Конспект урока по русскому языку по теме Понятие о местоимении, личные местоимения (3 класс)


Тема: Понятие о местоимении, личные местоимения
Цели:
Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи.
Учить умению распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их.
Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Учить сотрудничеству, сотворчеству.
Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, логическое мышление, воображение, фантазию.
Воспитывать интерес к русскому языку, трудолюбие.
Дидактические:
- наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.
Развивающие:
- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные:
- воспитание навыка самостоятельности;
- формирование чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Ход урока
Самоопределение к деятельности
Слайд
- Прочитайте высказывание. (Нас ждут великие они.)
– Как понимаете смысл?
– Какое слово вы можете предложить вместо слова они?
–Девизом нашего урока буду эти слова, сказанные великим полководцем Суворовым (Нас ждут великие дела.)
– Теперь как понимаете?
Ведение в тему. Постановка основного вопроса урока
Слайд
- Прочитайте текст.
- Кто это рассказывает? Можете определить? Почему?
- О ком или о чём мечтает герой? Можно ли это определить?
- Какие слова нужно заменить в этом тексте, чтобы стало понятно, кто его герой и о чём он мечтает?
- Сформулируйте основной вопрос урока. (как называются выписанные слова, кого они называют, заменяют в тексте, зачем они нужны)
Сообщение темы урока
Работа в паре
- Прочитайте предложения. Какие слова вы вставите вместо точек?
- Вместо каких слов они употребляются?
- Место, какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)
Слайд МЕСТО ИМЕНИ
- Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)
МЕСТОИМЕНИЕ
- Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении. (выставить на доске)
4. Открытие новых знаний
- Для чего нужны слова, которые вы вставляли вместо точек? (Я, ты, он, она, мы, вы, они)
- Как они называются? Почему они так называются? (занимают место имени сущ.)
- На какие вопросы отвечают? (на вопросы сущ.)
- Сравните свои ответы с авторским выводом.
Слайд – работа с определением
- Прочитайте правило.
- Ответьте на вопросы словами из правила:
- Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи?
- Какие части речи заменяют местоимения?
- На какие вопросы отвечают?
- Что значит, не называют, а указывают на предмет? (если нет существительных, мы не можем понять, что именно называется, но знаем, что речь идет о человеке или предмете).
- Назовите личные местоимения.
- Сколько их? (8)
5. ФизминуткаЯ иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
- Назовите, какие местоимения встретились в стихотворении? (я, ты, мы)
6. Первичное закрепление
Слайд
- упр.291
(по заданию)
Запись в тетрадях:
гусь – он
берега – на них
гусь – я
гусь, гусёнок, гусыня – мы
Слайд
- упр.292 (прочитать по ролям)
- Кто был первым говорящим лицом в диалоге? Как этот человек себя называл?
- Кто другой участник диалога? Какое местоимение указывает на него?
- О каких других лицах говорят участники диалога?
- Какие слова на них указывают?(…)
Слайд
- Что может означать следующее предложение…
- Местоимение - часть речи, которая указывает на… (Высказывания детей.)
- Почему лиц три? Причем указано – 1, 2, 3лицо. Может местоимения делятся на три группы?
Слайд – работа со схемой
- Рассмотрите силуэты. Что они иллюстрируют? (кто участники диалога).
Слайд – заполнить таблицу на доске и у детей на листках
- С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек?
- Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.
- На сколько человек может указывать местоимение я? Значит это местоимение ед. числа.
- Если я иду с Сашей, то, как скажем о себе? (мы) Какого числа это местоимение?
Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу, запишем и запомним.
Слайд
-С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся?
- Я беседую с Никитой. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица.

- При беседе с Юлей и Егором я употреблю местоимение… (вы). Это местоимение какого числа? Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
Определим их во вторую группу.
Слайд
-С помощью каких местоимений, мы указываем на того или тех о ком говорят?
Определим их в третью группу.
Слайд
Итак, местоимения бывают:
1 лицо – я, мы
2 лицо – ты, вы
3 лицо – он, она, оно, они
-Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них?
