Формирование навыков написания исследовательских работ через внеурочную деятельность учащихся


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова»
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Педагогический проект
Выполнила Полякова Ольга Витальевна
учитель биологии и химии
МАОУ «Холмогорская СОШ
им. М.В. Ломоносова»
Холмогорского района
Архангельской область
Холмогоры
2015 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава1. Обзор литературы……………………………………………………………...5
Глава.2.Исследовательская деятельность как условие формирования познавательных УУД…………………………………………………………………...8
Заключение…………………………………………………………………………….10
Литература……………………………………………………………………………..11
Приложение А…………………………………………………………………………12
Введение
К образованию в современном меняющемся мире предъявляются новые требования. Если раньше считалось, что ученик на выходе из учебного заведения должен обладать определённой суммой знаний по предметам школьного цикла, то сегодня от школы ждут выпускника, умеющего ориентироваться в меняющихся жизненных условиях, гибкого в принятии решений, умеющего искать ответы на поставленные вопросы и ориентироваться в информационном пространстве.
Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческих способностей. Отсюда – нежелание детей учиться.
В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и сознательных способностей.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. [1]
Одним из вариантов развития познавательных способностей учащихся является исследовательская деятельность учащихся во внеурочной работе. Она требует от школьника не только проведения того или иного исследования, но и оформления его результатов. Опыт показывает, что второе может отпугнуть.
Возникает проблема: исследовательская деятельность по химии и биологии учащимся школы обычно бывает интересна, но оформление результатов, поиск и подбор информации по теме исследования вызывает затруднения. Это отпугивает школьников от учебно-исследовательской работы.
Причинами могут быть:
отсутствие навыков поиска информации;
из большого количества информации сложно отобрать необходимую;
сложно изложить отобранный материал последовательно, логично
Исходя из этого, мной была выбрана тема педагогического проекта.
Цель проекта: формирование у учащихся 8-11 классов навыка работы с научной литературой для написания исследовательских работ через внеурочную деятельность
Задачи проекта:
изучить литературу по теме;
разработать программу кружка «Юный исследователь», апробировать ее;
показать основные приемы и методы, необходимые для написания исследовательских работ
Ожидаемый результат: написание учащимися исследовательских работ
Этапы работы над проектом:
Этап Предполагаемая работа Сроки
1 Выбор темы проекта, определение цели и задач, изучение литературы по теме Июнь – август 2014 г.
2 Определение сформированности у учащихся навыка поиска информации Сентябрь 2014 г.
3 Обучение учащихся искать информацию, используя различные источники; демонстрация приемов отбора необходимой информации; обучение грамотному изложению материала излагать отобранный материал последовательно и логично
Октябрь 2014 г. – январь 2015 г.
4 Написание исследовательской работы с учащимися, публичные выступления Февраль – март 2015 г.
5 Анализ результатов, написание проекта и подведение итогов проекта Апрель – май 2015 г.
Глава 1. Обзор литературы
Одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Основной его тезис: я знаю, для чего надо то, что я познаю, где и как я могу эти знания применить. Исследовательская технология служит для развития познавательных навыков учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.
Исследовательская работа активизирует деятельность учащихся, делает восприятие учебного материала более активным, целостным, эмоциональным и творческим. Она вносит разнообразие в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, самостоятельность, повышает интерес к предмету.
Что же такое УУД? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».
Универсальное учебное действие как психолого-дидактическое явление имеет следующие особенности:
является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно
организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
не зависит от конкретного предметного содержания; и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;
отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)
возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
«вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.
В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия – система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира.
Регулятивные универсальные учебные действия Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
Коммуникативные универсальные действия Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс? Основой решения данной проблемы является обучение на основе организации исследовательской деятельности. Я обратила внимание только на один из видов УУД – познавательные, считая, что при выполнении исследований они играют наиболее важную роль.[2]
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия, отражающиеметоды познания окружающего мира - различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
– выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
– анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
- фиксировать их результаты;
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
– презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
Познавательные универсальные учебные действия, формирующиеумственные операции - сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
- сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;
– выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
– классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения
Познавательные универсальные учебные действия, формирующиепоисковую и исследовательскую деятельность - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,
- составлять план простого эксперимента;
– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
– выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
– преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
– моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
– исследовать собственные нестандартные способы решения;
– преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Глава 2. Исследовательская деятельность как условие формирования познавательных УУД
Для обучения школьников навыкам исследовательской работы в течение всего учебного года один раз в неделю проводятся занятия кружка «Юный исследователь», разработана программа, предназначенная для учащихся 8-11 классов (см. Приложение А). Содержание курса объединено в 3 образовательных блока: «Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности», «Виды сбора информации для написания исследовательской работы», «Виды и формы презентации исследовательских работ учащимися». Таким образом, развитие навыков исследовательской деятельности происходит не сразу, а поэтапно.
