Педагогический опыт учителя Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте

Отдел образования Администрации Октябрьского района
городского округа город Уфа Республики Башкортостан






Педагогический опыт

учителя начальных классов
МОУ СОШ №97 Октябрьского района
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан

Миннебаевой Расимы Сагитовны

Тема: «Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте»



















Уфа – 2014
Трудности педагогической практики.
Почему до поступления в школу ребенок чувствовал вкус успеха и отличался оптимизмом? Успех сопутствовал ему потому, что он самостоятельно, опираясь на свой разум, справлялся с важными для него проблемными ситуациями; оптимистом же он был потому, что жизнь его не была лишена удовольствий, соответствующих его возрасту. Он все больше осознавал, что хоть в жизни и встречаются трудности, их можно преодолеть.
Модель желаемого состояния
1. Алгоритм создания ситуации успеха.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата (все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
Интеллект (по Г.Гардену) это неординарная способность человека:
- к нестандартному решению проблем;
- к генерированию новых проблем и идей;
- к созданию продукта или оказанию услуг, которые обладают ценностью В ДАННОЙ КУЛЬТУРЕ;
Определенное таким образом понятие интеллекта не теряет значения специфического человеческого адаптивного механизма, однако становится универсальным и приобретает более широкий смысл, чем умение ловко оперировать тестами на IQ.
Концептуальные выводы из теории Г.Гардена:
не может быть универсальной системы оценки общего уровня интеллекта для людей из разных социальных слоев, разных культур.
интеллект может быть развит минимум по 7 направлениям.
у каждого человека интеллектуальные способности по этим семи направлениям развиты в разной степени.
большинство людей может развить в себе любой тип интеллекта.
различные типы интеллекта могут взаимодействовать.
существует много способов развития одного и того же типа интеллекта.
Главный вывод для учителя: «неуспешный ученик – другой; он не понимает меня, потому что он – другой, а не плохой»
Американский психолог Эрик Эриксон, исследуя в течение нескольких десятков лет становление личностных особенностей человека в разных условиях, представил становление личности как поэтапное, последовательное развитие конкретных характеристик личности.
По данным его исследований, на каждом этапе развития человека происходит становление одной из характеристик личности, и к концу этапа эта характеристика имеет вполне измеримое выражение между двумя полюсами оси данного параметра – положительным и отрицательным. Чем ближе к положительному полюсу, тем более высокий потенциал у человека для дальнейшего развития.
Для учителя начальной школы из исследований Гардена и Эриксона следуют важнейшие выводы. Ребенок, пришедший в первый класс школы, прошел минимум три важнейших из восьми этапов развития в своей жизни. У каждого из детей свой уровень доверия или недоверия к окружающему миру, самостоятельности или нерешительности в освоении мира, свой уровень предприимчивости в его освоении. Учебный успех ученика начальной школы как никогда далее будет зависеть от его субъективного опыта, содержания и размера зоны актуального и ближайшего развития.
Школа, в первую очередь начальная, признана стандартизировать образование в раннем возрасте. Уже в первые годы жизни, ребенок узнает о мире необычайно много. Он располагает определенными сведениями об окружающем мире и, как правило, чувствует себя достаточно к нему приспособленным. В какой бы среде он ни рос, он с оптимизмом смотрит в будущее.
Используемые пути решения – описание приемов, способов, методов, средств, форм, условий, способствующих достижению желаемого состояния.
Результаты деятельности.
Возможные сферы практического применения

