Статья по литературе на тему : Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем).


Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе  литературного  произведения с точки зрения пространства,  времени  и  круга основных проблем).
Когда сейчас люди высказываются по поводу сочинения, они, как правило, вспоминают свое выпускное сочинение. А оно у всех было разным. Были времена, когда из конверта доставали три темы: одну по началу XIX века, другую— по второй половине, третью — про подвиг героев-молодогвардейцев.
Были времена, когда в школу хлынула свобода, и на сочинение давалось штук десять тем: и свободные, и по цитате, и традиционные, и нетрадиционно-интересные. Они тоже добывались из закрытого конвертика — известны были только типы тем.
Потом были времена, когда заранее публиковали все триста тем. Тут началась вакханалия, потому что издательства стали выпускать сборники золотых сочинений. Процесс написания обессмыслился — открытые темы сработали в минус.
Потом сочинение отменили. Пришел ЕГЭ.
Новый вид государственной аттестации позволяет чётко, целенаправленно подвести выпускника к необходимому стандарту знаний, умений и навыков, позволяет требовать  определённого, оговорённого их  уровня,  добиваться точных целей и задач.
Придерживаясь  общеобразовательного стандарта, учитель русского языка и литературы, работая над написанием сочинения, серьёзно и ответственно нацеливает учащихся на работу по развитию речи, по расширению кругозора, по формированию духовно- нравственных  принципов личности, её гражданской  позиции.
В значительной мере подготавливают   учащихся к написанию творческой экзаменационной  работы   уроки литературы.
Неумение учащихся выявлять, понимать, анализировать идейное содержание произведения,   незнание узловых, ключевых моментов  авторских замыслов произведения, растерянность учеников и их нежелание высказываться по содержательной части эпизодов…  Кто из нас не сталкивался на своих уроках с этими проблемами (особенно в классах со слабой подготовкой учеников)?  Вместе с тем,  это  важные аспекты  не только в  процессе познания литературы, но и в  формировании духовно- нравственного  взгляда на жизнь. По большому счёту, на наших плечах  лежит огромная ответственность, во многом от неё  зависит то,  какой личностью станет выпускник школы…
В связи со  сказанным,  хочется выделить  два  важных, на мой взгляд,  методических приёма, подхода   к анализу литературных произведений: рассмотрение любого произведения  с точки зрения пространства и времени и  круга основных проблем.
Итоги аналитической работы позволяют сказать, что эти  подходы дают возможность ученику рассуждать, думать  о назначении человека на земле, о смысле жизни, о добре и зле, о честности, порядочности, верности, истинной и мнимой женской красоте. Причём,  мотивировать свои аргументы,    размышлять  об этих философских понятиях начинают даже скромные и стеснительные ученики  (если не устно, то хотя бы письменно).
Так вот, первый  метод - рассмотрение автора, его героя сквозь призму пространства и времени -  позволяет ученику видеть систему развития литературного процесса в историческом контексте, место писателя - создателя в этом историко-литературном процессе, героя произведения во времени и пространстве.
Главное, на первом, вводном уроке,  объясняю ученикам такую философию: человек рождается, живёт и умирает в определённое время, в определённом месте, от рождения и до смерти.  Это  промежуток  - отрезок, который он как бы «вписывает» в историю развития человечества.  У каждого человека свой, специфический, жизненный путь, своё предназначение на Земле: кто-то  вырастил хороших детей, другой сделал великие открытия, третий посадил дерево, четвёртый был просто добрым человеком…- каждый реализовал себя в определённый исторический момент и в определённом месте - по – своему. В жизни каждого человека  есть светлая полоса,  чёрная,  чёрно – белая. Родись   человек  в другое время и в другом месте,  это была бы уже,  возможно, совсем другая жизнь и другая история.
Это философское размышление  для учащихся можно даже изобразить схематически: время - это вектор, пространство - круг. На векторе можно расположить исторические события: 1812 год, 1825 год, 1961 год и т.д.-  и потом отмечать на линии - векторе  жизненный отрезок  писателя, его героев. Визуальная опора позволяет наглядно представлять и надолго запоминать объяснение учителя.
Затем задача ученика состоит в том, чтобы понять,  в каком месте, в какой момент жизни оказался тот, о ком идёт речь: писатель, герой. Как правило, это оказываются переломные моменты истории, ситуации, когда кто-либо стоит перед важным выбором, и  от его  поведения, поступков,  проявлений характера и совести  зависит понимание чего- то важного для людей, для самого героя.
Возьмём обычный на первый взгляд рассказ И. Бунина «Лапти». Попробуем разобраться в пространстве: это Россия, степной хутор, дом, где смертельно болен ребёнок и где  отец в отъезде (ученики это очень легко вычленяют из текста).  Время - эпоха крепостного права, точнее - суровая зима, вьюжная ночь  и утро. Пересмотрев всех героев,  приходим к выводу, что «подводное течение» рассказа, идея приводит не к  убитой горем матери - нет никакого её поступка, не к ребёнку - автор не называет даже его имени, а, заявив в завязке о том, что он заболел,  в развязке не сообщает о судьбе больного. Здесь главным героем повествования является Нефёд,  носитель основной  идеи произведения, он настоящий герой в прямом и переносном смысле. Этот подневольный крестьянин, пожертвовав своей жизнью, пошёл в лютую непогоду за лаптями, зная, что эта  бессмысленная просьба   умирающего  не лекарство, что они не особо и помогут  ребёнку, но, имея доброе сердце,  он стремился хоть немного облегчить страдания больного.  Безусловно, яркий, красивый бескорыстный   поступок.
