РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
План:
1. Введение.
2. Организованность сознания- внимание.
3. Виды внимания.
4.Типы внимания.
5.Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
6.Младший школьный возраст.
7.Роль обучения и воспитания в развитии внимания в младшем школьном возрасте
8.Упражнения на развитие внимания.
9. Эмпирические исследования внимания.
10.Развивающие игры и упражнения.
11. Заключение.
12.Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Психологу постоянно приходится слышать жалобы учителей и родителей на невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей младшего школьного возраста .Внимание первоклассников действительно ещё слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.
На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идёт интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,01 раза) увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания.
При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

1. ОРГАНИЗОВАННОСТЬ СОЗНАНИЯ - ВНИМАНИЕ


Виды внимания
По активности человека в организации внимания различают три вида внимания.
Непроизвольное внимание.
В некоторых исследованиях непроизвольное внимание называют пассивным, в других – эмоциональным. Когда говорят о пассивном внимании к объекту, то подчёркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на сосредоточение, называют эмоциональным, выделяют связь между объектом внимания и переживаниями, интересами, потребностями личности, связанными с этим объектом. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот опыт характерен для познавательной деятельности дошкольников. Итак, непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.
Рассмотрим некоторые качества раздражителя, которые превращают его в объект внимания. Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Излагая учебный материал, учитель может повысить, замедлить темп речи, изменить интонацию и этим вызвать непроизвольное внимание к важному отрывку материала. Монотонная, невыразительная речь способна внешней стороной привлечь и поддержать внимание. Выразительная речь привлекает внимание своей формой. Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя. Например, свежий номер стенгазеты всегда будет замечен. С этой особенностью внимания следует считаться при использовании на уроках наглядных пособий. Если учитель принесёт в класс и сразу развесит наглядные пособия, которые ему нужны во время объяснения, то он отвлекает внимание учащихся от ответов при опросе, а к моменту объяснения пособия утратят новизну, и поэтому исчезает дополнительный фактор привлечения внимания. Вызывает внимание начало и прекращение действия раздражителя. Помня это, выгоднее иногда приостановить рассказ, сделать длинную паузу, чтобы привлечь внимание учеников, чем делать им замечания. Замечание всегда переключает внимание других учеников, отвлекает от работы. Иногда полезно начать говорить, не ожидая абсолютной тишины. Рассказ привлечёт внимание ребят, которые ещё не успели сосредоточиться. Длительное сосредоточение непроизвольного внимания на предмете связано с потребностями в нём, с его значимостью для личности. Удовлетворение в потребности приводит к угасанию непроизвольного внимания. Предметы, создающие в процессе познания другие яркие эмоциональные тона (мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Ещё большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические, моральные чувства. Предмет, вызвавший удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает внимание.
Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим (героем книги, исходом соревнования) и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам. Для поддержания интереса, а через него и непроизвольного внимания учащихся полезно, сообщая цели урока, подчёркивать, что нового узнают дети, а в заключении отметить, чему они научились.
Методические приёмы, направленные на то, чтобы вызвать интерес школьников к данному уроку и через него привлечь их внимание к другим предметам, различно. Так, для закрепления иностранных слов могут быть организованы игры, применены наглядные пособия – картинки с изображением предметов, соответствующих лексике, прослушаны стихи или песни на иностранном языке.
Произвольное внимание.
Синонимами слов произвольного внимания являются слова – активное и волевое.
Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
А произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. Психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием.
Включаясь в трудовую деятельность, человек независимо от его отношения к работе имеет цель, которую необходимо осуществлять. Например, когда бухгалтер подсчитывает результаты, он не может быть не сосредоточенным, если не хочет получить положительные результаты.
Произвольное внимание, как свойство личности, не может быть сформулировано независимо от самой личности. Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.
К условиям, облегчающим поддержание произвольного внимания, относятся особенности обстановки рабочего места. В помещении не должно быть отвлекающих раздражителей. Например, разговоры между учащимися во время работы затрудняют сосредоточение внимания тех, которые активно работают.
Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомлённому человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты доказывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполнения работы, значительно ослабляет произвольное внимание. Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть особенно внимательным.
Послепроизвольное внимание.
Третий вид внимания – послепроизвольное. Оно возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. Послепроизвольное внимание – сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности. По своим психологическим характеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенные различия. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживает как потребность, а её результат личностно значим. Так, ученик может начать делать арифметические примеры без всякого интереса, заставив себя сосредоточить внимание на их решении. Во время работы по той или иной причине (например «не выходит, а я его всё-таки сделаю») у него возникает такое отношение, когда необходимость волевого поддержания внимания исчезает, оно остаётся прикованным к предмету – ученик увлёкся процессом решения задач.
1.2. Свойства внимания
Внимание характеризуется различными качественными проявлениями. Эти проявления внимания называются качественными или свойствами внимания. К ним относят: устойчивость, переключение, распределение, концентрация и объём внимания. Различные качества внимания связаны друг с другом. Внимание характеризуется сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязью его основных свойств.
Устойчивость внимания.
