Методические рекомендации Правила написания исследовательских работ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА» 
3308350131445
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.
СТРУКТУРА. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ.
Методист по организационно-массовой работе
естественнонаучного направления
первой квалификационной категории
Ю.Г. Сапожникова
Тогучин, 2017
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА» 
425386519050
В данном сборнике представлены структура и правила оформления исследовательских работ, с помощью которых юный исследователь сможет грамотно оформить и представить на публику, результат своего исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
Рекомендации по написанию исследовательской работы…………………………….4
Логика исследовательской работы …………………………………………………4
Структура исследовательской работы……………………………………………..5
Правила оформления титульного листа ………………………...…………7
Правила оформления таблиц и иллюстраций …………………..…………7
Правила представления формул, написания символов …………………...8
Правила оформления цитат и ссылок ……………………………………...9
Правила оформления приложений и примечаний ……………………….10
Правила оформления библиографического списка ……………………...10
Процедура защиты исследовательской работы …………………………………11
Приложение………………………………………………………………..…………………..…..12
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
1.1. ЛОГИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная деятельность.
Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:
Найти проблему – что надо изучить.
Тема – как это назвать.
Актуальность – почему эту проблему нужно изучить.
Цель исследования – какой результат предполагается получить.
Гипотеза – что не очевидно в объекте.
Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
Методика исследования – как и что исследовали.
Результаты исследования – собственные данные.
Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
Значимость – как влияют результаты на практику.
Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.
Структура исследовательской работы стандарта, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную.
Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.
Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть актуальной, конкретной, реализуемой в имеющихся условиях. Формулировка темы может содержать спорный момент или уточнения экологического, краеведческого характера.
Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность. Обосновать актуальность можно с точки зрения научной, социальной или личностной значимости.
В исследовательской работе должна быть сформулирована цель - это сформулированный в общем виде предполагаемый результат, который будет получен в ходе исследования.
После определения цели формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать, то есть это шаги, которые необходимо осуществить для достижения цели. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования.
В исследовании важно выделить гипотезу. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями, должна быть реальной, непротиворечивой.
В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.
Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. Прописываются методы исследования.
Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.
Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.
Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста.
И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.
Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.
1.2.СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Структура исследовательской работы – это последовательность расположения ее основных частей, к которым относится основной текст (т.е. главы и параграфы), а также все части справочно-сопроводительного аппарата (таблицы, графики, программы).
Традиционно сложилась определенная композиционная структура, основными компонентами которой в порядке их расположения являются следующие:
1.      Титульный лист
2.      Оглавление
3.      Введение
 3.1. Обзор литературы
4. Технология возделывания
4.1.
4.2.
4.3. ………
5. Условия, методика и схема проведения опыта
5.1. Характеристика места проведения исследования
6. Методика исследования
6.1. Объекты исследования
6.1.1. Характеристика сортов
6.2.. Методы исследования
7. Результаты исследования
8. Заключение (выводы)
9. Список использованной литературы
10. Приложения
 