Развитие мышления
Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, эксперементирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок может интересоваться всем на свете: какой глубины океан? Как там дышат животные? Сколько тысяч километров земной шар?
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное “зачем?” “как?” “почему?”. Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Он представляет себе реальную ситуацию  и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте.
Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот вопрос сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность. Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и другие.
Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводит к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды, песка, пластилина и т.д. как равное (то же самое), когда на его глазах происходит изменение их конфигурации в соответствии с формой сосуда, куда они помещены. Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит в каждый новый момент изменения предметов. Однако в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников.
Я стараюсь вовлекать детей в различные мероприятия, проводимые как в школе, так и в районе, городе, республике, России. Ученики участвуют в олимпиадах по предметам, в конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру», научно-практических конференциях, во Всероссийском конкурсе «Творчество и познание» и т.д.
По результатам конкурса «Русский медвежонок» (2008 год) первые 7 мест в школе – у учащихся 3 А класса
Динамика развития техники чтения учащихся за 3 года обучения.
На диаграмме представлена динамика развития техники чтения учащихся. В классе обучаются дети с различным уровнем подготовленности к школе, многие имеют или имели проблемы логопедического характера (дисграфия, дислалия). С детьми проводились занятия по развитию речи, логопед проводил коррекционные занятия с отдельными детьми. В итоге к концу 3 класса основная масса учащихся имеют технику чтения близкую к норме или выше нормы.
Развитие внимания
Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если 6-7-ми-летний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.
Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия (“Дети, откроем альбомы. Возьмем красный карандаш и в верхнем левом углу - вот здесь - нарисуем ки т.д.). Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.
И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.
Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации.
Участвуя в научно-практических конференциях, ученики не только показывают свои достижения, но и знакомятся с успехами детей из других школ. Абдулов Павел принял участие в 1 конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Старт в науку» для младших школьников Октябрьского района г.Уфы, стал лауреатом. Бедрин Саша, Абдулов Павел, Абдуллина Алсу, Волков Илья и Галиуллин Радмир участвовали в школьной научно-практической конференции, на которой Саша и Павел заняли 1 место среди учащихся младших классов.
Баширов Динис, Валиев Айрат и Петропавловский Матвей участвовали во всероссийском конкурсе «Творчество и познание» в номинации «окружающий мир» и стали лауреатами этого конкурса, получили почетные грамоты.
Развитие воображения
В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит в другие виды деятельности. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побеждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроках предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями - иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и другое.
Сочиняя всевозможные истории, рифмуя “стихи”, придумывая сказки, изображая различных персонажей, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой вовсе не замечая этого. Однако нередко ребенок специально комбинирует известные сюжеты, создает новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев. Ребенок, если у него достаточно развиты речь и воображение, если он получает удовольствие от рефлексии на значения и смысл слов, словесных комплексов и образы воображения может придумать и рассказать занимательный сюжет, может импровизировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включая в нее других людей.
В воображении ребенок создает опасные, страшные ситуации. Главное - преодоление, обретение друга, выход к свету, например, радость. Переживание негативного напряжения в процессе создания и развертывания воображаемых ситуаций, управление сюжетом, прерывание образов и возвращение к ним тренируют воображение ребенка как произвольную творческую деятельность. Кроме того, воображение может выступать как деятельность, которая приносит терапевтический эффект. Ребенок, испытывал трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может уйти в воображаемый мир. Так, когда нет отца и это приносит невыразимую боль, в воображении можно приобрести самого замечательного, самого необыкновенного, великодушного, сильного, мужественного отца. Воображение, каким бы фантастическим оно ни было в своей сюжетной линии, опирается на нормативы реального социального пространства. Пережив в своем воображении добрые или агрессивные побуждения, ребенок тем самым может подготовить для себя мотивацию будущих поступков. Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности.
Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на резерв личностных качеств.
Учащиеся моего класса приняли участие в «Празднике школьного молока». Главным условием участия было придумать и изготовить поделки из пакетиков молока, которое получают дети в школе. Дети совместно с родителями подготовили материал, из которого на уроках труда мы изготовили много различных поделок. Родители помогли детям подготовить красивую газету по данной теме. Ребята сочинили сказки, стихотворения, кричалки про Рыжего Апа. Труды не пропали даром – класс выиграл гран-при конкурса – телевизор BBK, некоторые ребята получили призы по отдельным номинациям. Теперь этот телевизор используется как для учебных целей, так и для внеклассной работы.
Я всегда подчеркиваю, что надо пробовать себя в различных направлениях, и не важно какое ты займешь место, главное – понять, что все в твоих руках, все получится.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Радость познания
Нужно вспомнить о мотивах – внутреннего побудителя к деятельности, отражающего потребности личности. Выделяют пять основных мотивов учения.
Непосредственно побуждающие – наименее социально значимые, связанные с удовлетворением сиюминутных потребностей (стремление получить отметку).
Перспективно побуждающие – более социально значимые, связанные с удовлетворением широких, длительных по времени потребностей (получить образование)
Моральные мотивы – социально значимые, связанные с пониманием учебы, как нравственного долга человека перед обществом, семьей.
Мотивы общения – социально значимые, связанные с потребностью быть в коллективе.
Все эти мотивы важно учитывать, использовать, развивать. Но нет более ценных мотивов для учебы, чем интеллектуальные, в основе которых лежит потребность познавать мир, когда важен не столько результат, сколько процесс познания. Радость учебного процесса и радость познания тесно связаны друг с другом, но это не одно и тоже. Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение. Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.
Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем, если он подводит ученика к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может почувствовать себя творческой личностью.
И одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Современные дети имеют достаточно активную жизненную позицию: они хотят много знать, быть первыми и в учебе, и во внеучебной деятельности. Большинство детей класса занимаются в музыкальной студии. Ребята поют, играют на музыкальных инструментах, танцуют. Эти умения активно используются при проведении внеклассных мероприятий.
Детям интересна история страны. Для них была организована встреча с ветераном Великой Отечественной войны, жительницей блокадного Ленинграда, Башировой Верой Ивановной.
Для сплочения коллектива детям часто устраиваются «классные посиделки» с играми, песнями, конкурсами, в организации которых активное участие принимают родители.
15