Устойчивость – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Устойчивость зависит от особенностей объектов сосредоточения и активности личности при направленном сосредоточении. Одним из важных условий длительного сосредоточения является изменчивость, подвижность объектов внимания. Невозможно длительное сосредоточение на одном и том же объекте, если он сам не меняется или если его нельзя рассматривать с разных сторон. Устойчивость внимания повышается с увеличением сложности объекта. Сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность, с чем и связана длительность сосредоточения. Внимание может быть чрезвычайно устойчивым, когда человек осознаёт важность, значимость выполняемой работы. Поэтому формирование устойчивых интересов – одно из важных условий повышения внимательности учащихся на уроках, успешность учебного процесса.
Переключение внимания.
Переключение – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
В случаях, когда деятельность в продолжении длительного времени остаётся неизменной, а происходит лишь смена объектов, имеет место переключение внимания в рамках его устойчивости. Подобное переключение при продолжительной работе предотвращает утомление и тем самым повышает устойчивость внимания. Однако оно недолжно быть слишком частым – оно может иметь отрицательные последствия. Выделяют ряд показателей переключения внимания. Это прежде всего время, затраченное на переход от одной деятельности к другой, производительность, или продуктивность работы, качество, точность. При неполном, незавершённом переключении человек, приступив к выполнению новой работы, не полностью отключается от предыдущей. При неполном переключении тормозящее влияние предыдущей деятельности может проявляться, например, в том, что новая работа выполняется по правилам, отвечающим специфике старой. Поэтому при организации внимания учащихся на уроке как время переключения, так и особенности выполнения работы после переключения внимания. Чем интереснее была предшествующая деятельность и чем менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение. Переходить к новой деятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая.
Имеются значительные индивидуальные различия в переключении внимания. Некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для других подобный переход требует значительных усилий и времени. Необходимость переключения внимания учащимися обусловлена особенностями протекания самого учебного процесса: сменой различных школьных предметов в течение рабочего дня, последовательности этапов изучения материала на уроках.
Наряду с переключением внимания выделяют его отвлеченность. Отвлечение – это непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для её успешного выполнения.
Объём внимания.
Объём – количество одновременно отчётливо воспринимаемых объектов. Объём внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. Для определения объёма внимания показывают группу объектов )цифр, отдельные предметы), в промежуток времени, равный 1/10 сек. Этого времени достаточно для того, чтобы сознательно отразить все предметы, попавшие в поле зрения. Испытуемый в условиях такого опыта называет лишь некоторые предметы, а об остальном говорит, что они были, но он не успел обратить на них внимание. Для отражения предметов, попавших в поле зрения, необходимо более длительное время. У взрослого человека объём внимания равен 4-6 объектам, не связанных между собой.
Распределение внимания.
Распределение – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.
Важное значение имеет распределение внимания в педагогической деятельности. Учитель, объясняющий материал на уроке, должен следить за содержанием своей речи, контролировать логику, последовательность изложения и в то же время наблюдать за тем, как воспринимается материал учащимися. Ему необходимо контролировать работу всего класса и каждого ученика в отдельности, реагировать на отвлечение учащихся, на нарушение или дисциплину. Распределение внимания необходимо учителю и при опросе учащихся, когда важно уметь слушать ответ одного ученика и одновременно держать в поле зрения весь класс. Способность распределять внимание воспитывается в деятельности и постепенно становится существенной чертой личности.
Концентрация внимания.
Ценным качеством внимания является степень сосредоточения его на объекте. Концентрация внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом.
Концентрация внимания тесно связана субъектом внимания и распределением. Чем меньше объектов внимания, чем меньше видов деятельности, между которыми необходимо распределение внимания и тем больше возможности сильной концентрации. Состояние глубокой концентрации внимания – необходимая предпосылка точного, успешного выполнения деятельности. Результативность внимания зависит не только от наличия отдельных свойств, но и от правильного сочетания их при выполнении определённой деятельности.
Типы внимания
Внимание, как психологический процесс, выражающийся в направленности сознания на определённые объекты, часто проявляясь, постепенно превращается в общее свойство человека, он становится внимательным по отношению к этим объектам. Внимание, став свойством личности, т. е. внимательностью, представляет собой уже самый высокий его уровень.
Морально воспитанное внимание – это произвольное внимание, которым человек владеет в соответствии с усвоенными им нравственными требованиями. Человек с морально воспитанным вниманием не пройдёт мимо нуждающихся в помощи.
Высокодисциплинированное внимание, соответствующее требованиям определённой профессии, называют профессиональным вниманием. Оно проявляется во внимании к порядку на работе, в опрятности своей рабочей формы.
Существуют отрицательные свойства внимания. Это невнимательность. Существует три типа невнимательности.
Первый тип – рассеянность – возникает при отвлекаемости и очень малом интенсивности внимания, чрезмерно легко и непроизвольно переключающегося с объекта на объект, ни на одном не задерживаясь. Этот тип невнимательности образно называют порхающим вниманием.
Второй тип, наоборот, определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Такая невнимательность может возникнуть учащегося, получившего важное известие из дома и всё время думающего о нём.
Третий тип выражается в слабой интенсивности внимания, обычно появляется в случаях выраженного переутомления.
Иногда встречаются учащиеся, получающие от преподавателей при теоретической подготовке вполне положительные оценки их внимания, а в условиях произвольного или производственного обучения оказывающихся неуспевающими из-за недостатка внимания. В классе они всегда внимательны, не отвлекаясь слушают преподавателя, но такое хорошее классное внимание, достаточное при отсутствии отвлекающего его внешних раздражителей, когда нет необходимости ни широкого распределения, ни быстрого переключения, оказывается тебким в условиях производственной деятельности.