- Значит местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т. е. бывают ед. ч и мн.ч .- Сравните наши выводы с авторскими.
7. Работа с определением - слайд
- Прочитайте правило.
- Сколько местоимений 3 лица ед.ч.(3) Назовите их.
- Как вы думаете, с чем это связано? (род)
- Назовите местоимение ж.р. ед.ч., какое у него окончание?
- Назовите местоимение м.р. ед.ч., какое у него окончание?
- Назовите местоимение ср.р. ед.ч., какое у него окончание?
- Можно ли определить род остальных личных местоимений?
- Какая еще информация содержится в рамке? (в предложениях местоимения изменяются)
- Меня, мне – это новые местоимения или формы? (это формы, я – меня, мне)
- Назовите формы местоимения ты (ты, тебя, о тебе)
Развитие умений.
- упр.294 (с комментированием у доски)
Запись в тетради:
Я (1-е лицо, ед. ч.), ты (2-е лицо, ед. ч.), он (3-е лицо, ед. ч.)Мы (1-е лицо, мн. ч.), вы (2-е лицо, мн. ч.), они (3-е лицо, мн. ч.) Он (3-е лицо, ед. ч., м.р.), она, (3-е лицо, ед. ч., ж.р.), оно (3-е лицо, ед. ч., м.р.)Ока, окно, око.
- Работа в паре
- Заполни таблицу
Если ты сорвешь цветок.
Если я сорву цветок.
Если мы сорвем цветы.
Если он, и я, и ты.
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
№ Предложение Личные местоимения
1-го лица 2-го лица 3-го лица
ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч.
1 Если ты сорвешь цветок.  + 2 Если я сорву цветок.  + 3 Если мы сорвем цветы.  + 4 Если он, и я, и ты.  + + + - Исправьте ошибки в предложениях.
1) Я ругал меня (себя) за невнимательность.
2) Он хвастун: всё время хвалит самого его (себя).
3) Он обиделся на (н)их.
4) Мы с (н)ими давно дружим.
5) Они ждали (н)его.
6) Я горжусь (н)им.
Подведение итогов урока
Что нового узнали?
Что такое местоимение?
Как называют местоимения, которые указывают на лица? (личные)
С помощью какого местоимения человек указывает на себя? (я)
Какое местоимение вы используете, если надо указать на человека женского пола, который не участвует в разговоре? (она)
Назовите местоимение 2лица ед. числа. (ты)
Какие местоимения изменяются по родам? (3 лица ед. числа)
Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».
№ Высказывание Оценивание
1 Я понял, что такое местоимение 2 Я могу определить лицо и число (род) местоимения 3 Я могу заменить существительное местоимением 4 Я не допускал ошибок в самостоятельной работе 5 Я допустил ошибки в самостоятельной работе 10.Д/з: с.70-71 упр.1, правила
Вставьте подходящие слова:
Позвольте представиться: Афанасий. ____ живу в учебнике «Маленькая дверь в большой мир».
Ну что за помощник! Сынок, когда _________ успел всё убрать?
На ветке сидел воробей. __________ чистил свои пёрышки.
На соседнюю ветку села ворона. ________ громко закаркала.
Я, Петя и Саша - друзья. _________ живем в одном доме.
Я люблю читать книги. _________ помогают мне хорошо учиться.
Молодцы, дети! _________ очень старались на уроке.
Вставьте подходящие слова:
Позвольте представиться: Афанасий. ____ живу в учебнике «Маленькая дверь в большой мир».
Ну что за помощник! Сынок, когда _________ успел всё убрать?
На ветке сидел воробей. __________ чистил свои пёрышки.
На соседнюю ветку села ворона. ________ громко закаркала.
Я, Петя и Саша - друзья. _________ живем в одном доме.
Я люблю читать книги. _________ помогают мне хорошо учиться.
Молодцы, дети! _________ очень старались на уроке.
Вставьте подходящие слова:
Позвольте представиться: Афанасий. ____ живу в учебнике «Маленькая дверь в большой мир».
