Выступление на педсовете: Воспитание духовности и нравственности на уроках родного (татарского) языка в условиях ФГОС»



Выступление учителя татарского языка и литературы Латиповой Р.Р. на тему: « Воспитание духовности и нравственности на уроках родного (татарского) языка в условиях ФГОС»

Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения, сформировать общую культуру личности – вот моя первостепенная задача как учителя татарского языка и литературы.
В формировании духовности, нравственности, патриотических мыслей и убеждений у учащихся, в удовлетворении их потребностей по изучению родного края, местных особенностей и традиций ведущую роль играют уроки родного языка.
В школьных учебниках татарской литературы, как и учебниках русской литературы, есть раздел «Устное народное творчество». На этих уроках с учащимися изучаем фольклорные произведения разных жанров, знакомимся с литературно - фольклорными связями в произведениях татарских писателей. Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское  творчество, фантазию, обогащают и развивают ребёнка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку. Специфика моего предмета такова, что мы на уроках занимаемся больше воспитанием, чем обучением. По программе очень много произведений, затрагивающих нравственные проблемы. Ну как можно проводить анализ текста, не говоря о положительных или отрицательных чертах литературного героя, не узнать отношение ученика к этому герою или его поступкам. И этот разговор всегда заканчивается вопросом: «А что бы ты сделал в такой ситуации?» На уроках татарского языка я использую дидактические карточки, составленные на материале с нравственной тематикой. Для карточек я использовала тексты из книг Р. Фахретдинова, Г. Тукая, К. Насыри. Карточки наряду с грамматическими материалами содержат вопросы на нравственные темы.
Уроки татарской литературы побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности , об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека. Произведение Д. Аппаковой «Шыгырдавыклы башмаклар»(«Скрипучие башмаки» ) помогает разобраться в таких понятиях как дружба между людьми, взаимопонимание. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Ярким примером тому могут служить произведения Фатиха Хусни «Малай бел‰н солдат”(«Мальчик и солдат»)(5 кл.), Мусы Джалиля «Красная ромашка»,Ибрагима Гази “Йолдызлы малай”(«Мальчик со звездой»),Лябибы Ихсановой “Лачын кыз”(«Девушка - сокол»)(6 кл.), Гаделя Кутуя “Сагыну”(«Тоска»,) Амирхана Еники “Кем Gырлады?”(«Кто пел?»)(7кл.), Мусы Джалиля “Fырларым”(«Мои песни»), Наби Даули “Яш‰_ бел‰н _лем арасында”(«Между жизнью и смертью»), Шауката Галиева “€тк‰йг‰ хат”(«Письмо отцу»)(8 кл.),Миргазыяна Юныса”Ш‰мд‰лл‰рд‰ ген‰ утлар яна”(«Пока горят свечи»)(9 кл) и многие другие. На уроках татарского языка и литературы, также на внеклассных мероприятиях ведем работу, направленную на всесторонние развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, учим детей, любить родину, уметь трудиться, быть чуткими и заботливыми по отношению к людям. Для формирования моральных понятий, мы анализируем произведения татарских писателей, поэтов, материалы из периодической печати, примеры из жизни. Дети высказывают определенные нравственные суждения, которые связаны с принятием тех или иных моральных норм, требований. Наша задача в том, чтобы ребята глубоко осознали нравственные ценности. В своей работе, как классный руководитель и как учитель, использую этические беседы, беседы на нравственные темы, диспуты по этическим проблемам. В ходе беседы уделяю больше внимания обсуждению с учащимися жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание, живому непринужденному обмену мнениями. К таким беседам дети готовятся охотно, приводят много примеров из жизни, из художественных произведений. К примеру, беседовали на тему « Семейные традиции». Учащиеся рассказывали о семейных традициях, принятых в их семье. В рассказах учеников чувствуется гордость за своих родственников.
Неоценима роль внеклассных мероприятий по татарскому языку при воспитании духовности и нравственности. Это - участие в районных конкурсах чтецов « Пою мою республику», « Тукаевские напевы», « Урал – батыр», в конкурсе песен на родных языках «Песни моего народа». На конкурс- фестиваль чтецов «Тукаевсие напевы» мы подготовили сценарий по сказкам Габдуллы Тукая. Выступление было высоко оценено членами жюри. Видеоматериалы отправили на заочный этап в Уфу.
Специфика работы учителя такова, что мы сеем зерна доброты, а прорастают они не скоро. Но если после наших уроков и мероприятий учащиеся станут хоть немного чище, добрее друг к другу и окружающим, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою работу выполненной.

15