Развитие внимания у детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте происходит потенциальное развитие произвольного внимания. Однако конкурирующим с ним по-прежнему остаётся непроизвольное внимание. Дети легко отвлекаются при появлении новых раздражителей (новый костюм, новая причёска учителя, громкое замечание и т. п.).
Узким остаётся объём внимания, например, в том, что дети не могут одновременно рассматривать картину и слушать рассказ о её авторе; выполняют арифметические действия, но тут же забывают, с какими числами совершали действия.
Внимание пока мало устойчиво, поэтому учителю приходится прилагать значительные усилия для его поддержания. Этому способствует эмоциональная насыщенность урока, большой объём образного материала, разнообразие содержания и видов деятельности.
У младшего школьника увеличивается объём внимания, его устойчивости. Непроизвольное внимание становится особенно сконцентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.
У учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания они могут сохранять в течение 30-35 минут. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Произвольное внимание развивается вместе с развитием мотивов ученика, вместе с ростом сознания ответственности за успех учебной деятельности.

Младший школьный возраст
С переходом к обучению в школе ребёнок включается в систематически организованную деятельность.
Внутренне ребёнок готов к переменам, поскольку к 7 годам он уже начинает осознавать себя не только субъектом деятельности, но прежде всего субъектом общественных отношений.
Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. В младшем школьном возрасте активно развивается самосознание, одним из проявлений которого является самооценка. Дети этого возраста уже начинают различать «я реальное» и «я идеальное». Однако в этом возрасте она остаётся слабо дифференцированной, тяготеет к чёрно-белой полярности. Так, «я боюсь отвечать у доски» означает почти то же самое «я – трус». У младших школьников уже встречается самооценка разных типов: адекватная, завышенная, заниженная. Самооценка в значительной мере связана с оценками педагога.
У младшего школьника активно формируются нравственные суждения, представления.
Эмоции. У младших школьников чаще всего преобладают жизнерадостное, бодрое настроение.
Развивается осознанность своих и понимание чужих эмоций. Однако, как выяснилось в исследованиях Н. С. Пейтка и П. М. Якобсон, семилетний ребёнок часто не умеет правильно воспринимать выражение гнева, страха, ужаса.
В этом возрасте происходит интенсивное формирование нравственных чувств ( чувство товарищества, дома, чести); интеллектуальных чувств; эстетические чувства.
Развитие общения.
Взаимоотношения младших школьников опосредуются успешностью в обучении.
Общение со сверстниками осуществляется в этом возрасте по принципу половой гомогенизации. Дети разбиваются на два противоположных лагеря со своими правилами и ритуалами поведения.
Младший школьный возраст – это время полоролевого развития через самоопределение в системе полоролевых стандартов и отношений.
Развитие познавательной сферы.
Восприятие отмечается слабой дифференцированностью, что проявляется часто в том, что дети путают предметы, имеющие определённые сходства (цифры 6 и 9, буквы Е и З и др.). дети хуже воспринимают схематические и символические изображения, чем наглядные.
К возрастным особенностям восприятия относится нецеленаправленность. Определённые трудности возникают при восприятии пространства и времени.
Память. В это период получают развитие все виды памяти. Большую роль в учебной деятельности младших школьников продолжает играть непроизвольное запоминание. Легко запоминается то, что интересно.
На протяжении всего младшего школьного возраста наглядный материал запоминается лучше, чем словесный. Получает развитие произвольное запоминание.
Мышление младшего школьника интенсивно развивается и преодолевает путь от наглядно-действенной и конкретно-образной форм, от допонятийного к словесно-логическому мышлению на уровне понятий.
Формируется понятийное мышление. М. Н. Шардоков, исследовавший закономерности развития мыслительных процессов в этом возрасте, выявил, что операции анализа и синтеза развиваются от практически-действенной, чувственной формы к умственной. Анализ для младших школьников является более лёгким мыслительным процессом и развивается значительно быстрее, чем синтез.
По данным Ж. Блаже, в младшем школьном возрасте появляется представление о сохранении количества.
Переход к систематическому обучению в школе изменяет ориентировку ребёнка в окружающей действительности, создаёт возможности усвоения научной картины мира.
Роль обучения и воспитания в развитии внимания в младшем школьном возрасте
Основной особенностью развития младших школьников является слабость произвольного внимания. Возможности произвольного внимания в этом возрасте еще ограничены.