Первый этап – стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание ее значимости для самоопределения и самореализация. На данном этапе учащимся предлагается теоретико-экспериментальные исследования на уроке. Учащиеся работают с дополнительной литературой, проводят проблемные мини-эксперименты по готовому алгоритму. Самостоятельно приобретая в ходе эксперимента знания, учащиеся получают уверенность в их истинности, и это стимулирует к выбору темы для исследования.
Второй этап – развитие самостоятельности и активности в учебно-исследовательской деятельности. Оптимальной формой реализации на этом этапе является работа в малых группах. Для этого требуется проблема, взятая из реальной жизни, значимая для школьников, для решения которой им необходимо приложить полученные знания и приобрести новые. Учитель может подсказать источники информации, помочь составить план исследования и направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска решения.
Третий этап – овладение методикой научного исследования. Учащиеся определяют актуальность исследования и целесообразность использования результатов на практике. Условиями для развития исследовательской деятельность учащихся на данном этапе являются: придание приобретенным знаниям практической направленности и значимости, развитие самостоятельности, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению знаний, их вовлечение в практическую деятельность.
Четвертый этап – научно-исследовательская деятельность учащихся. На этом этапе учащиеся самостоятельно выбирают тему исследовательской работы, показывают ее актуальность, ставят цели и задачи исследования, делают литературный обзор по данной проблеме, разрабатывают методику эксперимента, обрабатывают результаты эксперимента и делают выводы. Учащиеся могут обращаться за консультацией к научному руководителю. Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов исследования.[3]
Самым трудным для учащихся является выбор темы исследовательской работы. Тема рождается из интересов и проблем самого учащегося, который пытается понять те или иные стороны явлений. Перед учащимися ставится задача – выбрать такую тему, которая отражает какое-то новое видение проблемы, основанная на самых современных научных или самостоятельных исследованиях. Только в этом случае, работа может считаться не реферативной, а исследовательской. В индивидуальном порядке учитель помогает ученику определить аспект темы, сформулировать его на научном языке. Самое главное: тема должна быть интересна учителю и ученику, посильна в выполнении. 
Трудным этапом подготовки исследования для учащихся является и определение цели и задач работы. Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. 
Формулировка задач исследования — тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ (как мы будем искать ответ на поставленный в цели вопрос).
Необходимо также хорошо продумать и подобрать методы исследования. 
После постановки цели и задач и выбора методов исследования, учитель предоставляет ученику план исследования с приблизительным указанием временных промежутков.
Результаты любой работы зависят от числа проведённых опытов, наблюдений и их обработки. Поэтому при выборе методики необходимо оценить, сколько необходимо провести однотипных измерений, наблюдений и т.п. и какие использовать способы обработки первичных данных.
Следующий этап работы - анализ и оформление проведенных исследований. Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными даже не специалисту. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.
Завершающим моментом каждой работы должно стать представление её на школьных, районных, областных или всероссийских конференциях. 
Программа обучения основам исследовательской деятельности предназначена для учащихся 7-10 классов, интересующихся химией и биологией, интересующихся исследовательской деятельностью по данным предметам. Курс направлен на обеспечение дополнительной теоретической подготовки, касающихся вопросов проектной и исследовательской деятельности учащихся, а так же рассматривает сочетание как межпредметных связей между такими дисциплинами как химия, биология, экология, так и надпредметных.
