«Особенности межличностных и межгрупповых отношений в младшем школьном и подростковом возрасте»


«Особенности межличностных и межгрупповых отношений в младшем школьном и подростковом возрасте»
№ п/п Проблема Краткая характеристика проблемы
Младший школьный возраст
1 Межличностные отношения Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности его отношения к себе, к другим, к миру в целом. На данном этапе важно составить правильное представление о личности ученика и помочь ему полноценно включиться в новую жизнь. Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей, являются одной из важнейших задач развития младшего школьника. Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе.
Также, в младшем школьном возрасте существенно развиваются мотивы поведения, которые характеризуют личность ученика. Основными мотивами межличностного выбора оказываются игровые, а также мотивы чисто внешнего плана. Мотивы деловых отношений носят главным образом формальный, а не содержательный характер. Отчетливо прослеживается и такая особенность межличностных отношений, как их недостаточная обобщенность и устойчивость.
2 Круг общения В каждом классе для каждого ученика существует три круга общения.
В первом круге общения находятся те одноклассники, которые являются для ребенка объектом постоянных устойчивых выборов. Это ученики, к которым он испытывает устойчивую симпатию, эмоциональное тяготение. Среди них есть те, кто в свою очередь симпатизирует данному школьнику. Группировку составляют ученики, которых объединяет взаимная связь, то есть те, кто входит в первый круг общения друг с другом.
Все одноклассники, к которым ученик испытывает большую или меньшую симпатию, составляют второй круг его общения в классе. Психологической основой первичного коллектива становится такая часть общего коллектива, где ученики взаимно составляют дуг для друга второй круг желаемого общения.
Эти круги, конечно, не застывшее состояние. Одноклассник, который раньше был для ученика во втором круге общении, может войти в первый, и наоборот. Эти круги общения взаимодействуют и с наиболее широким третьим кругом общения, который включает всех учеников данного класса. Но школьники находятся в личных взаимоотношениях не только с одноклассниками, но и с учениками из других классов.
3 Конфликтное общение Специфика конфликтов между младшими школьниками определяется возрастной психологией. Основным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация происходит естественным способом в повседневной жизни, а так же целенаправленно – в результате педагогического воздействия в школе. Одним из способов и проявлений социализации выступает межличностный конфликт.
Особенности конфликтов между младшими школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учёба. Специфика конфликтов определяется нынешним укладом жизни, изменением в социально-экономической обстановке, и как следствие в неравном экономическом обеспечении семьи.
4 Доверительное общение Специфика доверительного общения представляется, термином "доверительное общение" - может быть обозначено такое общение, цель которого более широка и значима, чем установление доверия. Цель межличностного неформального доверительного общения - установление психологической близости учителя с ребёнком, формирование доверительных отношений, сокращение психологической дистанции.
Подростковый возраст
1 Межличностные отношения «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
        В подростковом возрасте происходит ряд психологических перемен, таких как: новые социальные потребности, отказ от увлечений и стремлений детства. То, что было значимым ранее, в данный возрастной период становится неинтересным. Потеряв прежние интересы, и не обретя новых, подросток временно утрачивает связи со средой, с окружающими людьми и может ощущать себя очень одиноким. Переходный период требует повышенной затраты ресурсов организма. В сочетании со сменой интересов это может привести к снижению учебной успеваемости. У младших подростков закономерно появляется повышенная утомляемость, но сами они её не замечают. Младшим подросткам в отличие от старших – свойственна эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму.         Впервые, именно в подростковом возрасте у ребят появляется настоящий интерес к своей личности, подросток чрезвычайно занят самим собой, своими замыслами, своей внешностью подростку важно, как он выглядит в глазах окружающих. Он становится, особенно чувствителен даже к добродушным и невинным замечаниям о своей внешности.
В отличие от младших подростков, старшие подростки становятся болееуверенными в себе, уравновешенными, покладистыми. Повышается их выносливость к физическим и психическим нагрузкам. Они лучше учатся и при правильном отношении с ними легче ладить и родителям и учителям.
Общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив - один из путей формирования личности подростка. Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Товарищи становятся образцами для него, ребята активно воздействуют друг на друга, воспитывают друг друга. Как правило, близкие друзья – ровесники, одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде, при этом сходство поведения и оценок может быть и не велико. В 12-13 лет наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, "пик" которого приходится на 13-14 лет.
2 Межличностное взаимодействие с учащимися старших классов Не маловажное значение имеет для младших подростков межличностное взаимодействие с учащимися старших классов. Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее) копируют поведение более старших подростков. Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя "как настоящий мужчина" и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе.
3 Анализ Состояния ребёнка в ситуации проблемы.
Физическая перестройка организма. Вследствие бурного роста и физиологической перестройки всего организма у подростка может возникнуть и обостриться чувство тревоги, повышенная возбудимость, может наблюдаться снижение самооценки. Продолжая разговор об общих особенностях подросткового возраста, нужно отметить резкую смену настроений, эмоциональную неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое и зачастую предвзятое отношение к родным и близким может сочетаться с острым недовольством собой. Подростки гипервнимательны к вежливости взрослых, но сами не всегда соблюдают корректность и этикет. Существует правило, предъявляемое взрослым: чем больше потребность во взрослости и самостоятельности, тем больше следует проявлять уважительности к подростку, предоставлять ему самостоятельность в принятии решений, но при этом он должен больше отвечать за свою самостоятельность.
4 Кризис подросткового возраста Подростковый кризис проявляется в свойственных этому возрасту поведенческих реакциях. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби). Самооценка подростка формируется в ходе общения и взаимодействия с окружающими людьми, прежде всего со сверстниками. В свою очередь самооценка регулирует поведение подростка в обществе.
Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, употребление алкоголя, наркотиков, тусовки, (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копирует любые взрослые отношения.
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
Происходит внутренний конфликт подростка:
Я – это я. Я сам всё знаю! Я буду делать всё так, как считаю нужным!
Я должен выглядеть как все в моей компании. Я не должен выделяться в классе.
Также наблюдается борьба подростка: за то, чтобы перестать быть ребенком, за утверждение среди сверстников, за прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность, против замечаний, обсуждений по поводу его физической взрослости.
Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу. Но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают, его раздражают словесные назидания. Подростки, чётко улавливают воспитательную фальшь, болезненно реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное.
В подростке сочетаются грубые выходки, а также и романтическая восторженность, восхищение красотой и ироническое отношение к ней. Подросток стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутсяему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.
Поэтому, необходимо помочь подростку найти компромисс души и тела, поддерживать его, все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков, при этом не перегружать ребенка опекой и контролем и демонстрировать взаимное уважение. Главным для подростка со стороны семьи является: любовь, доверие, понимание, поддержка.
5 отбор способов влияния на самочувствие Здоровый образ жизни — залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем, поэтому необходимо приобщение подростка к здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни - это знание правил санитарии, гигиены жилищ и экологии, строгое соблюдение гигиены тела, приобщение к физкультуре и спорту, гигиена физического и умственного труда, гигиена личной жизни. Здоровый образ жизни - это четкие знания о вредных факторах и привычках (курение, алкоголь, наркотики) и сознательное негативное отношение к ним. Словом, главная цель - добиваться разумными средствами полной гармонии здоровья; организация режима дня учащихся; мониторинг режима дня учащихся посредством анкетирования; отслеживать моральный климат в семье (особенно в неблагополучных семьях).
Координировать влияние музыки и компьютерных игр на учащихся (агрессивная рок музыка негативно влияет на психику подростка).
Особую озабоченность следует проявить в отношении подростковой игромании. Так, например, названа самая опасная компьютерная игра, которая вызывает привыкание «настолько же сильное, как после употребления кокаина». Представители шведской организации The Youth Care Foundation назвали многопользовательскую RPG под названием WorldofWarcraft самой опасной игрой.