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников без всяких усилий с их стороны. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение разнообразных наглядных пособий - иллюстраций, рисунков, макетов, муляжей.
Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания младших школьников -следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается.
Внимание младшего школьника в большей степени, чем внимание детей старшего возраста, зависит от поставленной перед ним задачи.
Обучение ребенка в школе, самый процесс приобретения знаний - все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них главным образом на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям.
У младших школьников непроизвольное внимание в большей степени зависит от впечатляемости материала, от его наглядности и конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Хотя у младшего школьника наиболее развито внимание непроизвольное, однако, первые годы учения -главный период формирования и произвольного волевого внимания.
Произвольное внимание, указывает Ф.Н. Гоноблин, «имеет большое значение в учебной работе младшего школьника, хотя умение управлять сосредоточенностью своего сознания у ребенка этого возраста еще недостаточно развито» [7, С, 54]. Но наличие многообразных ученических обязанностей, вся обстановка школьной жизни, способствует развитию этого вида внимания. В каждой учебной работе далеко не все представляет непосредственный интерес для ученика, и часто он принужден произвольно сосредотачиваться на предмете в силу опосредованного интереса к работе.
Необходимо отметить также и особенности произвольного внимания младших школьников с точки зрения той задачи, которой оно подчинено. Младший школьник может упорно и глубоко сосредоточиваться на трудной и неинтересной работе ради результата. Например, удовлетворить требования учителя, получить хорошую отметку. На уроке младший школьник внимателен не потому, что он сам побеждает себя, свою рассеянность и отвлечения, а потому, что на него влияет учитель, который стимулирует его работу, побуждает сосредоточиться.
Концентрированность или интенсивность внимания, т.е. сила сосредоточенности на каком-либо особенно интересном предмете или занятии у младшего школьника может быть достаточно большой. В школе, слушая живой, яркий рассказ учителя, дети могут не обратить внимания на звонок, возвещающий об окончании урока. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников небольшой, меньшей, чем у подростков и старших учащихся. Поэтому учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание младших школьников.
Внимание детей младшего школьного возраста неустойчиво, оно часто переключается с одного объекта на другой в силу потребности ребенка в широкой ориентировке в окружающем, трудностью не смотреть на то, что можно видеть, не замечать того, что, так или иначе, доносится до слуха. Поэтому из поля внимания детей надо удалять все, что не имеет отношения к работе на уроке. Учителю иногда и не догадаться, что служит причиной рассеянности детей.
Рассеянность младших школьников особенно часто возникает, если учебный материал кажется им неинтересным, скучным, не возбуждает у них эмоций.
Многие недостатки внимания исчезают у ученика в процессе правильно организованной учебной работы.
Сосредоточенность младших учащихся становится устойчивой, если им ясна задача, цель работы, которую они выполняют.
Особенностью внимания младших школьников является то, что оно очень часто поддается внешним воздействиям, в большей степени зависит от условий, в которых идет работа учащихся. Часто то, что не влияет на внимание старших школьников, служит большим отвлекающим фактором для младших учащихся.
Интересные данные о развитии внимания в 1-3 классах получены в исследованиях Г.Н. Понарядовой [21,С. 10-16]. С помощью лонгитюдного метода она изучила развитие таких характеристик внимания, как его устойчивость, распределение и переключение. Было выявлено, что у детей с различной успеваемостью внимание развивается по-разному. У средне и хорошо успевающих школьников внимание развито средне, у большинства неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания.
Одной из причин невнимательности ребенка является общее слабое состояние его здоровья. Невнимательностью отличаются нервные, болезненные дети, страдающие малокровием и общим истощением нервной системы. Школьники бывают рассеянными на уроках также вследствие того, что они не досыпают, нерегулярно питаются, не соблюдают правильного режима дня.
Такова краткая характеристика свойств внимания младшего школьника, зависящих в большей степени от возраста. Однако учителю нужно учитывать и некоторые индивидуальные особенности внимания детей, которые в значительной степени обусловлены личностными факторами.
Знание причин, обусловливающих индивидуальные особенности внимания младшего школьника, осуществление индивидуального подхода -путь развития свойств внимания, а вместе с тем и формирования личности.