Титульный лист является первой страницей работы и заполняется  по строго определенным правилам.
После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки исследовательской работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки или давать их в другой формулировке или последовательности.
Введение. В этой части работы кратко формулируют актуальность выбранной темы, цели и задачи. Формулируют объект и предмет исследования, указывают методы исследования, теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования (где, когда, кем).
Введение – очень ответственная часть работы, она ориентирует читателя в раскрытии темы, а также содержит важные квалификационные характеристики.
В главах основной части исследовательской работы дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме, подробно рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая часть, обобщаются результаты. Все материалы, которые не являются насущно важными для понимания научной задачи, вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части,  выносятся в приложения и примечания. Содержание глав основной части должно полностью соответствовать  теме и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато,  логично и аргументировано излагать материал.
Заключение – это не просто перечень полученных результатов, а синтез накопленной в основной части информации. Здесь важно последовательно, логически стройно изложить полученные итоги и их соотношение с целью и задачами, поставленными в вводной части работы. Заключение предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования, а также конкретные задачи,  которые придется решать в первую очередь. Практические предложения значительно повышают ценность теоретического материала.
            После  заключения принято размещать библиографический список использованной литературы. Каждый литературный источник, включенный в такой список, должен иметь отражение в работе. Если автор делает ссылку на какие – либо факты или цитирует работы других авторов, то он обязательно должен указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы.  Ссылка на источник с указанием страниц может быть вставлена в основном тексте в квадратных скобках. Не следует включать в список те работы, которые фактически не были использованы. Не рекомендуется  размещать в списке справочники, энциклопедии, научно-популярные издания. Если есть необходимость использования таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте исследовательской работы.
1.2.1.ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
      Титульный лист печатают на формате А4 по следующим правилам:
      В верхнем поле титульного листа указывается название руководящей организации (полное наименование учебного заведения, научная организация, где выполнялась работа или название конкурса, куда работа представляется). Верхнее поле с указанным текстом отделяется от остальной площади титульного листа  сплошной чертой. 
        В середине титульного листа пишется фраза «Исследовательская работа», под ней крупным шрифтом без кавычек название работы. Под названием работы полностью указывается фамилия, имя автора в именительном падеже. Ниже указывают школу и класс исполнителя работы.  Фамилия, инициалы, звание научного руководителя указываются ближе к правому краю листа. В нижнем поле листа указывают город и год написания работы.
Внимание! Некоторые моменты  в оформлении титульного листа могут меняться в зависимости от требований конкурса, на который представляется работа. 
1.2.2.ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦ И ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Когда много цифрового, справочного материала или имеется необходимость в его сопоставлении,   оформляют таблицы. Если таблица одна, то ни заголовок, ни слово таблица не нужны. В этом случае в тексте слово «таблица» необходимо писать без сокращения, например:
 Как видно из таблицы…
По результатам анализа (см. таблицу) видно, что…
Если в работе две и более таблицы, то они должны быть пронумерованы, и на каждую необходима ссылка в тексте. Например:
Данные анализа (табл.5) показывают, что…
При переносе таблицы на следующую страницу заголовки вертикальных глав следует повторить и над ней поместить слова «продолжение таблицы 5». Если заголовки столбцов громоздкие, допускается их не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и на следующей странице повторяют их нумерацию. Заголовок таблицы не повторяют.
Основными видами иллюстративного материала в исследовательских работах являются: чертеж, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма и график.
Чертеж – основной вид иллюстраций в технических работах. Он используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма, оборудования или их части.
Фотография – особенно убедительное и достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Фотография – это не только иллюстрация, но и научный документ (изображение ландшафта, вида растения или животного,  расположение объекта наблюдения и т.д.).
Схема – это изображение, передающее с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, процесса и показывающее взаимосвязь главных элементов.
Диаграмма – способ изображения зависимости между величинами. К диаграммам прибегают для наглядности изображения и анализа массовых данных.
Результаты числовых данных можно представить и в виде графиков. Графики используют как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. И на графике, и на диаграмме должны быть четко отмечены единицы измерения, числовые данные, дополняющие или уточняющие величину показателей, словесные пояснения условных знаков. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку проводят в подрисуночной подписи. Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать значениями, в пределах которых рассматривается зависимость.
Иллюстративные материалы должны быть выполнены на стандартных листах бумаги тех же размеров или наклеены на стандартные листы бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям и рисункам должны быть с лицевой стороны.
1.2.3. ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОРМУЛ, НАПИСАНИЯ СИМВОЛОВ
Формула – это комбинация математических или химических знаков, выражающих какое-либо предложение.
Формулы обычно располагают отдельными строками посередине листа и внутри текстовых строк. Внутри строк рекомендуется помещать формулы короткие, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные.
Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования располагают на отдельных строках. Также поступают и с химическими уравнениями.
Нумеровать следует только наиболее значимые формулы, на которые есть ссылки в тексте. Порядковые номера формул обычно обозначают арабскими цифрами в круглых скобках и располагают  у правого края страницы. Если номер не умещается после формулы, его располагают также справа, но строкой ниже. Место номера формулы в рамке находится вне рамки против основной строки формулы по правому краю. Место номера формулы- дроби располагают на середине основной горизонтальной черты формулы.
Формула включается в предложение как полноправный элемент, поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.
Символ – это условное обозначение математических и физических величин, единиц измерения, математических знаков. В качестве символов используют буквы русского, латинского, греческого и готического алфавитов. Чтобы избежать совпадения символов различных величин, применяются индексы.
Индексом могут служить строчные буквы русского, латинского и греческого алфавита, арабские и римские цифры, штрихи. Располагаются индексы справа от символа внизу или вверху. Не допускается одновременное применение верхнего и нижнего индексов.
Экспликация – это объяснение символов, входящих в формулу. Экспликация должна отвечать следующим требованиям:
1.      Размещаться только после формулы, от которой отделяется запятой.
2.      Начинаться со слова «где».
3.      Символы надо располагать в порядке упоминания в формуле. В формулах с дробями сначала поясняют числитель, а потом – знаменатель.
4.      Должна включать все символы из формулы, после которой расположена.
 
