Технологическая карта урока по математике на тему Присчитывание и отсчитывание по 3

Тема урока: Присчитывание и отсчитывание по 3.

(«Школа России» 1 класс, математика)
Цель урока:
Закрепить навыки прибавления и вычитания числа 3, закрепить умение анализировать и решать задачи.
Задачи:
- развивать мышление, вычислительный навык, внимание, умение ставить вопросы и находить на них ответы;
- воспитывать познавательный интерес у учащихся
Развивающие: Развивать навык устного счета, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие мыслительных действий: анализ, сравнение, обобщение, классификация, развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления, активности учащихся на уроке.
Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Здоровьесберегающие: Создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала, приобщение к здоровому образу жизни.
Оборудование:
Ноутбук, интерактивная доска.
Формировать УУД:
- Личностные: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Предметные: учащиеся научатся пользоваться приемами прибавления и вычитания числа 3. Анализировать и решать текстовые задачи.
Метапредметные: Р: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: - строить речевое высказывание в устной
форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. К: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Межпредметные связи: математика, информатика, окружающий мир.
Ресурсы: 1) основные: Моро. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 112-113; ; тетрадь; 2) дополнительные: для самооценки.
Организация пространства: Фронтальная работа, групповая и индивидуальная работа.
Технология проведения урока (этапы)
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.



Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

К: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

II. 1. Устный счет.





























2. Индивидуальная работа.
2. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.
- Сегодня мы отправляемся с вами в небольшое путешествие с приключениями. Вы любите приключения? На чём вы любите путешествовать?
-Если вы правильно угадаете загадку, то узнаете, на чем мы отправимся в путь.
Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
-Чтобы поехать на автобусе, нам нужно приобрести билеты. У вас на столах лежат монетки. Наберите стоимость билета. У первого ряда билет стоит 10 рублей, у второго ряда 9 рублей, 8 рублей-3 ряд. Нужно расплатиться 2 монетками.
Итак, сели поудобнее, соблюдаем правила, пристегиваем ремни.
- Ребята, сегодня когда собиралась в школу, я получила послание: там карта. По ней мы определим, куда нам ехать, если справимся с заданиями.
Пока мы работаем с картой, 5 учеников будут работать у доски. Заселите домики.
Домики с составом числа 6, 7, 8, 9, 10.

- 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ЗАДАНИЕ
- Назовите числа в порядке уменьшения
- Назовите числа, которые повторяются
- Назовите числа, которые больше 7
- Назовите числа, которые меньше 3
           (Устная работа)Но здесь ещё одна карта:

- Карта такая старая, вода смыла знаки и цифры. Давайте восстановим их.
- Какое первое число? Оно больше, или меньше того числа, которое должно получиться? На сколько? Значит, какой знак мы должны поставить:
+ или – ?
Демонстрация карты с правильными ответами:

Проверяем индивидуальную работу.






III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин)
Цели:
- организовать актуализацию умений разбивать предметы на группы по заданным признакам;
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
1. Организует актуализацию умения устанавливать закономерности.
1. Установите закономерность числового ряда:
1,4,7,9,10
- Какое число «лишнее»? Почему? (9 лишнее, т.к. числа увеличиваются на 3)
2) Фиксирование затруднения.

Дети рассматривают свои карточки, обсуждают, в какую «квартиру» они должны отправиться, чтобы были выполнены правила игры. Педагог вмешивается только в том случае, если к нему обращаются за помощью, или если ситуация действительно, по мнению педагога, становится критической, и требует его вмешательства.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

IV. Выявление места и причины затруднения
(2 мин)
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
_ Какой должен быть порядок этого ряда? (1,4,7,10)
- А как можно назвать такой счет? (присчитывание по 3)
Прочитайте этот ряд справа налево. Как называют математики этот счет? (отсчитывание по 3).
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока (присчитывание и отсчитывание по 3)

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; К: умение оформлять свои мысли в устной форме;

V. Построение проекта выхода из затруднения
(3 мин)
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.

1. Организует постановку цели урока.
- Какую цель перед собой ставим? (научиться присчитывать и отсчитывать по 3)
Проверим по учебнику, какая тема и задачи урока.
2. Организует составление совместного плана действий.
- Сейчас зима, морозы, и чтобы наши ручки не мерзли во время путешествия нам нужны рукавички. На доске вы видите рукавички. Давайте посчитаем. (по порядку сначала, затем присчитывают по 2, присчитывают по3). Хватит нам рукавичек?(нет)
- Какой счет помог справиться с заданием быстрее? (присчитывание по 3)
Во время счета на доске появляются ряд чисел 1, 4, 7, 10.
С помощью учителя ставят цель урока и проговаривают ее.

П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

VI. Реализация построенного проекта
(10 мин)
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.


Зарядка для глаз.
1. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Какие примеры составит математик по рисунку?
___ +___= 4
4 + ____=_____
_____+_____=_____
- Посчитайте варежки в обратном порядке.
Пришел математик и составил примеры. Вставьте пропущенные числа.
___ -___=___
___ -___=___
___ -___=___
- Напишите эти примеры в тетради.
- Установите связь между примерами верхнего ряда и нижнего. Докажите.(1+3=4 и 4-3=1, 4+3=7 и 7-3=4 и т. д. Если к 1 слагаемому 4 прибавить 2 слагаемое3 получится сумма 7 и если из суммы 7 вычесть 1 слагаемое 4 получим 2 слагаемое 3)
- А как называют такие примеры? (обратные)
Зарядка для глаз:
-Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Головку не поворачиваем, двигаются только глазки.
-Глазками начертили круг, треугольник, квадрат.
-Закройте глазки.
-А теперь открываем глаза и продолжаем работать.
Под руководством учителя выполняют составленный план действий.
Отвечают на вопросы учителя.