Упражнения на развитие внимания.
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.  Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.
Такая работа должна вестись по двум направлениям:
1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ
Изложенные выше факты определили выбранную тему: «Исследование внимания у детей младшего школьного возраста».
Цель данной работы – определить развитие внимания учеников третьего класса МКОУ «Радченская СОШ»
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Определить уровень развития внимания детей в 3 классе.
3. Разработать систему упражнений, способствующих развитию внимания.
Для обследования я взяла группу детей МКОУ «Радченская СОШ» В 3 классе 15 человек, из них 8 девочек, 7 мальчиков. Работали ребята активно. На контакт шли хорошо. Результатами были довольны.
1. Исследование переключения внимания.
Цель: определить уровень переключения внимания.
Материал: четыре таблицы Шульте, указка, секундомер, ручка и листок для записи результатов.
Ход опыта: В первую очередь сформировать у ребенка желание выполнять задание. Исследование проводится индивидуально. Испытуемый должен находиться на таком расстоянии от вертикально расположенной таблицы, чтобы видеть её целиком. Испытуемый приступает к выполнению задания после устной инструкции.
Инструкция: Сейчас я тебе поочерёдно буду предлагать таблицы, где нарисованы цифры от 1 до 25 в произвольном порядке. Ты должен как можно быстрее отыскать числа по порядку, показывая на них указкой.
Экспериментатор фиксирует и заносит в протокол время выполнения задания по каждой таблице. Время суммируется, после этого ведётся обработка результатов.
Обработка и оценка результатов.
При обработке результатов обследования подсчитывается общее время поиска цифры по всем черырём таблицам.
Анализ результатов.
Уровень развития у испытуемых переключаемости внимания определяется с помощью таблицы.


