Сценарий интеллектуального батла в рамках Предметной недели русского языка и литературы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Сценарий
интеллектуального батлав рамках Предметной Недели
русского языка и литературы
среди учащихся
5-а, б классов
учитель русского языка и литературы
Ефремова Елена Львовна
г. Новомосковск, 2015
Цель:
-прививать любовь к великому русскому языку, повышать общую языковую культуру;
-развивать любознательность, познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету;
-учить общению со сверстниками и единомышленниками, формировать чувство коллективизма.
1. Визитка
2.»Разминка»(устно)
Учитель:
-Ребята, вы знаете, пословицы и поговорки, давайте их, вспомним, я начинаю, вы продолжаете. За каждый правильный ответ 1 балл
Без русского языка не сколотишь и сапогаРусский язык сила слабого!Велик и могуч русский язык
Язык — стяг, дружину водит. Язык царствами ворочает.
Колокольню видим, а кабака доспроситься можно
Много знай, да мало бай! -Много баить не подобает.
Никто за язык не тянет.
И глух, и нем — греха не вем.
Один говорит — красно, двое говорят — пестро.
Кто меньше толкует, тот меньше тоскует.
Сижу у печи да слушаю людские речи.
Язык один, и в будни и в праздник.
Меньше ври, больше ешь, спи да грезь на себя!
2. Составить слова
1- команда (мальчики) «РУССКИЙ ЯЗЫК»
2- команда (девочки) «ЛИТЕРАТУРА»
4.Выразительное чтение стихотворение (5 баллов)
Великий могучий русскийЯзык показал я французу,А он показал – французский,А я дал месье по пузу.Мы в бой с ним вступили близкий,Катались, вопили, рычали…Но тут показал нам английскийНахальный один англичанин.Тогда мы с французом всталиИ два языка показали.Он сразу полез с нами в драку,И в боксе он был неслабым:Мы с ним показали поляку,Китайцу и двум араб.С трудом нас подняли прохожие…И поняли мы, дураки:Какие у нас похожиеВеликие языки!(А. Усачёв)
Неграмотный пират.Жил на свете некультурный И неграмотный пират. Бросить мусор мимо урны Был пират ужасно рад. Безо всякого стыда В море грабил он суда, А на чтенье умных книжек Не затрачивал труда. Как-то раз решил пират Закопать на пляже клад, Ровно тридцать три рубина, Каждый весом в сто карат. Но никак решить не может: Чтобы кладу не пропасть, В яму клад ему полОжить, ПоложИть или поклАсть? "Вдруг",- он мыслит, - "На беду, Клад неверно покладу? Эдак я, с таким раскладом, Вовсе по миру пойду!" Грусть-печаль пирата гложет, Отложил пират ножи. ПоложИть, или полОжить - Как же правильно, скажи?
(А. Ерошин)
5.»Занимательная фразеология»
Учитель:
Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола». Ответьте на вопрос, какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал?
Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык.
 
Говорят, наши пороки – продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное – призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык – в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря – за зубами. В противном случае – тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш – враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание – золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них – обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).
 
Фразеологизмы:
Тянуть за язык – вынуждать что-либо сказать, ответить.
Развязать кому-то язык – заставить говорить.
Находить общий язык – договариваться.
Прикусить язык – замолчать.
Придержать язык – помалкивать, поменьше говорить.
Проглотить язык – замолчать.
Держать язык на привязи / за зубами – молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.
Типун тебе на язык – недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.
Чтоб у меня язык отсох – клятвенного заверение в том, что сказанное мной – правда.
Язык без костей – кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.
Наступают на язык – заставляют молчать.
Укоротить язык – заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.
Не дать языку воли – не позволять говорить лишнее.
Длинный язык – кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.
Злой язык – манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.
Язык плохо подвешен – кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.
6. «Блиц- опрос» (за каждый правильный ответ 1 балл) 
1.Раздел русского языка, изучающий морфемы слова. (Морфемика).
2.Раздел науки, изучающий постановку знаков препинания. (Пунктуация).
