Использование пословиц на уроках русского языка как средства воспитания нравственности у младших школьников

Использование пословиц на уроках русского языка как средства воспитания нравственности у младших школьников.

Асаубаева Кульбаршин Сейткеновна
КГУ « Комплекс Жангизтобинская средняя школа-детский сад»
п. Жангиз-Тобе Жарминского района
Восточно-Казахстанской области

Нравственное воспитание учащихся - одна из самых важных задач школы. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений, но уже в младшем школьном возрасте к ребенку предъявляются нравственные требования в рамках того, « что такое хорошо, а что такое плохо».
Время обучения в среднем звене - пора внушения основных нравственных правил , направленных на формирование и развитие личности ребенка. Воспитание нравственности предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, к своим обязанностям, к самому себе. Благодаря правильности нравственного воспитания у школьника формируется чувство патриотизма, товарищества, уважение к старшим, к труду, формируются его моральные качества . Все это формирует внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие , как долг, честь, совесть, достоинство.
Нравственные чувства школьников формируются как в семье и в общении со сверстниками, так и в процессе усвоения знаний. Возможности нравственного воспитания заложены в каждом школьном предмете, но особенно они широки при обучении русскому языку. Еще К.Д.Ушинский писал: « Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова,их сложение и видоизменения,но бесконечное множество понятий,воззрений на предметы,множество мыслей и чувств,художественных образов,логику и философию языка. Таков этот великий педагог-народное слово.»
И в самом деле усвоение языка не может сводиться к запоминанию определеннх граматических форм, к выработке орфографических навыков, а должно стать школой воспитания вообще, а нравственного воспитания в частности. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, знакомит с нормами поведения.
Прекрасным средством для воспитания нравственных чувств у детей являются пословицы. В них выражено общественное мнение о воспитании. Во все времена и у всех народов пословица использовалась для этической оценки поведения человека и народной жизни в целом. Для всех народов пословица является школой мудрости и добра.Пословицы-это своеобразный моральный кодекс человечества, доступный каждому,кто хочет получить совет,поощрение, назидание,запрещение или поддержку.Значение пословиц в народе огромно: « Пословица недаром молвиться», «Без пословицы не проживешь», «Пословица-всем делам помощница», «Пословица правду всем говорит».
Во-первых, пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной. Во-вторых, пословицы выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом. В-третьих, по своему содержанию пословицы очень разнообразны. Это и советы, и пожелания, нравоучения и философские обобщения, суждения и просто советы. Пословицы – это не застывший пласт русской речи, а живой, постоянно пополняющийся и изменяющийся. Они приходят в нашу речь и из литературных источников. Достаточно вспомнить афоризмы И. А. Крылова, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина («Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза», «Служить бы рад – прислуживаться тошно», «А судьи кто?», «Не пропадет ваш скорбный труд» и др.), которые прочно вошли в разговорный обиход.
Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию: «Каково семя, таково и племя», «Жить-Родине служить», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Не в том дело, что овца волка съела, а в том дело как она его ела», «Нет друга-ищи,а нашел-береги» и многие другие. Поэтому таким успешным представляется их использование в целях нравственного воспитания .
Примеры заданий, построенных на материале пословиц:
Прочтите пословицы,определите их основную мысль.Объясни, как ты их понимаешь.
Язык до Киева доведет. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Век живи-век учись.Лучше смерть славная, чем смерть позорная.не тот большую жизнь прожил,кому много лет,а тот , кто много сделал.
Прочтите. Объясните почему земля названа родной матерью.Выпишите существительные, определите род,число,падеж.
Добра мать до своих детей, а земля-до всех людей. Родная земля дороже головушки.Широкое небо-отец родной, а широкая земля-мать родная. Рыбам-вода,птицам-воздух,а человеку -земля.
Прочтите. определите их основную мысль. Докажите правильность вашей точки зрения.
Одна голова хорошо, а два лучше. Родина- мать, умей за нее постоять. Учение свет, неучения-тьма. Любишь кататься, люби саночки возить. Друг не тот,кто мелом мажет, а тот кто правду скажет.
Безусловно нет прямого пути от восприятия художественного слова, но чувства, пережитые при этом , не могут не оставить след в душе ребенка.. Поэтому задача каждого учителя-словесника воспользоваться этим строем души, чтобы помочь ребятам раскрыть их лучшие духовные и нравственные качества.
15