22
25
7
21
11

6
2
10
3
23

17
12
16
5
18

1
15
20
9
24

19
13
4
14
8

14
18
7
24
21

22
1
10
9
6

16
5
8
20
11

23
2
25
3
15

19
13
17
12
4











21
12
7
8
20

6
15
17
3
18

19
4
8
25
13

24
2
22
10
5

9
14
11
23
16

9
5
11
23
20

14
25
17
19
13

3
21
7
16
1

18
12
6
24
4

8
5
10
2
22













Время переключения Т (вс)
Уровень переключения внимания

Менее 60 сек
60-60
91-100
101-120
121-150
151-180
181-200
201-250
251 и больше
Высокий
Высокий
Средний
Средний
Средний
Средний
Средний
Низкий
Низкий

Анализируя результат, важно проследить специфику поиска испытуемым чисел, особенности выхода из затруднений, когда число по каким-либо причинам сразу найти не удаётся.
Анализ полученных данных.
№ п/п
Имя Фамилия
Время переключения внимания (сек)
Уровень переключения внимания

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15
Вервекин Алексей
Верменичева Ангелина
Капустина Наталья
Комаров Артём
Комаров Виталий
Котляров Ярослав
Кравченко Ксения
Клевцова Алёна
Мащенко Игорь
Литвинова Виктория
Ноженко Артём
Никишкина Наталья
Олейников Александр
Савенкова Екатерина
Чухлебов Дмитрий
68
128
203
122
164
75
87
186
94
203
254
89
58
198
163
Высокий
Средний
Низкий
Средний
Средний
Высокий
Высокий
Средний
Средний
Низкий
Низкий
Высокий
Высокий
Средний
Средний


Вывод:
На основании анализа показателей переключения внимания можно предложить рекомендации по его развитию. Необходимо тренировать переключаемость, меняя виды деятельности. Адекватными будут упражнения переключения внимания с одного объекта наблюдения на другие, попеременное выполнение отличающихся действий.

Исследования концентрации внимания
[[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ]
Цель исследования: определить уровень концентрации внимания.
Материал, и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.
Процедура исследования: Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работ-с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.
Инструкция испытуемому: «Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу «Начали» расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!» Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.
 Обработка и анализ результатов
Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.
Уровень концентрации внимания определяют по таблице.
 
Число обработанных фигур
Ранг
Уровень концентрации внимания

100
1
очень высокий

91-99
2
высокий

80-90
3
средний

65-79
4
низкий

64 и меньше
5
очень низкий

 
За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2, то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.
При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же. его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.



Имя Фамилия
Ранг
Уровень концентрации внимания

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Вервекин Алексей
Верменичева Ангелина
Капустина Наталья
Комаров Артём
Комаров Виталий
Котляров Ярослав
Кравченко Ксения
Клевцова Алёна
Мащенко Игорь
Литвинова Виктория
Ноженко Артём
Никишкина Наталья
Олейников Александр
Савенкова Екатерина
Чухлебов Дмитрий
1
3
4
2
3
2
1
4
2
3
4
2
1
4
2
Очень высокий
средний
низкий
Высокий
средний
высокий
Очень высокий
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Очень высокий
Низкий
Высокий


