Технология проектной деятельности: применение метода проектирования «Зеркало инновационных преобразований в практике» для повышения мотивации учащихся на внеурочной деятельности.


Мастер-класс
Технология проектной деятельности:
применение метода проектирования
«Зеркало инновационных преобразований в практике»
для повышения мотивации учащихся на внеурочной деятельности.

ПОДГОТОВИЛА : Плаксина Ирина Михайловна
руководитель ШМО учителей начальных классов
МКОУ "ЯУВК №15"
г. Ялта Республика Крым
Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС
Как составить наиболее эффективный пошаговый план решения профессиональных педагогических задач в условиях введения ФГОС?
Согласно результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большая часть россиян (51 процент) негативно относится к проекту нового образовательного стандарта.
Почему это так? Можно предположить, что часть респондентов просто не представляют себе, чем реформа образования может помочь школе, для чего она нужна и как пройдет ее внедрение. Между тем, за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. По сути, происходит переход от обучения, которое понималось как передача системы готовых знаний, к обучению как умению эти знания самостоятельно добыть.
Иногда учителю не совсем понятно, что же плохого в передаче готового знания. Казалось бы, это проще, удобнее, надежнее - вот оно, «готовое к употреблению»- бери и пользуйся, зачем изобретать велосипед?
Но бывают ситуации (и в современной жизни они встречаются все чаще), когда то, чему научили, уже не действует — например, оно «устарело», или в жизни появилось что-то новое, чему не обучали вообще. Наиболее типичный пример необходимости самостоятельного получения нового знания — это освоение информационных технологий [13]. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, коренным образом преобразующей жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Даже в самой лучшей школе невозможно научить абсолютно всему, чтобы полученных знаний и опыта хватило на всю взрослую жизнь [8].
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса можно обобщенно назвать умением учиться [5]. Сегодня наиболее перспективным путем формирования этого умения признано формирование у школьников универсальных учебных действий, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.
Что входит в умение учиться? Можно назвать несколько ключевых компетенций, входящих в это понятие: способность к работе с информацией, ее пониманию, усвоению, обработке и оформлению, умение регулировать свою деятельность, владение логическими операциями и умение сотрудничать с окружающими людьми.
Все эти компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных действий. Целесообразно поэтому оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
У многих учителей сейчас возникают затруднения с разработкой плана по формированию у учащихся УУД. С чего начать, как правильно построить процесс внедрения этой инновации в практику ведения урока?
Один из способов работы с инновационным преобразованием - Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» была предложена коллективом авторов: Т.В. Светенко, И.В. Галковской и Е.Н. Яковлевой [1].
Данная методика часто используется при работе над проектом [2,3]. Она позволяет быстро и эффективно планировать свою деятельность и разбивать решение проблемы на этапы, поставив конкретную задачу на каждом из них. В результате получается не только подробный план работы по проблеме, но и анализ имеющихся ресурсов, учет рисков и четкое представление о желаемом результате вашего мини-проекта.
Рассмотрим более подробно, как именно работать по методике. Вот ее общий план: {mosregread}
Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике»
1. Постановка проблемы: Недостаточная готовность педагогов к применению современных образовательных технологий
2. Причины: (формулировки с «не» и «нет»)

5. Мероприятия, ответственные
                      
6. Ресурс: Интернет, методическая литература, кадры (школьная подготовка).
7. Продукт:
Учитель, готовый к использованию современных образовательных технологий; 
Банк данных.
8. Критерии эффективности:
Увеличение количества педагогов, использующих современные образовательные технологии
Повышение эффективности урока
Эффективность;
9. Степень разработанности проблемы
(Кто из ученых и практиков имеет опыт решения обозначенной Вами проблемы, в чем он заключается? Кто и что сделал в этой области? На какие наработки можно реально опираться, проектируя свой учебный процесс?){/mosregread}
1.. Постановка проблемы.