Если  рассматривать его с точки зрения времени и пространства  то, как реализовал себя в жизни Нефёд,  можно сказать, что  линия жизни этого  героя оборвалась неожиданно - это короткий, но достойный восхищения  промежуток жизни.  Герой   ценит больше не свою жизнь, живёт  не для  себя,  а   заботится о других,   в нём нет эгоизма, а лишь проявление светлых, добрых начал. Это стоит огромного внимания, уважения, это ценно в человеческой жизни...
Формула «пространства и времени» подойдёт для рассмотрения абсолютно любого литературного произведения. Во многих случаях идея времени и пространства прослеживается в названиях произведений.  А.И. Солженицын заглавием рассказа «Матрёнин двор»  ограничивает пространство, в котором живёт главная героиня - это в не область, не город, а всего лишь двор - таких добрых, душевных людей, как Матрёна.  Таких, как она,  немного, но они ещё есть в нутряной России. А  «Один день Ивана Денисовича» это всего лишь день  длинный и трудный в жизни заключённого сталинских лагерей, такой же,   как и весь его  лагерный срок, но ведь он сумел в таких нечеловеческих условиях остаться человеком….
Согласитесь, зная этот подход, можно составлять целостное представление о русских литературных традициях и   творческих методах.
Второй важный, как  мне представляется, подход к анализу идейного содержания   - рассмотрение  каждого изучаемого произведения  на предмет поиска проблем:  дом, семья, идеал женщины, отношение к Богу,  Родине. Сначала необходимо оговорить с учениками каждое понятие, помочь им разобраться в  этих нравственных категориях, поспорить, прийти к определённым выводам, а затем  перейти к поиску данных проблем в  изучаемом конкретном произведении. На своих уроках довольно часто ученики получают задание написать небольшие письменные работы по выявлению  значимости эпизода, идейного содержания, смыслового значения заглавия и т.д., что,  собственно, является одним из критериев работы над текстом на экзамене. Тут- то и приходится ученикам доказывать, что какая- либо проблема содержится в произведении, находить доказательства и аргументы для подтверждения своих мыслей.
Попробуем рассмотреть  это на конкретном произведении и проблеме. Представим, что нам необходимо пояснить ученикам, что значит дом, семья в широком смысле этого слова. «Дом, семья,- говорим мы  детям, - это не количество членов семьи, не материальный достаток, а те  невидимые нити, которые связывают людей - членов семьи друг с другом, это желание людей помогать друг другу в трудную минуту, поддерживать и помогать, не расстраивать, приносить радость, тепло в отношения».  А теперь возьмём повесть А.С. Пушкина «Дубровский». Можно ли, используя сказанное, назвать семью Дубровских семьёй в широком смысле этого слова? (Да, потому что здесь  Владимир, узнав о болезни отца, по первому сигналу спешит  домой, здесь даже крепостные люди проявляют заботу о помещиках  Дубровских, а сам Владимир долго разглядывает семейные архивы, ему дорого всё, что связано с домом, миром его детства). Можно ли с этих позиций  назвать семью Троекуровых семьёй?  (Нет, потому что отец Марии Троекуровой,  выдавая замуж дочь,  не думает о её счастье).
Можно, анализируя поступки героев,  пробовать  найти  отражение той или иной проблемы  в этом произведении. К примеру,  жестокость и доброта  могут уживаться в одном из героев романа А.С. Пушкина «Дубровский»   - Архипе. С одной стороны он виновник гибели приказчика и его людей - он подпёр дверь, чтобы люди не выбежали из пылающего дома. С другой стороны автор  показывает, что перед нами никакой не душегубец и злодей, а человек, который, увидев на горящем сарае кошку, говорит смеющимся детям: «Ну что вы смеётесь, видите, божья тварь мучается…», -  и спасает бедное животное. Как объяснить такое поведение? Верующий человек, знающий заповедь «Не убий!», нарушает её. Что привело его к этому? Безусловно, он доведён до отчаяния  беззаконием, который творится вокруг.  Другое дело, необходимо сказать ученикам, что нет такой причины, по которой можно лишить жизни человека.
Уроки литературы, о которых было сказано выше,  я обычно провожу   в  качестве вводных и заключительных.  Занятия  запоминаются, потому что  и ученикам, и учителю есть о чём поговорить, что обсудить,  им интересно.   Постепенно  ученик, вписывая автора ,  его героя,  даже реальных людей, современников, в  пространство и время,  взвешивая проблемы,  связанные с ними, поведение, привыкает самостоятельно оценивать  описанное и происходящее в реальной жизни, задумывается о смысле человеческого бытия... А разве это не главная задача  нашей работы при подготовке к написанию сочинения?
Главное правило, которое всегда напоминаю ученикам при подготовке к экзамену, – ничего не делать формально. Художественное произведение – это сложный, своеобразный мир, который хочется познать, почувствовать и полюбить. Мы изучаем литературу в школе не для того, чтобы сдать экзамен, а чтобы приобщиться к великой культуре, само существование которой оправдывает противоречивый путь человечества от варварства к цивилизации.