Вывод:
Важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры, расставляя в них знаки как можно скорее или его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации могут быть также состояние утомления, плохое знание, болезнь. Поэтому, учитывая всё это, стоит тщательно походить к каждому испытуемому ребёнку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ни одно психологическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значения внимания для всех психологических явлений. Особенно важно развитие свойств внимания для успешной учебной деятельности. Из данных результатов можно сделать следующий вывод. В 3 классе имеются большие перспективы для работы по развитию внимания.
Задачей любого педагога, а также родителей, является формирование у учащихся такого качества, как внимательность. Поэтому необходимо проводить занятия, которые помогут повышению внимательности. Дети станут более внимательными, а их работа – более эффективной.
Развивающие игры и упражнения
1. Упражнение "Запрещенная буква".
В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться. А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся.  Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А".  Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" А спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" - ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры.
Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.
Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую.  2. Упражнение "Скрытая подсказка".
В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом.
Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например "стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется.
Задача водящего - отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание.
Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно.
- Прошу подсказать первую букву, - обращается он к играющим.
Это его право - требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему.
Первая буква загаданного слова "К".Как же подсказать ее, прямо не называя?
Делается это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово "компас", другой - "сурок", третий - "капля".
Во всех трех словах повторяется буква "К".
Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее.
- Давайте вторую букву! - требует он.
Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: "урок", "слон", "крот". Выделив трижды повторяемую в них букву "О", отгадчик постарается ее также запомнить.
Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание.
Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.
3.Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, а). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и проанализируйте их. Порадуйтесь вместе с малышом успехам. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: "В каждой строчке зачеркни букву а, а букву п - подчеркни". Или так: "Зачеркни букву а, если перед ней стоит буква р, и подчеркни букву а, если перед ней стоит буква н". Фиксируйте время и ошибки. Не забудьте похвалить малыша.
4. Упражнение "Что изменилось?" (развитие наблюдательности).
Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.
Если же у вас нет возможности собрать большую компанию, можно видоизменить эту увлекательную игру: разложите на столе перед ребенком 10 предметов, попросите его отвернуться и в этот момент поменяйте расположение предметов. Затем предложите ответить, что же изменилось.
5. Картинки "Найди отличие".
Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6. Упражнение "Цифровая таблица".
Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли малыш все эти цифры. Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25". Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок. 
1
10
11
18
7

16
20
3
14
22

2
25
9
13
24

12
5
21
4
17

19
23
15
6
8



7. Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько дел одновременно).
Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются. В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.
8. Упражнение на распределение внимания.
Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.
а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков. (Треугольники с "округленными" вершинами не считаются, так же как и круги с "углами". Задача ребенка - нарисовать как можно больше треугольников и кругов.) Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание кусочка стихотворения и т.д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.
Упражнение на усиление концентрации слухового внимания.
Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Например, учитель сообщает: "Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишете только тогда, когда я скажу: "Пишите!" Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала. Приведу некоторые из них:
1 класс - "Даны два числа: 6 и 3... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите 2... Затем отнимите еще 4... Пишите!.." (ответ: 3)
"Даны два числа: 15 и 23... Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7... Пишите!.." (ответ: 8)
2 класс - "Даны два числа: 27 и 32... Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа... и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 4)
"Даны два числа: 82... и 68... К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа... и полученную сумму разделите на 4... Пишите!.." (ответ: 2)
3 класс - "Даны два числа: 54 и 26... Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа... и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 5)
"Даны два числа: 56 и 92... Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 27)
В подобные упражнения можно ввести игровой момент: фокусника и мага, который может отгадывать числа: "Загадай число... прибавь к нему 5, теперь отними 2... отними то число, которое ты задумал... и умножь полученную разницу на 4... У тебя получилось..."
Приведенные упражнения позволяют удерживать и концентрировать внимание, причем получаемые данные могут свидетельствовать о медленной включаемости в работу (при неправильном решении первых заданий и правильном решении последующих) или о быстрой истощаемости внимания, неспособности сохранить его концентрацию (при правильном решении первых заданий и неправильном решении последующих), что позволяет учителю корректировать свою работу в зависимости от получаемых результатов.
Упражнение "Выполни по образцу" (тренировка концентрации внимания).
Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого элемента узора; б) правильное воспроизведение каждого элемента; в) удержание последовательности в течение продолжительного времени. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин. После того как "клеточные" узоры будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Для выполнения подобного рода заданий удобно заранее сделать бланки с различным количеством рядов кружков, треугольников или квадратов. Бланки могут быть представлены смешанным набором фигур. Например, ряд квадратов, ряд кругов, ряд треугольников и т.д. Задание можно дополнить, если попросить ребенка проверить правильность выполнения узора и исправить ошибки.
Упражнение, направленное на тренировку переключения внимания.
Для тренировки переключения внимания используются упражнения, имеющие в своей основе тест "Красно-черные таблицы".  Для занятия используются таблицы с числами черного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется. Порядок же работы остается неизменным: 1 этап - рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12; 2 этап - рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1; 3 этап - необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1. После того, как у ребенка будут удовлетворительные результаты по предложенному выше количеству цифр, их число можно увеличить сначала до 16 (и тех и других), а затем до 24 (т.е. черные - от 1 до 24, красные - от 24 до 1). Это же задание можно модифицировать, заменив цифры буквами. Например, черные буквы нужно выписать в алфавитном порядке, а красные - в обратном. Поскольку это задание сложнее предыдущих, то использовать его желательно после того, как дети хорошо научатся справляться с числовыми вариантами, сама же таблица должна состоять не более чем из 9-16 ячеек (т.е. количество черных букв не превышает 8, а количество красных - 7). Когда дети достигнут значительных успехов в работе с вышеописанными таблицами, задание можно усложнить. Дети должны находить на предлагаемой им таблице красные и черные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причем красные числа нужно находить в убывающем порядке, а черные - в возрастающем. Первые предлагаемые таблицы должны содержать не более 13 черных пар чисел - букв и 12 красных пар чисел - букв. Работа идет таким образом: Красная цифра 12, пишем букву Р, потом черная цифра 1, пишем букву В, далее красная цифра 11, пишем букву И, черная цифра 2, пишем букву Н... При успешной работе детей количество пар может быть увеличено до 24 красных пар чисел - букв и 24 черных пар чисел - букв.
3 - А
11 - И
4 - С
6 - Г
10 - Б