3.Слова с противоположным значением. (Антонимы).
4.Слова, разные по написанию, но одинаковые по лексическому значению. (Синонимы).
5.Часть речи, обозначающая действие предмета. (Глагол)
6. Часть речи, обозначающая предмет .(Существительное)
7.Предложение с одной грамматической основой называется..(простое)
8.Является ли обращение членом предложения? (не является).
7.Составление синквейна «Русский язык».
8.»Собери текст» (Расположить предложения в правильном порядке, чтобы получился связный текст)
Через месяц после прилёта трясогузки вьют гнёзда из стеблей и листьев растений недалеко от воды.
В тростнике вдоль речки бежит небольшая стройная птичка. У неё длинные тонкие ноги и очень длинный хвост. Она беспрестанно покачивает своим чёрным хвостиком, на ходу склёвывает насекомых.
Отличить птенцов от взрослых птиц нетрудно: у них куцые хвостики и неяркое оперение. В конце лета трясогузки собираются в небольшие стаи и улетают зимовать в тёплые страны.Внутри гнёздышко выстилают шерстью животных и конским волосом. Через месяц там появляются птенцы. Они ужасные обжоры. Заботливым родителям приходится более трёхсот раз в день Трясогузки прилетают к нам с юга ранней весной. Только реки начинают освобождаться ото льда, а трясогузки уже здесь. Небольшими стайками бегают они по люду, по берегам рек, разыскивают себе пропитание приносить своим ненасытным деткам еду.
Ответ
В тростнике вдоль речки бежит небольшая стройная птичка. У неё длинные тонкие ноги и очень длинный хвост. Она беспрестанно покачивает своим чёрным хвостиком, на ходу склёвывает насекомых.
Трясогузки прилетают к нам с юга ранней весной. Только реки начинают освобождаться ото льда, а трясогузки уже здесь. Небольшими стайками бегают они по люду, по берегам рек, разыскивают себе пропитание.
Через месяц после прилёта трясогузки вьют гнёзда из стеблей и листьев растений недалеко от воды.
Внутри гнёздышко выстилают шерстью животных и конским волосом. Через месяц там появляются птенцы. Они ужасные обжоры. Заботливым родителям приходится более трёхсот раз в день приносить своим ненасытным деткам еду.
Отличить птенцов от взрослых птиц нетрудно: у них куцые хвостики и неяркое оперение. В конце лета трясогузки собираются в небольшие стаи и улетают зимовать в тёплые страны.
2.
Ветер играл берёзовыми и сосновыми верхушками. Внизу же было тихо. Мы устали, сели под деревьями, выложили нашу добычу, стали перебирать грибы.
В конце лета в окрестных лесах много грибов. И вот мы в лесу. Мы решили собирать только белые грибы, подосиновики и подберёзовики. Мы спустились по отлогому склону холма, и нас обступили берёзы. Среди них попадались осины и одиночные сосны.
Грибы мы срезали, тщательно очищали от земли. Скоро мы стали встречать местных грибников с тяжёлыми полными корзинами и вёдрами.
Вокруг берёз разрослись целые семьи боровиков, которые здесь располагались плотно друг к другу. На полянках на зелёной травке хорошо выделялись яркие шляпки подосиновиков, жёлтые рыжики.
Ответ
В конце лета в окрестных лесах много грибов. И вот мы в лесу. Мы решили собирать только белые грибы, подосиновики и подберёзовики. Мы спустились по отлогому склону холма, и нас обступили берёзы. Среди них попадались осины и одиночные сосны.
Вокруг берёз разрослись целые семьи боровиков, которые здесь располагались плотно друг к другу. На полянках на зелёной травке хорошо выделялись яркие шляпки подосиновиков, жёлтые рыжики.
Грибы мы срезали, тщательно очищали от земли. Скоро мы стали встречать местных грибников с тяжёлыми полными корзинами и вёдрами.
Ветер играл берёзовыми и сосновыми верхушками. Внизу же было тихо. Мы устали, сели под деревьями, выложили нашу добычу, стали перебирать грибы.