Ну что за помощник! Сынок, когда _________ успел всё убрать?
На ветке сидел воробей. __________ чистил свои пёрышки.
На соседнюю ветку села ворона. ________ громко закаркала.
Я, Петя и Саша - друзья. _________ живем в одном доме.
Я люблю читать книги. _________ помогают мне хорошо учиться.
Молодцы, дети! _________ очень старались на уроке.
Вставьте подходящие слова:
Позвольте представиться: Афанасий. ____ живу в учебнике «Маленькая дверь в большой мир».
Ну что за помощник! Сынок, когда _________ успел всё убрать?
На ветке сидел воробей. __________ чистил свои пёрышки.
На соседнюю ветку села ворона. ________ громко закаркала.
Я, Петя и Саша - друзья. _________ живем в одном доме.
Я люблю читать книги. _________ помогают мне хорошо учиться.
Молодцы, дети! _________ очень старались на уроке.
Вставьте подходящие слова:
Позвольте представиться: Афанасий. ____ живу в учебнике «Маленькая дверь в большой мир».
Ну что за помощник! Сынок, когда _________ успел всё убрать?
На ветке сидел воробей. __________ чистил свои пёрышки.
На соседнюю ветку села ворона. ________ громко закаркала.
Я, Петя и Саша - друзья. _________ живем в одном доме.
Я люблю читать книги. _________ помогают мне хорошо учиться.
Молодцы, дети! _________ очень старались на уроке.
Ф.И.____________________________________________________________________
Тема: Местоимение. Понятие о местоимении. Личные местоимения
Заполни таблицу
Личные местоимения
Число лицо лицо лицо
Заполни таблицу
№ Предложение Личные местоимения
1-го лица 2-го лица 3-го лица
ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч.
1 Если ты сорвешь цветок.  2 Если я сорву цветок.  3 Если мы сорвем цветы.  4 Если он, и я, и ты.  Исправьте ошибки в предложениях.
Я ругал меня за невнимательность. Он хвастун: всё время хвалит самого его.
Он обиделся на их. Мы с ими давно дружим. Они ждали него. Я горжусь ним.
Выбери ответ
1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.
2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:
а) ель б) ем в) ты
5. Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы б) она, он в) в, о
6.* Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.
7.* Прочитайте текст, определите границы предложений. Подчеркните предложения с местоимениями.
Ночью выпал снег он покрыл землю пушистым ковром налетела вьюга она подняла в воздух легкие снежинки они закружились в хороводе
Отметь «+» или «-» :
№ Высказывание Оценивание
1 Я понял, что такое местоимение 2 Я могу определить лицо и число местоимения 3 Я могу заменить существительное местоимением 4 Я не допускал ошибок в самостоятельной работе 5 Я допустил ошибки в самостоятельной работе Отметь «+» или «-» :
№ Высказывание Оценивание
1 Я понял, что такое местоимение 2 Я могу определить лицо и число местоимения 3 Я могу заменить существительное местоимением 4 Я не допускал ошибок в самостоятельной работе 5 Я допустил ошибки в самостоятельной работе Отметь «+» или «-» :
№ Высказывание Оценивание
1 Я понял, что такое местоимение 2 Я могу определить лицо и число местоимения 3 Я могу заменить существительное местоимением 4 Я не допускал ошибок в самостоятельной работе 5 Я допустил ошибки в самостоятельной работе Отметь «+» или «-» :
№ Высказывание Оценивание
1 Я понял, что такое местоимение 2 Я могу определить лицо и число местоимения 3 Я могу заменить существительное местоимением 4 Я не допускал ошибок в самостоятельной работе 5 Я допустил ошибки в самостоятельной работе Отметь «+» или «-» :
№ Высказывание Оценивание
1 Я понял, что такое местоимение 2 Я могу определить лицо и число местоимения 3 Я могу заменить существительное местоимением 4 Я не допускал ошибок в самостоятельной работе 5 Я допустил ошибки в самостоятельной работе