5 - М
8 - Е
2 - Н
9 - К
4 - Ф

12 - Р
1 - В
8 - Ч
8 - М
7 - Н

7 - Ф
5 - Б
11 - Л
2 - Т
10 - Е

9 - А
3 - К
1 - В
6 - Х
12 - И




Заключение.
Конечно, совершенству нет предела, и для ускорения прогресса к подобным играм лучше подключать упражнения на развитие мелкой моторики рук. Они оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. А развитая речь, как известно – очень важная составляющая часть плодотворной умственной деятельности. К тому же, роль устных ответов невозможно переоценить в учебе. Игры с пуговицами и забавными стишками хороши, но они подходят детям до трех лет. В возрасте постарше ребенок просто должен часто «работать руками». Идеальные варианты: лепка из пластилина, вырезание сложных фигурок ножницами и рисование. Правда, в последнем случае нужно просить ребенка тщательно вырисовывать мелкие детали, а еще лучше – выводить в прописях буквы и цифры.
 Внимание – уникальное свойство психики человека. Его «качество» необходимо не только для успехов в учебе, но и в любом другом деле. Поэтому не жалейте времени на игры с ребенком. Даже 10-15 посвященных играм минут в день могут стать залогом устойчивого внимания. Главное, заниматься регулярно и поощрять даже крошечные успехи.
Список использованной литературы
1.  Андреев О.А. Тренируйте внимание. - М,: Просвещение. 1994,
2.  Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 1973.
3.  Выготский Л.С. Развитие внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н, Леонтьева. - М..1976. - С. 184-220,
4.  Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
5.  Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: Педагогика, 1972.
6.  Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-воЛГУ, 1988.
7.  Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.-М.:ЦГЛ, 2002,
8.Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991.
9.Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского. - Минск: Университетское, 1988.
10.Кладки Р, Память человека; структуры и процессы. - М.: Мир, 1978.
11. Люблинская А.А. Детская психология. -М.: Просвещение, 1971.
12. И. Понарядова Г.М. О внимании младших школьников с различной успевае
13.Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М. Н. Ильина, Л. Г. Промонова, Н. Я. Головнёва – СП: «Дельта» 1997 г.мостью // Вопросы психологии. - 1982. - №2. - С. 10-12.
14. Хрестоматия по общей психологии / Под ред, Ю,Б. Гиппенрейтер. - М,: Изд-во МГУ, 1979.
15.Шмаков С. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций. - М.: Новая школа, 1993.
16. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Заголовок 1 Заголовок 215