Урок математики Выявление закономерностей. Присчитывание и отсчитывание по одному. Число и цифра нуль


Предмет, класс, УМК Математика, 1 класс, УМК «Гармония»
Учитель Смирнова Ольга Викторовна
Тема урока Выявление закономерностей. Присчитывание и отсчитывание по одному. Число и цифра нуль.
Тип урока Открытие новых знаний.
Цель урока Создание условий для осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через различные формы организации познавательной деятельности.
Задачи урока - организовать деятельность обучающихся по формированию умения присчитывать и отсчитывать по одному;
- учить записывать цифрой количество предметов;
- формировать умение разбивать предметы на группы по различным признакам (форма, цвет, размер- Развивать умение ориентироваться в учебнике и тетради;
- способствовать развитию грамотной математической речи, внимания, логического мышления;
- развивать умение анализировать и сравнивать, контролировать свои действия по ходу выполнения задания. - воспитывать умение организовать свою учебную деятельность;
- содействовать воспитанию взаимного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
- воспитывать интерес к предмету через использование игровых технологий.
Вид используемых на уроке средств ИКТ. Презентация к уроку, интерактивные задания.
Ожидаемые результаты Личностные УУД :
- Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету.
- Формирование положительной мотивации учебной деятельности.
- Осознанное восприятие информации, управление вниманием.
- Определение последовательности деятельности, организация самостоятельной работы.
- Желание приобретать, корректировать знания.
Регулятивные УУД:
- Формирование умений целеполагания – постановка учебной задачи, умения принимать и сохранять учебную задачу.
- Формирование умений осуществлять самоконтроль и самооценку результата деятельности.
- Развитие умения читать и записывать информацию в виде различных математических моделей.
- Развитие умения проводить наблюдение, анализировать обобщать результаты, владеть монологической речью.
- Развитие умения проводить рефлексию своей деятельности.
Познавательные УУД:
Формирование логических познавательных УУД:
- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, и классификацию по заданным критериям, умение осуществлять сравнение и классификацию.
Формирование общеучебных познавательных УУД:
- умение использовать различные источники информации (информационный поиск); умение кодировать и декодировать информацию (знаково-символические действияКоммуникативные УУД:
- Развитие умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
- Развитие умений адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, задавать вопросы.
- Умение работать в парах, выдвигать и доказывать свою точку зрения, осознавать наличия разных точек зрения на одну и ту же проблему.
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Учитель проверяет готовность детей к уроку.
Раз, два, три, четыре, пять
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
- Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я вижу, вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать. Пусть вам работается легко и интересно. Пожелайте удачи друг другу.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
1) Минутка чистописания
- Какое сегодня число? (14) (слайд) 14 октября – Праздник Покрова.
- Что можете сказать об этом числе?
-- При его записи использованы цифры 1 и 4.
- Какой общий элемент у этих цифр?
- Назовите цифру, имеющую такой же элемент. (7)
- Откройте тетради, посмотрите, какое задание вам необходимо выполнить?
- Какую закономерность вы заметили?
- Напишите цифры 14 7, используя данную закономерность.
- Какие действия нужно выполнить, чтобы написать красиво и аккуратно?
- Что обозначено этими цифрами?
== Числа 1, 4, 7.
- Найдите на числовом луче место этим числам. (работают самостоятельно на карточках). Проверьте.

1 4 7
2) Игра «Сбежавшие числа» (один ученик у доски указывает место чисел на числовом луче, другие у себя в карточках)
- Укажи их место на числовом луче.
- Покажите число, следующее при счете за числом 4, 7. (5), (8)
- Покажите число, стоящее перед числом 7. (6)
- Покажите соседа слева числа 4. (3)
- Какое число стоит между числами 1 и 3. (2)
- Покажите, какое число я задумала. Я задумала число, которое на 1 больше 8.
- Прочитайте числа на числовом луче. Что можете рассказать об этом числовом ряде? Имеет ли ряд продолжение?

1 2 3 4 5 6 7 8 9
== Числа по порядку, от большего к меньшему, считая справа налево, и наоборот, каждое следующее больше на один, предыдущее – меньше на 1.
- Молодцы, вижу, что у вас достаточно знаний, вы успешно справились с заданием.
Физкультминутка (релаксация под музыку)
- Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем,
Засыпаем, отдыхаем. Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают. Ноги тоже отдыхают, Отдыхают, засыпают.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.
- Ребята, мне приснился сон, будто попала я в сказочную школу. Иду и вдруг вижу полоску бумаги, на которой написаны какие-то непонятные знаки:
1 « @ ^ & # J F }Подхожу я к сказочному мальчику и спрашиваю:
- Что это такое?
А он мне отвечает:
- Это числа, написанные по порядку: каждое число в этом ряду на 1 больше предыдущего и на 1 меньше следующего.
Решила я посмотреть, какие же задания предлагает детям учитель в сказочной школе. Может и вы, ребята, справитесь с этими заданиями? (обратная связь)
Шла Белоснежка по сказочному лесу и нашла «вот столько» грибов (над одним из чисел сказочного ряда помещается карточка) Пошла она домой, навстречу ей гномик. Посмотрел он в ее корзину и подарил еще один белый гриб. Сколько грибов у нее стало?
Отправилась Красная шапочка в гости к бабушке и понесла ей «вот столько» пирожков. Встретился ей ежик. Красная шапочка была доброй девочкой и угостила ежика пирожком. Сколько пирожков принесла она бабушке?
Пошли два гнома в лес за грибами. Гномик в красной шапочке нашел «вот столько» грибов, а гномик в синей шапочке – «вот столько».
- Как вы думаете, кто из них нашел грибов больше и на сколько?
- Молодцы, вы показали, насколько вы догадливы и сообразительны.
3. “Открытие” нового знания и формулирование темы урока.
1) Побуждаю к высказыванию своего мнения:
- Что вы видите на слайде? (фигуры, цифры, записаны числа 54321)
- Подумайте, как числа связаны с этими фигурами?