Здесь кратко формулируется сама суть проблемы. Итак, нужно задать себе вопрос: «Что меня волнует в моей профессиональной деятельности?» Ответ: «Низкая мотивация учащихся на внеурочной деятельности» , или подобрать другие формулировки, но сути они не меняют. Главное - чтобы проблема была обозначена четко, по возможности коротко и ясно.
Проблема: Недостаточная готовность педагогов к применению современных образовательных технологий
2. Причины: (формулировки с «не» и «нет»)
СИТУАЦИЯ МИНУС
педагог не знает, как заинтересовать учеников
педагог не владеет необходимыми методиками
педагог не умеет обучать через проблемную ситуацию
нет практики работы во внеурочной деятельности
нет необходимой материально-технической базы (оргтехника, спортивный инвентарь)
нет времени для качественной подготовки и изучения инновационных методик из-за большого количества всевозможных отчетов.
СИТУАЦИЯ ПЛЮС
3. Цель: ОБЕСПЕЧИТЬ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Цель - это то, что отражается, как в зеркале, от проблемы. Есть даже такое выражение: «цель – это зеркальное отражение проблемы». Если проблема - это была ситуация со знаком «минус», то в зеркале отражается все наоборот: ситуация меняется на «плюс», и проблема отражается как цель. Наша проблема была «Ученики не хотят учиться» - значит, нашей целью будет «Сделать так, чтобы ученики захотели учиться».
4. Задачи
Задачи «отражаются» от причин, другими словами задачи – зеркальное отображение причин. Сколько было причин - столько же должно быть поставлено задач, от каждой причины (ситуации - минус) отражается своя задача (ситуация-плюс).
педагог не знает, как заинтересовать учеников;
+ Задача: узнать, как заинтересовать учеников;
педагог не владеет необходимыми методиками;
+ Задача: овладеть методиками;
педагог не умеет обучать через проблемную ситуацию;
+ Задача: научиться работать в контексте проблемного обучения ;
нет практики работы во внеурочной деятельности
+ Задача: познакомится с опытом работы учителей на внеурочной деятельности.
нет необходимой материально-технической базы (оргтехника, спортивный инвентарь)
+ Задача: обеспечить необходимую материальную базу.
нет времени для качественной подготовки и изучения инновационных методик из-за большого количества всевозможных отчетов.
+ Задача : найти время для ознакомления и изучения современных образовательных технологий.
5. Мероприятия.
Мероприятия логически вытекают из задач. Каждая задача должна решаться в несколько этапов, решение может состоять из нескольких шагов. Эти шаги и есть мероприятия, то есть вполне конкретные действия, которые необходимо предпринять для решения задачи. При этом необходимо ответить на вопрос: сколько нужно мероприятий для решения каждой из названных задач?Но придумать мероприятия - это не так сложно. Сложнее взять на себя ответственность за их исполнение, четко обозначить, что именно будет сделано и кем. Есть такое выражение: «с кого потом спросить?» Именно для этого в методике есть пометка «ответственные».{/mosregread}
1.Задача: узнать, как заинтересовать учеников;
1.1. Узнать в Интернет, какие есть способы работы с мотивацией.
Поручить это Пономаренко Е.Е., у нее есть доступ в Интернет и она хорошо умеет собирать информацию. Попросить у нее ссылки, тексты статей и все остальное, что она найдет, в конце месяца.
1.2 . Посетить семинар в соседней школе и поделится опытом с учителями МО (ответственная Плаксина И.М.)
1.3 Подготовить сообщение ,, Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности" и обсудить его на МО начальных классов. (Ответственная Алтунина В.В.).
2 Задача: овладеть такими методиками работы с учащимися, чтобы им было интересно на занятиях по внеурочной деятельности.
2.1 Организовать на МО круглый стол по обмену опытом использования различных методик.
2.2 Пройти курсы повышения квалификации , познакомится и изучить предлагаемые инновационные методики. Поделиться опытом с коллегами.(Плаксина И.М. и Литвин Т.В.)