Знаки препинания в экспликации располагаются следующим образом:
Между символом в расшифровке ставят тире.
Внутри расшифровки единицы измерений отделяют от текста запятой.
После расшифровки перед следующим символом ставят точку с запятой.
В конце последней расшифровки ставят точку, например:
 
V = S / t
 
где   S – путь, м;
        t -  время, сек.
1.2.4. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЦИТАТ И ССЫЛОК
Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного научного произведения следует приводить цитаты.  Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый материал. 
Допустимы лишь следующие отклонения:
1.                 модернизация орфографии и пунктуации по современным правилам, если написание слов и расстановка знаков препинания не являются индивидуальной особенностью стиля автора;
2.                 развертывание произвольно сокращенных  слов до полных с заключением дополнительной части слова в прямые скобки, например: [сказать];3.                 пропуск отдельных слов и фраз в цитате при условии, что мысль автора не будет искажена пропуском, а пропуск будет обозначен многоточием;
4.                 изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому строю фразы, куда они включены.
 
Цитирование автора делается только по его произведениям. Если источник труднодоступен, разрешается воспользоваться цитатой, опубликованной в каком-либо издании. При этом в библиографической ссылке пишутся слова «цитируется по:».
Если необходимо выразить свое отношение к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, после цитаты  ставят восклицательный знак или знак вопроса, который заключают в круглые скобки.
Часто по ходу текста необходимо делать ссылки на таблицы, иллюстрации, примеры, схемы, рисунки, формулы и другие элементы, расположенные по условию содержания не рядом с текстом, к которому они относятся.
Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№», например: рис.3,табл.4,  с.34, гл.2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать полностью, без сокращений, например: «из таблицы видно, что…».
Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящий в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, помещая впереди сокращение «см.».
Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки  и  размещают вверху строки (поднимают на один щелчок каретки). От основного текста сноска отделяется сплошной чертой.
Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова. Если же он относится к предложению или группе предложений, то знак ставиться в конце перед знаком препинания (за исключением вопросительного и восклицательного знаков и многоточия).
Ссылки нумеруют в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают сначала.
Чтобы не быть обвиненным в научном плагиате, следует обязательно указывать в ссылке, из какого научного источника заимствован тот или иной материал.
1.2.5. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ И ПРИМЕЧАНИЙ
Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы.
Приложениями могут быть копии подлинных документов, переписка, программные продукты, и т.д.. По форме они могут представлять собой текст, графики, таблицы, карты.
Приложения оформляются как продолжение исследовательской работы на последних ее страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в верхнем правом углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. Если работа имеет более одного приложения, то их нумеруют арабскими цифрами без знака №. Нумерация страниц, на которых  даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста работы.
Примечания – это разъяснения, дополнительные факты, рассуждения и уточнения. Примечания помещаются внутри текста в круглых скобках, или, если такие примечания содержат довольно значительный по объему материал, вносят в сноску, или располагают в конце глав и параграфов.
Примечания связываются с основным текстом, к которому они относятся, с помощью знаков сноски: арабских цифр – порядковых номеров. Иногда нумеруются звездочками
1.2.6. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА
Библиографический список (список использованной литературы) – список источников, которыми пользовался автор при  написании исследовательской работы. Такой список составляет одну из существенных частей исследовательской работы, отражающей самостоятельную творческую работу ее автора, и потому позволяет судить о степени фундаментальности проведенного исследования.
В исследовательских работах в библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте работы,  и которые фактически не были использованы. Не включаются также справочники, энциклопедии, научно-популярные издания.
Список использованной литературы оформляется после заключения к основному тексту исследовательской работы. Он может быть сгруппирован различными способами: алфавитным, тематическим, по видам изданий (официальные, государственные, справочные), смешанным, размещая источники в том порядке, в котором они использовались в тексте.
Список литературы оформляется нумерованным списком, при оформлении которого необходимо указать фамилию и инициалы автора, название источника, том, страницу (если информация берется выборочно), город, издательство, год издания, например:
