе работы они находятся, присваивается свой порядковый номер. Нумерация всех материалов сквозная. Всем им кроме номера дается конкретное название. А в самой работе обязательно должно быть указано, к какой из таблиц или рисунков следует обратиться в тот или иной момент чтения текста. Приложение является желательным, но необязательным элементом работы.
«Приложение» в содержании (оглавлении) не нумеруется.



Требования к оформлению работы

Исследовательскую работу необходимо оформлять согласно следующим
положениям:
«Титульный лист» оформляется согласно приложению 1;
лист «Содержание» оформляется согласно приложению 2;
текст печатается на одной стороне листа формата А4;
набор текста осуществляется в программе Microsoft Word шрифтом Times New Roman
размер шрифта 12 пт;
межстрочный интервал - полуторный;
заголовки следует набирать 14 шрифтом и выделять полужирным;
разрешается интервал между абзацами;
отступ в абзацах 1,25 см;
название темы (главы) размещается соответственно абзацу следующего текста, с
отступом 1,25 см;
поле левое 2,5 см, остальные 1,5 см;
нумерация страниц сверху справа;
объем работы 10 - 20 страниц;
при изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы);
темы (главы) необходимо начинать с новой страницы.


Защита исследовательской работы

Для защиты исследовательской работы необходимо подготовить:
Отчётную работу на листах формата А4, брошюрованную в папку-скоросшиватель, а
также электронный вариант работы в формате Microsoft Word
Презентацию - электронный вариант в формате Power Point, объёмом не более 20Мб.
При создании презентации необходимо руководствоваться следующими рекомендациями
первый слайд должен повторять титульный лист;
второй слайд повторяет содержание работы;
третий (и четвёртый) слайд - цели и задачи исследования, актуальность темы,
объект исследования, гипотезу, теоретическую и практическую значимость темы (т.е. краткое введение);

количество слайдов должно соответствовать времени выступления; в
презентации должны быть раскрыты наиболее значимые моменты исследовательской работы, она не должна абсолютно повторять основную (теоретическую и практическую) часть работы, а должна раскрыть аудитории суть проблемы и побудить к изучению темы;
последний слайд должен содержать список использованных информационных
источников;
тексты слайдов должны чётко читаться, для этого рекомендуется использовать
светлые тона фоновых оформлений;
не рекомендуется на одном слайде размещать большой объём текста (лучше разбить его на несколько слайдов);
не рекомендуется загромождать презентацию необоснованной анимацией и звуком.
Текст доклада. Объём текста выступления должен соответствовать времени выступления: 7-10 минут (с учётом практической части)
Макеты, плакаты, схемы, чертежи, раздаточный материал для аудитории и др. (если имеются)
Оценочный лист (см. приложение 3)
Ответы на вопросы для обсуждения, такие как:
Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?
Что в работе над проектом было наиболее интересным?
Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
Какие можете сделать себе замечания и предложения?













5 Критерии оценок выполнения исследовательской работы

Выполнение исследовательской работы – задача не одного урока, сложная и
объёмная, в связи с этим за работу выставляется не одна, а ряд оценок: за содержание теоретической части, за содержание практической части, за оформление работы, за задание для группы, за презентацию, за выступление, за дополнительную работу (см. приложение 3). Оценка по каждому критерию выставляется согласно следующим характеристикам:

5.1 Содержание теоретической части
Соответствие содержания заданной теме
Грамотность изложения материала
Логичность и последовательность изложения
Четкость формулировок и выводов
Доступность для понимания
Конкретное решение теоретической проблемы (если есть)
Аргументированность целей и задач работы
Актуальность темы
Представление материала в полном объеме с доказательным выводом
Глубина знаний по теме
Раскрытие современного состояния проблемы
Использование знаний вне программы
Степень новизны полученных результатов и выводов

5.2 Содержание практической части
Соответствие практических задач заданной теме
Соответствие уровень сложности задач программе дисциплины
Правильное и грамотно оформленное решение задач
Практическая значимость работы
конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)
Прикладной характер задач
Сделана оценка полученных результатов
Научно-практическое и социальное значение результатов работы
Достоверность результатов работы

5.3 Оформление работы
Объём и требования к оформлению работы соответствует настоящим методическим рекомендациям
Выдержана логика построения и единая композиция доклада
Библиография представлена достаточно полно, соответствует замыслу работы, использованы монографии, представлены цитаты, имеются ссылки

5.4 Презентация
Представление в презентации наиболее значимых фактов исследовательской работы
Соответствие общего дизайна и графики содержанию работы
 Единство стиля в оформлении разных частей работы
Читаемость текста, наглядность выделений, расстановка акцентов
Обоснованность количества слайдов
Логическая последовательность представленных слайдов
Эстетика оформления

5.5 Выступление
Качество доклада
Убедительность рассуждений
Организация выступления: выступление выразительное, логичное, компактное, с
элементами риторики
Эрудиция и культура речи
Свободное владение предметной терминологией
Ораторское мастерство
Умение удерживать внимание аудитории
Чувство времени
Умение вести дискуссию и отвечать на вопросы
Оценка собственных достижений автора работы