- Назови признаки, которые изменяются в каждой следующей фигуре.
- Верно ли утверждение, что 2 и 4 фигуры одинаковые?
- Итак, квадраты нам больше не нужны (убираю их постепенно). Остались квадраты?
- Как по-другому можно сказать «ничего», «пусто», как обозначить отсутствие предметов?
- Верно, в математике «ничего», «пусто», отсутствие предметов обозначается числом «ноль» или «нуль», которое обозначается цифрой 0 (слайд с цифрой). 2) - Кто сможет сформулировать тему урока?
== Число и цифра 0.
- Попытайтесь определить учебную задачу урока.
Задача урока: сегодня на уроке каждый из вас научится красиво и правильно писать цифру 0, узнает о месте, роли, значении 0 в математике.
3) - Сколько груш может вырасти на яблоне?
- Сколько дедушек учится в нашем классе?
- Сколько говорящих собак вы знаете?
- Сколько знакомых вам кошек умеют вышивать?
Вывод: - Что общего у всех вопросов?
(Ответом на все заданные вопросы было одно и то же число – нисколько, пусто или ноль.)
-Как вы думаете, где место 0 на числовом луче? ( Слайд)
- Почему место 0 перед числом 1?
(написать 0 на числовом луче)
- Где в жизни вы встречаетесь с нулем?
- Молодцы, вы правы. Напрасно думают, что ноль играет маленькую роль
- Нуль – очень важная цифра. Любое число она увеличивает во много раз.
- Назовите числа, в которых число 0 играет важную роль. (20, 100 и т.д.)
- Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.
Крылатые выражения:
Ноль без палочки - Ничего не стоящий, не значащий человек.
Ноль внимания - Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо.
Круглый ноль – Человек, совершенно бесполезный в каком-либо деле.
Сводить к нулю, свести к нулю - Лишать всякого смысла, значения. (сравн. "сводить на нет").
Начинать с нуля – на пустом месте, когда ничего ещё нет.
- В какой стране мы живем? Стран на Земле много. Вы будете изучать их на уроках окружающего мира.
В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. Цифра 0 и две буквы на пьедестале "км" внизу означают начало всех дорог, нулевой километр. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране.
Физминутка- А теперь, ребята, встали, быстро руки вверх подняли.
– Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов, (6)
– Повернулись столько раз, сколько уточек у нас. (5)
– На носочки встанем, потолок достанем.
– Приседаем столько раз, сколько зайчиков у нас. (4)
– Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (3)
- Кто заметил что-то особенное? (Числа названы в порядке убывания)
4. Первичное закрепление
Письмо цифры 0
Работа с интерактивной доской, остальные – показывают на веере.
- Сколько яблок в корзине? (0)
- Можем записать?
– Будем учиться писать цифру нуль.
Показ цифры на слайде – с озвучиванием.
 Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Игра «Вообразилия».
- На что же похожа цифра 0?
Объяснение написания цифры 0.
– Из каких элементов состоит цифра 0? (овал)
- Чем отличаются печатный и письменный нули? (Письменный 0 надо писать с наклоном.)
 -  Показ на слайде. Начинаем писать чуть ниже верхнего правого угла. Ведём закруглённую линию вверх влево. Касаемся верхней стороны клеточки чуть правее её середины. Ведём закругленную линию вниз и касаемся нижней стороны клеточки посередине. Ведём закруглённую линию вверх и соединяем с началом овала.
Письмо под счёт (раз-и-два).
Письмо в воздухе, на ладошке.
Какие правила надо помнить, они помогут правильному, красивому написанию?
1) Положить тетрадь с наклоном.
2) Взять правильно ручку..3) Спина прямая.
4) Расстояние между грудью и партой - «кулачок».
5) Проверить расстояние от глаз до тетради.
Письмо в тетрадях, тетрадь с.20 № 34
- Обведи цифру по образцу и напиши сам строчку до конца (учитель ходит по классу, контролирует работу).
Самопроверка.
- Возьми ручку с зеленой пастой и подчеркни те цифры, которые ты написал, как в образце.
- Оцени свою работу на полях. (+, ++, -, --)- Кто поставил «+»? «++»? «-»? «--»?
- Впишите ноль на числовом луче.
Физкультминутка «Игра пальчиков».
5. Включение в систему знаний и повторение.
- Вы – молодцы, вы – старательные ребята. А кто считает себя внимательным. Проверим, при работе в паре, с. 56 №118.
(работают в паре)
- Я подтверждаю, что вы внимательные, а еще убедилась. Что вы дружные и уже умеете работать в паре. Проверим.
5. Итог урока. Рефлексия.
Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке и побуждает к высказыванию своего мнения.
- Вспомните, какую учебную задачу мы ставили на уроке. Удалось ли ее решить?
- Что вам было трудно?
- Над чем можно продолжить работу? Для чего мы этому учились?
Продолжи предложение
Я запомнил
Я смог
Я знаю
- Мы ответили на все вопросы, поставленные на уроке. Спасибо всем за работу. Не забудьте дома рассказать, с какой «хитрой» цифрой мы познакомились, и подготовьте дома ответ на вопрос: почему я назвала ноль «хитрой» цифрой?
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад, повернулись вправо, влево,
Тихо сели. Вновь за дело!