Заключение
По результатам деятельности за два года учащимися, занимающимися в кружке, было написано и защищено несколько исследовательских работ. В 2013-2014 учебном году Каштауна Юлия с работой «Снег как индикатор чистоты воздуха» выступила на школьных ученических Ломоносовских чтениях и районной учебно-исследовательской конференции «Старт в науку», получив сертификат участника. Репницын Григорий с работой «Эффективность работы бытовых фильтров для воды» стал победителем районной учебно-исследовательской конференции «Старт в науку» в секции «Биология. Химия. Экология», участвовал в областном конкурсе юношеских исследовательских имени М.В. Ломоносова, где стал победителем в номинации «Эколог-иследователь».
В 2014-2015 учебном году Корельская Илона выступила на школьных ученических Ломоносовских чтениях с работой «Изучение особенностей средств для мытья посуды» и получила сертификат участника. Репницын Григорий с работой «Эффективность работы бытовых фильтров для воды» принял участие в заочном этапе 18 Российской научной конференции школьников «Открытие» (г. Ярославль) и Российском заочном конкурсе «Юность. Наука. Культура» (г. Обнинск), где получил диплом Лауреата 2 степени. Им также была написана работа «Определение уровня загрязнения почв у автомобильных дорог».
Таким образом, ожидаемый результат моего педагогического проекта достигнут.
Литература
Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие / В.В. Маскин, А.А. Петренко, Т.К. Меркулова – М., 2008.
Егорова Т.А. Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2004. – №2.
Макотрова Г.В. Экспертная оценка учебно-исследовательской культуры школьников / Г.В. Макотрова // Исследовательская работа школьников. – 2008. – № 1
Приложение А.
Программа кружка «Юный исследователь»
Пояснительная записка
Программа кружка «Юный исследователь»  выполняет различные функции: учебно-познавательные, прикладные, досуговые, общекультурные, специальные. По форме организации данная программа носит индивидуально-групповой характер.
Программа «Юный исследователь» предназначена для учащихся 7-10 классов, интересующихся химией и биологией, увлеченных исследовательской деятельностью по данным предметам. Курс направлен на обеспечение дополнительной теоретической подготовки, касающихся вопросов проектной и исследовательской деятельности учащихся, а так же рассматривает сочетание как межпредметных связей между такими дисциплинами как химия, биология, экология, так и надпредметных, например,  сочетание данных наук с прикладным творчеством.Содержание программы нацелено 1) на формирование культуры творческой личности, способного самостоятельно добывать знания  и уметь применять полученные знания в современном мире; 2) на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание программы расширяет представление учащихся об исследовательской и проектной внеурочной деятельности по химии и экологии, знакомит с различными направлениями в искусстве, формирует чувство гармонии.
Изучение данного курса актуально, так как в настоящее время в сфере образования все больше уделяется внимание развитию исследовательской деятельности учащихся, основополагающим фактором которой является формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, способность четко планировать действия и эффективно сотрудничать с другими учащимися; также данная программа затрагивает вопросы здоровья человека, что является немаловажным в современном мире, в котором происходит ухудшение экологической обстановки. Дети могут применить полученные знания и практический опыт как при работе над проектами, так и при подготовке к олимпиадам, а так же данные навыки пригодятся им при обучении в ВУЗах, и даже при освоении будущей профессии.В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в образовательном учреждении, программа курса рассчитана на  часовую недельную нагрузку. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год)
Целью данного курса является организация и развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время через интеграцию предметов естественного цикла и прикладного творчества учащихся.
Задачи: – приобретение знаний о структуре учебно-исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; – овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной; – освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;- формирование чувства эстетизма, гармонии, и красоты к окружающему через создание собственных изделий;
Содержание курса объединено в 3 образовательных блока:
Раздел 1. «Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности»
Раздел 2 «Виды сбора информации для написания исследовательской работы»
Раздел 3 «Виды и формы презентации исследовательских работ учащимися»
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов. Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены контрольные уроки-дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
В результате работы по программе учащиеся должны знать: – структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся; – основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы; объекта и предмета исследования; – структуру речевых конструкций гипотезы исследования; – основные информационные источники поиска необходимой информации; – правила оформления списка используемой литературы; – способы обработки и презентации результатов.
Учащиеся должны уметь: – определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;– разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; – самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);– выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку; – планировать  и  координировать  совместную   учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный);– пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями, интернетом для поиска учебной информации об объектах.
