разработка урока Понятие о местоимении. Личные местоимения»


Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог (ФИО): Бабанова Светлана Григорьевна
Предмет: химия класс: 8 а
Тема урока: «Металлы_- простые вещества»
Цели урока:
Образовательная: обеспечить в ходе урока освоение знаний об общих физических свойствах металлов;Развивающая: показать зависимость физических свойств металлов от наличия в них металлической химической связи; развивать у учащихся умения выделять главное в изучаемом материале, логически последовательно излагать свои мысли, развивать самостоятельность учащихся, используя для этого проблемные ситуации, нахождение собственных примеров из окружающей жизни; развивать эмоции и мотивы учащихся, применяя игровые ситуации;
Воспитательная: содействовать формированию мировоззренческих идей: 1) объективность и реальность окружающего мира; 2) обусловленность развития химической науки потребностями производства, жизни и быта.
Задачи урока:
Обучающие: повторить виды химической связи, особенности металлической химической связи, показать зависимость физических свойств от наличия у них металлической химической связи; показать относительность деления элементов на металлы и неметаллы на примере существования аллотропных модификаций олова;
Развивающие: развитие логического мышления, умения использовать закономерности изменения свойств атомов по положению в ПСХЭ для определения свойств металлов, умения сравнивать, выделять главное;
Воспитательные: воспитание коммуникативных навыков, устойчивой положительной мотивации к изучению химии
. Оборудование: компьютер, видеопроектор, Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, презентация к уроку «Физические свойства металлов», коллекции металлов и изделий из них (щелочные металлы в стеклянных контейнерах) , гладкое золотое обручальное кольцо, женский волос, деревянная палочка.
Этапы работы Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1
2
3
Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
определение целей, которые ставит учитель перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удаётся достичь поставленных целей;
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть усвоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
описание форм и методов изложения (представления)) нового учебного материала;
описание основных форм и методов
организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учётом особенностей класса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;
Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель этапа: обеспечение спокойной, доброжелательной обстановки для работы, психологическая подготовка учащихся к восприятию учебного материала, к общению с учителем и учащимися.
Цель для учащихся:
-включиться в предметно-практическую деятельность:
-доброжелательный настрой.
Цель для учителя:
- создать эмоционально- психологический настрой на общение;
-обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний.
Задачи:
-обеспечить готовность класса к работе на уроке;
- обеспечить готовность оборудования;
- организовать внимание учащихся;
-обеспечить доброжелательную обстановку в классе..
Цель для ученика:
- проверить качество знаний по определению свойств химических элементов по положению в ПСХЭ;
-по выделению закономерностей в изменении свойств, зависимость свойств атомов от величины радиуса атома;
-уметь определять число электронов на внешнем уровне;
-уметь определять по формуле вещества вид химической связи.
Цель для учителя:
-определить объём и качество выполнения домашнего задания в соответствии с критериями, оценить его;
- определить причины ошибок и недостатков в знаниях;
- организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.
Задачи:
-проверить правильность выполнения домашнего задания, выявить пробелы, корректировать их;
-оптимально сочетать контроль, взаимоконтроль и самоконтроль.
Методы:
-словесные – беседа, объяснение;
-иллюстративно-наглядные;
-создание игровых ситуаций;
-создание ситуации успеха.
- полный устный ответ;
-работа с ПСХЭ Д.И Менделеева –определение ХЭ по положению в таблице, изменение радиуса атома в периоде и главных подгруппах, изменение свойств в зависимости от радиуса атома, образование ионной связи, знание схемы образования металлической химической связи, определение числа электронов на внешнем энергетическом уровне;
- дополнительные вопросы;
-комментирование; объяснение;
- использование таблиц «Виды химической связи».
- игровые моменты;
-соревнование;
-диалог;
-оценка;
- похвала;
-ситуация успеха.
-правильность ответа;
-демонстрация навыков и умений в соответствии с требованиями программы;
-использование дополнительных источников для выполнения задания;
- уместное дополнение.
Цель для учащихся: изучить общие физические свойства металлов, определить связь между составом, строением и свойствами металлов.
Цель для учителя: на основе имеющихся общих знаний о металлической химической связи, об особенностях строения атомов металлов, дать представление о физических свойствах простых веществ – металлов.