1.      Скулачев В.П. Кислород в живой клетке: добро и зло.  СоросовскийОбразовательный Журнал. 1996,  № 3. Стр. 4-16
2.      Скулачев В.П. Мембранные преобразователи энергии. М.; Высш. шк.,1989.
ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Следующий этап - доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.
Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы.
Для того, чтобы лучше донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, содержать основные положения работы. Его можно составить по такому плану:
Почему избрана именно эта тема?
Какой была цель исследования?
Какие ставились задачи?
Какие гипотезы проверялись?
Какие использовались методы и средства исследования?
Какие результаты исследования были получены?
Какие выводы можно сделать по итогам исследования?
Что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении?
Надо иметь в виду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 7-10 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится «жертвовать» и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.
Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы. Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.
Приложение
ФРАЗЫ - ПОМОЩНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы и обоснование выбора темы
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …Мне всегда было интересно, почему …Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.Я заинтересовалась … после того, как однажды …Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
Актуальность
… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …В современном мире … имеет большое значение, так как …В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …Тема является предметом оживленных дискуссий …Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешностьПроблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …… всегда вызывало у людей множество вопросов …На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
Новизна
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
Цель работы
Цель работы — выяснить, почему …Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …
Задачи
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:Задачи работы:К задачам работы относятся:Изучить литературу по темеВыяснить значение терминов …Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …Провести опрос / эксперимент / наблюдениеСравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результатыСделать выводы о …
 
 
ГЛАВЫ
Первая глава (теоретическая)Основные термины и понятия, история вопроса
Ключевые понятия для нашего исследования – это ….… называется …На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …Петров В.В. понимает под термином …Сидоров С.С. рассматривает … как …Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …… — это …Сайт … предлагает следующее определение понятия …В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …Принято считать, что …Общеизвестным считается …Вначале обратимся к истории вопроса …История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….Из книги … мы узнали, что …Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …По мнению Иванова В.В. …Возможно, это связано …Кроме того, …Интересно, что …Распространённым является мнение, что …При этом необходимо подчеркнуть, что …
Вторая глава – описание исследования
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.Респондентам были заданы следующие вопросы: …Исследование проводилось на материале …В качестве материала для исследования мы взяли ….Источником примеров стали …Результаты анкетирования представлены в таблице 1.На рисунке 2 вы можете видеть …На рисунке 3 представлены …В данном случае мы видим … / имеем дело с …При этом нельзя не отметить …Обращает на себя внимание тот факт, что …Диаграмма показывает …
 
ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы по главам
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …Таким образом, мы видим …Следовательно …Очевидно, что …Как видно из всего, сказанного выше …Из вышесказанного следует, что …Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …В результате проведенного исследования мы выяснили, что …В заключении необходимо отметить …Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …Главный вывод, который я сделал: …В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …Таким образом, мы убедились …Все вышесказанное доказывает, что …На основании вышесказанного логично предположить, что …Все вышесказанное убеждает нас в том, что …Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …
ЗаключениеПерспективы дальнейшего исследования
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …В перспективе было бы интересно …На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …
Назначение работы
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …Работа может представлять интерес для …Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …
Что дала работа самому исследователю
В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …Результаты исследования заставили меня задуматься …Больше всего сложностей вызвало у меня …Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …
25