 

Календарно-тематическое планирование
Разделы   Темы занятий Формы проведения занятий. Основное содержание Дата
Планируемая Фактическая
Раздел 1. «Теоретические основы проектнойи исследовательской деятельности»   Формирование творческой группы учащихся. Цели и задачи данного курса. Игровая форма.Беседа Цели и задачи данного курса. Анкетирование учащихся. Формирование групп по интересам   Понятие исследовательской и проектной деятельности. Их сходства и различия. Лекция Понятие и составные компоненты исследовательской и проектной деятельности. Их сходства и различия.   Типология проектов (на основе классификации Полат Е.С.). Лекция Типология проектов (на основе классификации Полат Е.С.). По характеру доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, ролевые - игровые, информационные, практико-ориентированныею По предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты; По характеру контактов. По количеству участников. По продолжительности выполнения.   Структура и логика исследовательских проектов Лекция Структура исследовательских проектов: проблема, тема актуальность, цель, гипотеза, задачи, литературный обзор, методика исследования, результаты исследования, новизна, выводы, значимость.   Определение проблемы, темы и актуальности исследования. Семинар Что подразумевается под проблемой, темой и актуальностью. Требования к теме исследования. Обоснование актуальности  выбора темы .Требования: наличие всеобщей актуальности (из литературы); частная актуальность (для области, района, посёлка); конкретная актуальность (для школы, класса, исследователя).   Требования к постановке проблемы в исследовательской работе Лекция Определение индивидуальных проблем исследования, формирование пар и групп учащихся в соответствии с изучаемой проблемой.  Формулировка проблемы, темы исследования и определение его актуальности.   «Почему эта проблема меня волнует?» Практическая работа Определение индивидуальных проблем исследования, формирование пар и групп учащихся в соответствии с изучаемой проблемой.  Формулировка проблемы, темы исследования и определение его актуальности. Ошибки в постановке проблемы и формулировке темы.   Что представляют собой предмет и объект исследования. Беседа Объект и предмет исследования.   Выделение объекта и предмета в своей исследовательской работе. Практическая работа Выделение объекта и предмета учащимися в своей исследовательской работе.     Основные требования к постановке цели и гипотезы Лекция Цель, гипотеза. Основные требования к постановке цели и гипотезы. Основные ошибки, допускаемые при формулировке цели и гипотез.   Учимся формулировать цель и выдвигать гипотезы Практическая работа Работа учащихся по формулировке цели и выдвижению гипотез к выбранной теме исследовательской работы.   Выбор и обоснование методов для осуществления исследовательской деятельности. Практическая работа Понятие «методы исследования». Виды методов исследования: теоретические, эмпирические.    Планирование исследования и его проведение. Семинар Основные направления в проведении исследования: историческое, социальное, технологическое, экспериментальное и т.д.   Планирование исследования и его основные направления. Практическая работа Индивидуальная и парная работа. Основные направления в проведении исследования: историческое, социальное, технологическое, экспериментальное и т.д. Раздел 2 «Виды сбора информации для написания исследовательской работы»   Информационные источники: литература, интернет, социальный опрос Выступления учащихся с сообщениями Информационные источники: литература, интернет, социальный опрос. Положительные и отрицательные черты данных источников информации.   Как работать со справочной литературой Экскурсия в библиотеку(групповые формы работы по выбранным направлениям) Как работать со справочной литературой. Выбор нужных книг для проведения исследования. Отбор и сжатие необходимой информации.   Правила оформления цитат и списка используемой литературы при написании реферата Практическая работа Правила оформления цитат и списка используемой литературы при написании реферата   Поиск и отбор необходимой информации в сетях интернета Практическая работа (работа с использованием ИКТ) Поиск и отбор необходимой информации в сетях интернета. Правила оформления цитат из интернет ресурсов.   Социальный опрос как один из способов получения информации. Практическая работа(подготовка анкет и анкетирование учащихся) Анкетирование как один из способов получения информации. Требования к составлению анкет. Пр. раб. «Составление анкеты». Сбор информации с учащихся школы методом анкетирования   Эксперимент в исследовательской работе Практическая работа(постановка и проведение опытов) Эксперимент как один из методов исследования. Виды эксперимента. Правила постановки эксперимента. Подбор опытов для проведения исследовательской работы.   Эксперимент в исследовательской работе Практическая работа Проведение учащимися предложенных опытов и экспериментов.    