5.6 Задание для группы
Для активизации познавательной деятельности студентов рекомендуется закрепить
усвоенный материал и провести проверку полученных знаний и умений с выставление оценок. Для этой цели учащемуся предлагается составить задания и провести контроль знаний. Это может быть:
устный опрос: фронтальный, групповой, индивидуальный
письменный опрос: решение задач у доски, индивидуальные, групповые или дифференцированные задания (например, по карточкам, дидактическим материалам, рабочим тетрадям и пр.), тест
составление опорного конспекта или памятки по методам решения задач
составление таблиц, построение графиков
изготовление моделей геометрических тел и пр.
Работа оценивается по следующим характеристикам:
Умение организовать работу в группе
Качество заданий соответствует теме исследовательской работы
Уровень сложности заданий соответствует возможностям группы
Проведена объективная проверка знаний и умений с выставлением оценок

5.7 Дополнительная работа
Творческий подход и оригинальность подходов в разработке темы и защите
Использование в презентации звука, видео, гиперссылок и пр.
Разрешение и освещение вопросов, связанных с разработкой и внедрением новых технологий
В результате исследования получено качественно новое знание, научное опровержение известных положений, создание нового продукта
Непосредственное участие в наблюдении или эксперименте
Собственная разработка отдельных вопросов, глубокая проработка имеющихся источников
Разработаны материалы для проведения уроков: сборник задач по изучаемой теме,
электронные пособия, математические модели, стенды, плакаты, макеты и пр.
Работа рекомендована для опубликования и использования в практической деятельности



Литература

1 Арцев М.Н.. Учебно-исследовательская работа учащихся. //Завуч. - 2005. - № 5. - С. 4-29. 2 Баранова Е.В., Зайкин М.И..Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. //Математика в школе. – 2004. -№ 2. - С. 7. 3 Воронько Т.А.. Задачи исследовательского характера. //Математика в школе. - 2004. –
№ 8. С. 10-11. 4 Гухман Г.А., Трошина М.Г., Шпичко В.Н.. Проектно-проблемный подход в формировании творческого мышления. //Образование в современной школе. – 2000. –
№ 11-12. – С.33-35. 5 Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. //Школьные технологии. –
2004. - № 5. С. 3 -12.























Приложение 1
(обязательное)
Титульный лист исследовательской работы

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное
учреждение среднего профессионального образования
«Тольяттинский политехнический техникум»
(ФГОУ СПО «ТПТ»)





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «__________________________________»
Дисциплина «Математика»




Выполнил:
Иванов П.И.
студент группы Гк-11
Принял преподаватель:
Лабгаева Э.В.






Тольятти, 2011



Приложение 2
(обязательное)
Содержание (оглавление) исследовательской работы


Содержание
стр.
Введение.3
1 Теоретическая часть
1.1 ....
1.2 .......
1.3....
2 Практическая часть
2.1 ...
2.2 ...
Заключение .......
Литература и источники информации................
Приложение 1....
Приложение 2....


















Приложение 3
(обязательное)
Оценочный лист


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
исследовательской работы
студента группы Гк-11 Иванова П.И.


Вид работы
Замечания преподавателя
Оценка

Содержание теоретической части






Содержание практической части






Оформление работы






Презентация






Выступление






Задание для группы






Дополнительная работа








Преподаватель _____________Э.В.Лабгаева
«____»___________201_г.





Приложение 4
(рекомендуемое)
Темы исследовательских работ

Непрерывные дроби
Золотое число
Применение сложных процентов в экономических расчетах
Число «е»
Параллельное проектирование
Геометрия местности
Комбинаторика в различных областях науки и техники
Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве
Использование векторов в геометрии и физике
Решение треугольников
Применение тригонометрии для решения профессиональных задач
Число «пи»
Функциональные зависимости в реальных процессах и явлениях
Исследование экспериментально заданной функции по её графику
Сложение гармонических колебаний
Арифметические операции над функциями
Правильные, полуправильные и звёздчатые многогранники
Многогранники в окружающем мире
Тела вращения в окружающем мире
Философия многогранников
Конические сечения и их применение в технике
Изготовление моделей многогранников
Изготовление моделей круглых тел
Понятие дифференциала и его приложения
Применение производной и дифференциала для решения профессиональных задач
Применение интеграла для решения профессиональных задач
Вычисление площадей и объёмов в прикладных задачах.
Нахождение экстремальных значений геометрических величин
Схемы Бернулли повторных испытаний
Средние значения и их применение в статистике
Уравнения и неравенства с модулем
Исследование уравнений и неравенств с параметром
Графическое решение уравнений, неравенств и систем
Прикладные задачи на составление уравнений, неравенств и систем
















ГБПОУ СО «ТПК»
Методические рекомендации к выполнению исследовательских работ
по дисциплине «Математика»
Стр. 13 PAGE 141915 из 21



Заголовок 1¦ђ Заголовок 2 Заголовок 5¦ђ Заголовок 6±ђ Заголовок 715