С помощью учителя фиксируют новое знание в речи и знаках.


Под руководством учителя формулируют тему урока.
П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Р: умение работать по коллективно составленному плану

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(7 мин)
Цель:- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Итак , мы в городе Математика. Первыми мы попадаем на улицу линейная. Это задание я предлагаю сделать в парах. Буратино предлагает нам пойти в гости к геометрическим фигурам.
– На парте 1 набор геометрических фигур: три круга разного диаметра и один четырехугольник.
- У вас на парте геометрические фигуры. Как можно их разделить на 2 группы: (1. По размеру; 2. По цвету; 3. По форме; 4 по математическому действию +, -)
- Постройте из этих геометрических фигур талисман в дорогу.
- А кто знает, что такое талисман? Где встречали вы это слово?
(олимпийский медвежонок)
- Правильно. В словаре талисман- небольшой предмет, приносящий удачу. А вам нужна удача? (да)
Задание!
Из всех фигур постройте с соседом по парте одну фигуру, располагая фигуры в порядке убывания ответов примеров сверху вниз. – Можете сразу сделать?(нет)
- Что для этого надо? (составить план действий).
План действий (составляют дети):
Распределить работу (по 2 фигуры)
Решить примеры.
Взаимопроверка.
Оценить соседа
Выстроить фигуры в порядке убывания (от большего к меньшему).
Сверить свою работу с образцом (на доске интерактивной)
Выполнение работы.
- Ребята, какой талисман получился? (снеговик)
Первыми мы попадаем на проспект задач. Незнайка предлагает нам решить задачу. С 112 задача3.
– Откроем тетради. Прочитайте задание. А можно ли этот текст назвать задачей? – Почему? – Что предлагают нам выполнить авторы? (Придумать вопрос и решить задачу.) – А что такое задача? (Это математический рассказ в котором есть условие, вопрос. Чтобы ответить на вопрос задачи, её нужно решить.) – Что является условием в нашей задаче? Прочтите. – Какой вопрос можно поставить? (Сколько всего флажков сделал Ваня?)
- Составьте схематический рисунок к задаче, обозначив флажки красными и синими треугольниками. – Каким действием будете решать задачу? (Сложением.) – Какие слова подсказали выбор действия? (Сколько всего.) – Запишите решение задачи. (6 + 3 = 9) – Прочитайте ответ задачи.(Ваня сделал 9 флажков)
Работа в группе.
– А теперь проверим, а как же вы сами составите и решите задачу.
(Класс делится на группы по четыре человека. Каждый ученик получает листочек в клетку и одну из карточек: условие и вопрос. краткая запись, схематический рисунок, решение и ответ- и составляет ту часть задачи, которая ему досталась.)
- Оцените каждого в группе:
*Молодец, не допустил ошибок;
*Хорошо, справился с помощью других членов группы;
*Подойти к учителю за помощью, было много ошибок.
Работа в группе, проверка. Задача на интерактивной доске.

Работаю в парах.



























Дети решают задачу вместе с учителем. Ученик оформляет задачу на доске.









Составляют и решают задачу в группе. Задание выполняется в группе. Дети советуются и помогают друг другу.




Л: нравственно-этическая оценка содержания темы, осознание ответственности за общее дело; П: освоение методов информационного поиска, овладение способностью выделять информацию, содержащую существенные признаки, практическое ее использование на межпредметной основе; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. К: умение работать в паре; слушать и понимать речь других; следование психологическим принципам общения и овладение адекватным межличностным восприятием

Физминутка

Нарядили ножки
В новые сапожки
(Ноги поочередно выставляют вперед - любуются сапожками).
Вы шагайте ножки
Прямо по дорожке.
(Активная ходьба на месте)
Вы шагайте, топайте,
По лужам не шлепайте.
(Прыжки на месте)
В грязь не заходите,
Сапожки не порвите.
(Вновь активная ходьба).




VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин)
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на закрепление знаний;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
-А теперь решим примеры из учебника на странице 113 №8 и запишем их в тетрадь, но для того, чтобы красиво писать цифры, давайте разомнем свои пальчики.
Этот пальчик- маленький (массируем мизинчик)
Этот пальчик - слабенький (безымянный)
Этот пальчик – длинненький (средний).
Этот пальчик - сильненький (указательный).
Этот пальчик – большачок (большой).
А вместе - кулачок (сжимаем в кулачок).
(Дети читают примеры, записывают их в тетрадь и находят значения выражений)

С.113 №10(если останется время)
Выполняют задание самостоятельно в тетради.


Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Выполняют самооценку по алгоритму.
Р: овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок К: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию; Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- О чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового узнали? Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? Оцените свои достижения на уроке Кто доволен своей работой, все ли было понятно?
- А теперь поделитесь своим настроением с окружающими.
- У вас на столе лежат разноцветные отрезки.
Жёлтый - мне было интересно и я доволен своей работой на уроке.
Зелёный – мне понравилось на уроке.
Синий – мне сейчас грустно.
- Жёлтые отрезки – лучи солнышка, зеленые - травка, синие – капли дождя
На столе у учителя лист А4. Дети поочереди подходят и кладут свою картинку рядом.( Изображение выводится на экран при помощи документ-камеры).
- Мы с вами хорошо потрудились, сегодня.
- Давайте вернемся к учебным задачам, которые ставили в начале урока.
– Какие задания вы выполнили с удовольствием?
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности. 
Продолжите мои предложения:
- Я понял, что...
- Было интересно...
- Было трудно...
- Мне захотелось...
- У меня получилось...

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку.
Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»








Рисунок 2Рисунок 315