  Сбор, систематизация и анализ полученных данных, корректировка результатов исследования. Лекция с элементами игровой технологии. Виды систематизации полученных данных: таблицы, диаграммы, графики, схемы, рисунки. Формулировка выводов к полученным результатам.    
  Варианты подведения итогов, оформление результатов, их презентация. Семинар с элементами игры Варианты подведения итогов: таблицы, диаграммы, графики, схемы, рисунки. Оформление результатов: презентации, газеты, буклеты, рефераты, доклады.    
Раздел 3 «Виды и формы презентации исследовательских работ учащимися»   Выдвижение новых проблем исследования. Беседа Постановка новых проблем исследования.    
  Ошибки, допускаемые учащимися при написании исследовательских работ. Беседа Ошибки, допускаемые учащимися при написании исследовательских работ. Беседа  
  Требования к оформлению исследовательской работы. Лекция Требования к оформлению исследовательской работы (титульный лист, текст, цитаты, выводы, литература, приложения)    
  Варианты презентации исследовательской работы. Диспут с элементами игры Обсуждение вариантов презентации исследовательской работы: доклад, газета, презентация, выступление на конференции, детская творческая продукция и т.д.    
  Требование к оформлению доклада. Составление текста выступления. Беседа с элементами самостоятельной и парной работы Требование к оформлению доклада. Составление текста выступления.    
  Требование к составлению компьютерной презентации. Урок – диалог, практическая работа с использованием ИКТ Требование к составлению компьютерной презентации.  Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материала для слайдов.    
  Составление компьютерных презентаций учащимися по исследуемой теме Практическая работа с использованием ИКТ Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материала для слайдов.    
  Разработка буклета с использованием ИКТ Урок – диалог, практическая работа с использованием ИКТ Буклет как форма презентации исследовательской работы. Правила составления буклета. Разработка буклета учащимися с использованием ИКТ    
  Подготовка школьной газеты по выбранной теме. Урок – диалог, практическая работа по изготовлению газеты. Школьная газета как способ демонстрации результатов исследования. Отбор материала для газеты. Оформление материала данным способом.    
  Обобщение и рецензирование проектов учащихся Индивидуальные консультации Обобщение и рецензирование проектов учащихся.    
  Итоговое занятие: «Мое творение» Конференция Защита исследовательских и проектных работ учащимися.    
  Итоговое занятие: «Мое творение» Конференция Защита исследовательских и проектных работ учащимися.    

Литература:
Балакирева Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль: Учебно-методическое пособие для учителей / Под редакцией А.П.Тряпициной. – СПб.: КАРО, 2005. – 96с.
Лямин А.Н. Интегративное обучение химии в современной школе. [текст]:  Монография / А.Н.Лямин. – Киров: КИПК и ПРО, 2007 – 294с.
Мелехина С.И., Серебренников Л.Н. Элективные курсы и проекты в предпрофильной подготовке школьников: уч.-метод. пособие. / Под ред. С.И. Мелехиной. - Киров: КИПК и ПРО, 2006 – 232с.
Программы элективных курсов. Химия. 8-9 классы. Предпрофильное обучение / авт. – сост. Г.А. Шипарева. – М.: Дрофа, 2006. – 78 с.
Титова И.М. Химия и искусство: 10-11 классы: методическое пособие / И.М. Титова. – М.: Вентана – Граф. 2008 – 96 с. – (Библиотека элективных курсов).
Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф. 2007 – 368 с. – (Библиотека элективных курсов).
Титова И.М. Химия и искусство: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф. 2007 – 144 с. – (Библиотека элективных курсов).
Химия для гуманитариев. 10,11 классы / сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 135 с.
Химия. 9 класс: сборник элективных курсов. Вып.3 / авт. – сост. В.Е. Морозов. - Волгоград: Учитель, 2007. – 121 с.
Химия. 10 – 11 классы: сборник элективных курсов / авт. – сост. В.Е. Морозов. - Волгоград: Учитель, 2007. – 127 с.
Химия. 11 класс. Проектная деятельность / Сост. Т.А. Мирошниченко.- Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.