Задачи: добиться формирования умения объяснять физические свойства металлов;
- обеспечить восприятие знаний в ходе коллективной, парной и индивидуальной работы.
Учитель: Ребята, посмотрите вокруг. Что нового вы видите в кабинете ? О чём мы сегодня с вами побеседуем?
Разговор пойдёт о металлах. Рассматривая коллекции, что вы можете сказать о металлах? Как сформулируем тему урока?
Записываем тему урока в тетрадь. И дальше короткая запись – физическое свойство металла, выбор «самого-самого» и (устно) применение . Открываем учебники, находим параграф.
Слайд 1. Тема урока: «Физические свойства металлов».Создаю проблемную ситуацию: многое сейчас изготавливают из пластмасс, даже шарикоподшипники научились делать. Может значение металлов не так и важно?
Слайд 2. Какое свойство металлов выделяется у предложенных металлов? А в кабинете есть что блестящее? Блеск – отражение световых лучей. Как человек использует это свойство металлов? (Могут назвать ёлочные игрушки, светлую обшивку самолётов, алюминиевую краску, пуговицы, замочки, заклёпки и др.) Самый блестящий металл – серебро.
Слайд 3. Как ещё по внешним признакам можно отличить металлы друг от друга? Внимательно посмотрите в коллекции (железо, медь, олово, алюминий, цинк, магний). Цвет.
Слайд 4. Твёрдость металлов. Проблемная ситуация – демонстрирую учащимся стеклянные контейнеры с щелочными металлами, они
помещены в маслянистую жидкость. Почему? От вашего ответа зависят определённые представления о металлах. Самые мягкие – щелочные металлы: они легко режутся ножом .Самый твердый – хром : он царапает стекло.
Слайд 5. Температура плавления и кипения. Самый легкоплавкий – ртуть (tпл. = - 38,9°С). Самый тугоплавкий – вольфрам (tпл. = 3390°С). (данные электронной таблицы).
Слайд 6. Электропроводность металлов. Самый лучший проводник электричества – серебро.
Слайд 7. Теплопроводность металлов. Демонстрация: на демонстрационном столе четыре стакана с горячей водой - в первый помещаю ложку серебряную, во второй – стальную, в третий – алюминиевую, в четвёртый – деревянную. Двое учащихся проверят быстроту нагревания ручек ложек, делают вывод. Самый лучший проводник тепла –алюминий, хуже –серебро. Вопрос :» Вас не смутило присутствие деревянной ложки? Как вы думаете, почему она здесь?» Возможны предположения - раньше ели такими ложками, красивая, лёгкая, не обожжёшься. Почему она не нагрелась. Возможный ответ – внутреннее строение. Металлы имеют кристаллическую решётку металлическую и металлическую химическую связь.
(На экране изображение одной из решёток и свободно перемещающиеся электроны). ЗАПОМНИТЕ:
такие свойства металлов, как электропроводность и теплопроводность возможны благодаря подвижности электронов. Свободные электроны отражают дневной свет, поэтому металлы блестят и не прозрачны. Благодаря свободным электронам возможно смещение одного слоя кристаллической решетки относительно другого, поэтому металлы пластичны.
Слайд 8. Ковкость и пластичность. Примеры различных видов фольги, в том числе станиоль. Самый пластичный – золото: один грамм золота можно вытянуть в проволоку длиной три километра
Слайд 9. Плотность металлов. Самый тяжелый – осмий (плотность – 22, 6 г/см3). Самый легкий – литий (плотность – 0,53 г/см3) .
Лабораторная работа. Физические свойства меди (коллекция металлов и изделий из них).Использование данных электронной ПСХЭ Д.И.Менделеева.
Медь – цвет, блеск, плотность, температура плавления. Вносят данные в таблицу. (листы с таблицей на столах у учащихся).
ЗАДАНИЕ. Предлагаю дома продолжить таблицу , определив по справочникам данные двух металлов по выбору.
Когда я училась в школе нас на уроки звал тоже звонок, но это был медный колокольчик. Вы видели такие? Возможны ответы-воспоминания о линейке, посвящённой последнему звонку для 11-классников. Демонстрация звона золота: кольцо золотое подвешивается на женском волосе и по нему делаем короткие удары деревянной палочкой. В полной тишине слышен звон металла. От чего зависит это свойство? Возможный ответ – металлическая химическая связь.
