Методическая разработка урока по истории Откуда мы знаем, как жили наши предки

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Дубская основная школа»





МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
УРОКОВ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА


Учитель истории
высшей квалификационной категории
Ефремова Оксана Станиславовна














2015-2016 учебный год
Урок №1
Откуда мы знаем, как жили наши предки?
Цель: Создать у учащихся первичные представления об истории как науке.
Задачи:
Обеспечить усвоение понятий «Исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история».
Содействовать пониманию того, что история Древнего мира – часть Всеобщей истории.
Формировать умение работать со справочным аппаратом книги.
Оборудование: презентация №1, памятка при работе с исторической карте.

Ход урока
Момент урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учеников

Оргмомент



Слайд 1












Слайд 2
7 мин.
-Здравствуйте! Садитесь. Меня зовут Ефремова Оксана Станиславовна. Сегодня мы с вами начнем путешествие по стране, которая называется История. Я её очень люблю и хотела бы, чтобы и вы полюбили. Для начала я бы хотела познакомиться с вами.
Провожу перекличку.
-Замечательно. Теперь расскажу немного о правилах нашего путешествия:
1. Правило первое – правило поднятой руки.
2. Правило второе – 0:0
3. У каждого из вас на каждом уроке должны быть дневник, тетрадь 48 листов, учебник, набор разных ручек.
4. Обязательно принести тонкую тетрадь для контрольных работ и атласы.
Вот вроде бы и все! Ну а теперь вперед! Начнем наше путешествие!
Приветствуют учителя вставанием.









Отвечают.
Слушают учителя.

Домашнее задание
2 мин.
Но для начала запишем домашнее задание в дневники.
Прочитать с. 6 в учебнике. Задание 1 в печатной тетради.
Записывают домашнее задание.

Изучение новой темы.

Слайд 3


Слайд 4













Слайд 5-12


















Слайд 13

Слайд 14



























Слайд 15
























Слайд 16-17





































































Слайд 18














Слайд 19-22



27 мин.
Откройте тетрадочки и запишите тему урока:
«Откуда мы знаем, как жили наши предки». Тему урока мы записываем всегда цветной ручкой.
Слово «история» многозначно. Своя “история” есть у мира, у государства, и у каждого человека. Мы с вами начинаем изучать историю как науку.
Вопрос к ученикам: Если история – это наука, что же она изучает?
На основании сказанного учитель подводит итог:
История – это наука о прошлом
На уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив этот учебник.
(краткое знакомство с учебником)
Также история делится на всемирную и отечественную. 
Вопрос к ученикам:
Что же изучает всемирная история, а что отечественная?
Учитель обобщает: Всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная – историю нашей страны.

Вопрос к ученикам:
Ребята, а как же
настоящие ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
Прочитайте с. 6 в учебнике.
- Что дает информацию ученым о жизни людей в прошлом?




- Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории?
Запишите определение понятия «Археология». Цветной ручкой с красной строки пишем Археология, берем синюю ручку и ставим тире, а далее пишем определение тоже синей ручкой.
Археология – наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей.
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.  Нам радостно, нам весело!  Смеемся мы с утра.  Но вот пришло мгновенье,  Серьезным быть пора.  Глазки прикрыли, ручки сложили,  Головки опустили, ротик закрыли.  И затихли на минутку,  Чтоб не слышать даже шутку,  Чтоб не видеть никого, а  А себя лишь одного!
- Ребята, а как работает археологическая экспедиция?
Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой этап работы археологов – разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку, то есть проведение небольших земляных работ. Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэрофотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места римских военных лагерей в Сирийской пустыне Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тира, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря. По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18 – 20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раскопы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.
Вопрос к ученикам:
- Как же называется весь тот материал, который находят археологи?
Итак, запишем определение понятия Исторический источник. Само понятие пишем цветной ручкой, а его определение синей.
Исторический источник – это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.
Исторические источники бывают двух видов: письменные и вещественные.
Зарисуйте схему в тетрадь.
Исторический источник


Письменные Вещественные
К письменным историческим источникам относятся рисунки на скалах, летописи, законы, письма и т.д. К вещественным источникам относятся глиняные горшки, керамика и т.д.

Так же на уроках истории мы с вами будем пользоваться картами. Для того чтобы эта работа была плодотворной нам нужно ознакомиться с памяткой при работе с исторической картой, которая лежит у вас на партах.

Записывают тему урока в тетрадь




Слушают учителя







Отвечают на вопрос учителя



Записывают в тетради:
История – это наука о прошлом
История изучает прошлое человеческого общества, жизнь и деятельность людей в прошлом.













Слушают учителя





Отвечают, выдвигая версии



Слушают учителя





Предполагают





Читают учебник.
1.Надписи на камне и глине, старинные книги, знаменитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.

Отвечают
Это наука археология.



Записывают определение понятия.













Проделывают физкультминутку





Рассказывают свои догадким, как жили наши предки"ока:
еонтрольных работ и атласы.
тов, учебник, набор разных ручек.


Слушают учителя.




































































Отвечают
Весь этот материал называется историческим источником.



Записывают определение понятия Исторический источник.







Зарисовывают схему в тетрадь.



















Читают памятку и объясняют ее положения.









Закрепление

Слайд 23
7 мин.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что изучает история Древнего мира?







Что изучает археология?
Что называется историческим источником?
Что изучает история?





Остались ли у вас какие-либо вопросы?
Отвечают на вопрос.


Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их создали, каковы были достижения людей в далекой древности.
Вещественные памятники истории.
Это то, что дает нам информацию о жизни людей.
История – это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем знакомиться с тем, как жили древнейшие люди.
Задают вопросы.

Подведение итогов урока
2 мин.
Итак, сегодня на уроке мы с вами приготовились к путешествию по стране История, познакомились с правилами путешествия. Теперь нам можно пожелать только удачи и двинуться в путь.
Слушают учителя.



15