3 Задача: научиться работать в контексте проблемного обучения, как это выделено в концептуальных положениях ФГОС.
3.1 Прочитать статьи об обучении через проблемную ситуацию в журналах.
Попросить нашего библиотекаря подобрать несколько журналов с небольшими статьями по этой проблеме. Короткие статьи читаются легко, поэтому на ближайшем педсовете я попрошу коллег взять по одному журналу и почитать дома. Обменяемся нашими мнениями по мере прочтения. (Тарасова Л.В.)
3.2 Подобрать несколько презентаций по проблемному обучению , посмотреть и. обсудить их на МО. (Сеина Л.А.)
4 задача: познакомиться с опытом работы учителей на внеурочной деятельности.
4.1 Обменяться программами внеурочной деятельности. (Все учителя)
4.3 Подобрать разработки занятий по различным направлениям внеурочной деятельности.(Все учителя)
5 Задача: обеспечить необходимую материальную базу.
5.1. Провести беседу с администрацией школы и родительским комитетами классов об оказании помощи в обеспечении классов необходимым оборудованием. (Ленченко Е.П. т все учителя)
6 задача: найти время для ознакомления и изучения современных образовательных технологий.
6.1 Распределить между учителями и изучить каждому конкретную образовательную технологию.(Бузуева Н.В.)
6.2 Провести заседание МО в форме обмена опытом и обсуждения эффективности различных образовательных технологий. (Плаксина И.)
6. Ресурс
Ресурс – это то, чем мы обладаем для решения нашей проблемы, то, на что мы можем рассчитывать. 
В данном случае :
- Интернет (информация о способах работы с мотивацией);
- возможность посетить открытый урок в соседней школе;
- литература об инновационных методах обучения;
- статьи презентации об обучении через проблемную ситуацию в журналах;
- курсы повышения квалификации;
- программы внеурочной деятельности;
- разработки занятий.
Внутренние ресурсы:
- Самый мощный ресурс - желание педагога заниматься данной проблемой, интерес к данному вопросу. 
- Время - тоже важный ресурс, о котором не стоит забывать.
- Связи – еще один ресурс. Деловые и неформальные контакты с людьми, которые могут помочь в решении задач,
7. Продукт.
Продуктом можно считать то, что я получу в результате решения моей проблемы. Для этого нужно задать себе вопрос: что нового появится в моей профессиональной практике (или в моей жизни в целом), когда моя проблема решится? Продукт обычно формулируется с помощью существительного и отвечает на вопрос (кто? что?)
В нашем случае продуктом будет
- заинтересованный ученик (точнее, ученики).
- учитель, готовый к использованию современных образовательных технологий; 
- банк данных:
- комплект методик,
- дидактическое материалы и пособия,
- мультимедийные средства.
8. Критерии эффективности
Чтобы заполнить этот пункт, нужно задать себе вопрос: «Что следует считать хорошим результатом?» или «Как я узнаю, что мой продукт - хороший, что он удовлетворяет меня?»
В нашем проекте, где продуктом будет заинтересованный ученик, критериями эффективности можно назвать желание учеников заниматься в кружках, о котором мы узнаем с помощью следующих показателей (критериев) 1.Увеличение количества педагогов, использующих современные образовательные технологии. 2.Активность учащихся на занятиях: слушают, задают вопросы, участвуют в диалоге, открыто смотрят в глаза, смело отвечают, строят гипотезы, участвуют в обсуждениях
9. Степень разработанности проблемы
Заполнение этого пункта нужно для того, чтобы знать, на чей опыт можно опираться.
В нашем проекте это  методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» была предложена коллективом авторов: Т.В. Светенко, И.В. Галковской и Е.Н. Яковлевой [1]. и концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений/И.Г. Захарова. - М., 2005.
Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/А.В. Хуторской. - М., 2005.
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушина. - М., 2006.
http://www.klass39.ru/issledovatelskaya-rabota-v-nachalnoj-shkole/