Вывод: Все металлы не прозрачны, блестящие, твердые, проводят электрический ток, проводят тепло, пластичны. Физические свойства металлов зависят от наличия у них металлической химической связи.
Демонстрация видеофрагмента – в холодильник на месяц помещают оловянного солдатика, а второго солдатика за три дня до конца месяца. Достают одновременно. Первый солдатик покрыт серыми пятнами, мелкие чешуйки сыпятся с него, второй – блестит. Дотрагиваются первым солдатиком до второго и на поверхности «здорового» появляется пятно и сыплется серая пыль. Так что же это – куда девались блеск, твёрдость? Ваше мнение? Возможно предположение, что олово – неметалл.
Записываем в тетрадь определение понятия «аллотропия».
Вывод: деление элементов на металлы и неметаллы относительно.
Формы и методы:
-словесный – беседа, рассказ;
- наглядный – мультимедийная презентация;
-информационный видеофрагмент;
- поисковый метод - узнавание нового в тексте;
- коллективная и парная формы работы;
- демонстрация эксперимента;
-создание ситуаций познавательного спора;
-_создание проблемных ситуаций.
- работа в парах с материалами коллекций;
- создание ситуации новизны;
- создание ситуации занимательности;
- активное участие в беседе;
- вопросы учителю – почему…? А что , если?
- рассказы из жизненного опыта;
- предложения «расскажите ещё о…..»;
-поощрение;
-похвала;
-оценка;
-ситуация успеха.
-
Цель для учащихся: закрепить полученные на уроке знания и умения, выполнив конкретное задание.
Цели для учителя: закрепить в памяти учащихся знания и умения, которые необходимы при выполнении самостоятельной работы по новому материалу;
- развивать коммуникативные навыки и толерантность
Задачи:
- выявить пробелы и неверные представления;
- в ходе закрепления обеспечить первичное запоминание материала..Методы: письменный контроль и самоконтроль;
Учащиеся получают листы с текстами
Задание 1.
Соотнесите:
Простое вещество
А)уголь; В) алюминий;
Б)сера; Г) золото.
Характеристика
1)твёрдое вещество жёлтого цвета;
2)притягивается магнитом;
3) способно резать стекло;
4)используется в самолётостроении;
5)является самым пластичным веществом;
6) чёрное, блестящее, твёрдое вещество;
7)используют при изготовлении спичек.
А Б В Г
Задание 2.
Выберите свойства, характерные для серебра. Ответ представьте в виде ряда чисел, соответствующих порядковым номерам правильных ответов:
твёрдое вещество серого цвета;
является металлом;
является неметаллом;
имеет металлический блеск;
используется в производстве зеркал;
6)при растворении в спирте образует антисептическоесредство;
7)твёрдое вещество фиолетового цвета.
Ответ:_____________________
.
---Некоторые учащиеся получают сдвоенные задания, то есть ответ на первый вопрос помогает понять
следующий вопрос.
Алюминий – металл
А)проводит электрический ток;
Б)не проводит электрический ток.
2. Алюминий можно использовать
А) для изготовления спичек;
Б)для изготовления проводов.
3. Скручивание алюминиевых проводов возможно, если металл обладает свойством
А) твёрдость;
Б) цвет;
В) пластичность.
4. Напишите ещё два физических свойства алюминия.
-понимание изученного материала;
- правильность выполнения задания;
- активная работа с материалом.
- индивидуальная работа с обучающимися;
- привлечение учащихся-консультантов
Цели для учащихся:
-обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;
-изучить материал параграфа;
- прочитать записи в тетради;
-подготовить устные ответы;
-ответить на вопросы упражнений письменно;
-заполнить таблицу.
. Цели для учителя:
- мотивировать обучающихся на самостоятельное выполнение домашнего задания с использованием усвоенного материала по теме.
-письменная работа должна быть оформлена аккуратно, с соблюдением требований к выполнению письменных работ;
-полные и правильные устные ответы;
-свободное владение новыми понятиями и терминами для работы с тестами на ноутбуках.
-
.
.
-